Айдан Салахова

1964

Айдан Салахова — Коллекция фото: владимир глынин

Живопись и графика Айдан переосмысляет традиционное восточное искусство: чёрно-золотая с синим палитра, внимание к орнаменту и силуэту, точность линий – в этом видно её увлечение миниатюрой. Одна из первых среди художников на постсоветком пространстве смело начала работать с темой гендерных ролей, сексуальности, положения женщины в современном мире. Участница Венецианской биеннале (1990, 2011). Vladey

Работы Айдан Салаховой находятся в Boghossian Foundation (Брюссель. Бельгия), Teutloff Museum (Билефельд. Германия), Francois Pinault Foundation (Венеция. Италия), Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Фонде культуры «Екатерина», Новом музее Аслана Чехоева (Санкт-Петербург) и других собраниях.

 

Айдан Салахова родилась в 1964 году в Москве в семье художников: Таира Теймура Салахова, вице-президента Российской академии художников (с 1997 года), и Ванцетты Мухитдиновна Ханум. В 1987 году Сахалова окончила Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, в последствии став в 2002 году там доцентом. В 2007 году художница была избрана действительным членом Российской академии художников.

В условиях зарождения отечественного арт-рынка Айдан Салахова основала одну из первых галерей современного искусства в Москве: «Первая галерея» (1989), а в последствии – галерея «Айдан» (1992), став одним из лидеров арт-мира столицы. Деятельность галериста Салахова совмещала со своим индивидуальным творчеством, нашедшем широкий отклик в культурной среде как в странах бывшего СССР, так и на Западе. С 1990-х годов Айдан Салахова провела более 30 персональных выставок по всему миру; в 2011 году художница выступила в павильоне Азербайджана на 54-ой Венецианской биеннале, вызвав резонансную реакцию политического лидера презентуемой страны.

Скульптура и графические работы Салаховой подверглись критике со стороны президента Азербайджана Ильмаха Алиева: нарушение художницы  одного из ключевых религиозных установок  ислама (отсутствие сексуального подтекста)  и цитирование главной святыни (Черный камень в Мекке) было воспринято как оскорбление мусульманской веры. С попытками осуждения и цензуры искусства Айдан Салаховой столкнулось не впервые (например, обвинение в слишком вольной интерпретации догм ислама в видеоинсталляции 2002 года «Кааба») из-за особенностей художественного языка художницы: соединение иконографии искусства Востока с нередко сексуализированным образом женщины, провокацией через фундаментальные фаллические символы.

Тема Востока проявилась в уже ранних ученических работах художницы. Значительное влияние на Салахову оказал подход к преподаванию Таира Салахова, воспитывавшего в своих учениках модернистский взгляд. В своих работах Айдан Сахалова обращается к восточному дуалистично: как некая национальная идентичность, «корни»; в то же время – Восток глазами европеизированного общество с его маскулинным мифом ориентализма.

Главными персонажами художницы выступают женщины, покрытые чадрой или паранджой. Традиционная женская мусульманская одежда играет роль занавеса, отделяющего чистое от «нечистого»: женское тело сокрыто от мужского взгляда. Обращая внимание на социально-политические аспекты патриархального общества, Салахова переиначивает восприятие женского тела в неокапиталистическую эпоху: рекламные образы «женского» нередко оказываются подчеркнуто обнажены, обретая сексуальный подтекст. В работах же Айдан Салаховой эротизм проступает через небольшие фрагменты фигур: хрупкие и изящные женские руки, взгляд или, как в серии работ «Я люблю себя» (2005), позы, объятия и жесты. А также – с помощью емких символов: восточный минарет как фаллос, изображение вагины через множество складок белоснежной мраморной «ткани». Художница разработала собственный символический язык, используя узнаваемую зрителями иконографию: книга выступает символом познания, зеркало – самоанализа в стремлении к благочестивости, мечети и минареты – символ веры.

В противоречивом искусстве Айдан Салаховой, где невинность всегда граничит с сексуальностью через религиозное, несмотря на преобладание черт мусульманского искусства, художественный метод оказывается эклектичным. Гамма золотого, глубоко черного и чистого белого персидских миниатюр сочетается с образами и иконографией христианского искусства как западной, так и восточной традиции. Прямые и резкие складки чадры перекликаются с волнистыми драпировками греческих и эллинистических статуй; а тысячелетние традиции осмысляются в современной технике. Анастасия Тимофеенко

#90-е
Работы
Барельеф «Полумесяц»

Барельеф «Полумесяц» 2016. Белый мрамор, «зебрано», черный гранит. 150х88х15

Выставки

2021 Из цикла «Новые святые». Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2017
Vices et vertus. Eglise Saint-Loup. Намюр. Бельгия

2016 Revelations. Saatchi Gallery. Лондон. Великобритания
2015 Quabah. Teutloff museum. Virtual exhibition. Билефельд. Германия
2015 Недоступность. Серпуховской Историко-художественный музей. Серпухов
2013 Out of Body. Quadro Fine Art Gallery. Дубай. ОАЭ

2012-2013 Fascinans & Tremendum. Московский музей современного искусства. Москва

2012 Персидские миниатюры.Quadro Fine Art Gallery. Дубай. ОАЭ
2008 Персидскиеминиатюры.ГалереяXL.Москва
2007
Из серии «Красное». Проект Ив Сен Лоран. Государственный центр современного искусства. Москва

2007 Persian miniatures. AMT Gallery. Комо. Италия
2006
Айдан Салахова. Живопись, графика. Галерея «Д-137». Санкт-Петербург
2006 АЙДАН. Московский музей современного искусства. Москва

2005 Я люблю себя. ГалереяXL. Москва

2005 Абстракт. Культурный центр «ДОМ». Москва

2004 Хабиби. Галерея«Д-137». Санкт-Петербург

2004 Habibi. Orel Art Presenta Galerie. Париж. Франция

2004 MMS. Галерея XL. Москва

2002 Кааба. ГалереяXL. Москва

2002 Habibi. Galerie Volker Diehl. Берлин. Германия

2001 Живые картины. Галерея «Д-137». Санкт-Петербург

2001 Одалиска. Центральный Дом художника. Москва

2000 Спящая красавица. Галерея XL. Москва

2000 Чай в пустыне. Invogue. Москва

1999 Саспенс. Кемеровский областной музей изобразительных искусств. Кемерово

2000-1999 After the Wall. Artand Culture in post-Communist Europe. Moderna Museet. Стокгольм. Швеция 

1998 Саспенс. Галерея XL. Москва
1998 Дива. Галерея XL. Москва
1997 Антонимы.Новая Академия изящных искусств. Санкт-Петербург
1996 Новые поступления. Галерея XL.Москва
1992 Leda and the Swan. Berman-E.N. Нью-Йорк. США
1992 Golden Confession. Galleria Sprovieri. Рим. Италия
1991 Золотая исповедь. Первая галерея. Москва 


2020 Чрезвычайное положение. Галерея «Триумф». Москва
2020 Photosynthesis. Wetterling Gallery. Стокгольм. Швеция
2019 13th Cairo Biennale. International Cairo Biennale. Каир. Египет
2019 Sacrée Femme. Galerie Belem. Париж Франция
2019 Колыбель стилей. Московская центральная художественная школа. Москва
2019 Выставка мастерской Айдан Салаховой и Сергея Оссовского. THE PROCESS. New Academy. ЦСИ «Винзавод». Москва
2019 Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы. ЦВЗ «Манеж». Москва
2019 Выставка ГУМ-Red-Line. Актуальное искусство. Современные художники. ГУМ-RED-LINE. Москва
2019 Extension. AZ. Бархатные признания. Галерея «Триумф». Москва
2019 Одна семья. ГУМ-Red-Line. Москва
2018 Генеральная репетиция. V-A-C Foundation. Москва
2019-2018 From Non-Conformism to Feminisms: Russian Woman Artist from the Kolodzei Art Foundation. Миннеаполис. США
2018 Персональный подход. Московский музей современного искусства. Москва
2017 The Others. St.Agnes Church. Берлин. Германия
2016 Современные русские художники-участники Венецианской биеннале. ЦВЗ «Манеж». Москва
2015 90-е. Ельцин Центр. Екатеринбург
2015 Neoacademism in SaintPeterbirg. Museum Ludwig. Будапешт. Венгрия
2014 Новый элемент. Московский музей современного искусства. Москва
2014 Наверху. Музей Москвы. Москва
2013 Выставка произведений Президиума Российской академии художеств. Московский музей современного искусства. Москва
2013 Russia XXI. Contemporary Russian sculpture. Beelden aan Zee. Гаага.  Нидерланды
2012 Открытки от художников. Галерея Веры Погодиной. Москва
2012-2011 Искусство есть искусство есть искусство. Московский музей современного искусства. Москва
2010 Glasnost: Soviet non-conformism art from the 1980s. The Haunch of Venison. Солсбери. Великобритания
2010 Футурология. Современные русские художники и наследие авангарда. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2010 Коллекция Оли. Выставка памяти куратора Ольги Лопуховой. Фонд поддержки молодежных инициатив «Эра». Москва
2009 Эскизы инсталляций. Галерея XL. Москва
2009 День открытых дверей: особняк-гимназия-клиника-музей. Московский музей современного искусства. Москва
2009 Женщина в искусстве: образы, роли, перспективы. Московский музей современного искусства. Москва
2009 Пространственная литургия №3. ЦУM Art Foundation. Москва
2009 Будущее зависит от тебя. Московский музей современного искусства. Москва
2008 Wetterling Goes Russia. Wetterling Gallery. Стокгольм. Швеция
2007 Learning from Moscow. Positionen aktueller Kunst aus Moskau. Stadtischen Galerie Dresden. Дрезден. Германия
2007 Будущее зависит от тебя. Коллекция Пьера-Кристиана Броше. Московский музей современного искусства. Москва
2007 История в настоящем времени. Башня Федерации. Москва
2007 Движение. Эволюция. Искусство. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2007 Верю. Центр современного искусства «Винзавод». Москва
2006 Artattack! (art contemporary russe). Orel Art Galerie. Париж. Франция
2005 Портрет лица. Центр современного искусства М’AРС. Москва
2005 Искусство для Playboy. Центральный дом художника. Москва
2005 1-я Московская биеннале современного искусства. Государственный Исторический музей. Москва
2003 Neue Ansätze. Zeitgenössische Kunst aus Moskau. Kunsthalle Düsseldorf. Дюссельдорф. Германия
2003 Мастерская Арт Москва 2013. Центральный дом художника. Москва
2003 Orel Art presenta. Orel Art Galerie. Париж. Франция
2002 Актуальная русская живопись. 1992-2002. ЦВЗ «Манеж». Москва
2001 Отцы и дети. Государственный литературный музей. Москва
2000 Любовники Клавы. Центральный дом художника. Москва
1999 Русские сезоны. Леверкузен. Германия

1999 Подруги. Галерея «Феникс». Москва
1999 Культ культуры / коммуникация. Московский Форум художественных инициатив-99. ВЗ «Новый манеж». Москва 

1999 Воспоминания. Ошибки памяти. Российский государственный гуманитарный университет. Москва

1999 Вдохновение легкости. ВЗ «Центр искусств». Москва

1999 Аfter the Wall. Moderna Museet. Стокгольм. Швеция

1998 Родина. Дом-музей И. Е. Репина. Самара

1998 Неоакадемические фотографии из коллекции Новой Академии изящных искусств и частных собраний Санкт-Петербурга. Новая Академия изящных искусства. Санкт-Петербург 

1998 Неназванная. Международный форум художественных инициатив. ВЗ «Малый Манеж». Москва 

1998 История и историзмы. Музей-усадьба «Останкино». Москва

1998 Евроремонт. Славянский культурный центр. Москва

1998 250 тысяч миль. ЦВЗ «Манеж». Москва

1997 Тенденция основы. ЦВЗ «Манеж». Москва

1997 Свое кино. Кодак-киномир. Галерея «Айдан». Москва

1997 Новый Русский классицизм. The Stedelick Museum. Голландия

1997 Женщины. Американский культурный центр. Москва

1997 Второй пункт. Галерея «Феникс». Москва

1997 Moscow Studio. Corcaran museum. Вашингтон. США

1996 Чистая Родина. Проекты для Новой Зеландии. Институт современного искусства. Москва

1996 Новый русский классицизм. Галерея Ютелиус. Вильнюс. Литва

1995 Художники Против Секса. Манхеттен-Экспресс. Нью-Йорк. США

1995 Апокалипсис. Российский государственный гуманитарный университет. Москва

1995 In Moscau...in Moscau. Badischer Kunstverein. Карлсруэ. Германия

1994 Ночь искусства. Kлуб «Пилот». Москва

1993 Ренессанс и резистанс.Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

1993 Collection d'art contemporain RINACO. Moscou 1993. Caisse des Deportet Consignation – 56 rue Jacob. Париж. Франция 

1992 A Mosca...a Mosca....Comunale d'Art Moderna. Болонья. Италия

1991 Эстетические Опыты. Усадьба «Кусково». Москва

1991 Современные художники из Москвы. Seibu Art Forum. Токио. Япония

1991 Roma-Mosca. Sprovieri Galleria. Рим. Италия

1989 Раушенберг нам, Мы Раушенбергу. Первая Галерея. Москва

1989 Недорогое искусство. Первая Галерея. Москва