1943
Один из основателей соц-арта, живописец, график, скульптор. Работы строятся на иронически-радикальном совмещении узнаваемых символов советской идеологии и глобального масскульта. Играя образами, развенчивает как советское мифотворчество, так и капиталистический товарный фетишизм. Vladey
Работы Александра Косолапова находятся в The Albertina Museum (Вена. Австрия), Wihlhelm-Hack-Museum (Людвигсхафен-ам-Райн. Германия), Moderna Galerija Ljubljana (Любляна. Словения), The National Museum of American Jewish History (Вашингтон. CША), Museum Of Modern Art (Нью-Йорк. США), Solomon R. Guggenheim Museum (Нью-Йорк. США), Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Хайленд-парк. США), Centre Pompidou (Париж. Франция), Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других собраниях. ...
Александр Косолапов с 1950 по 1961 гг. учился в Московской средней художественной школе при художественном институте им. В. И. Сурикова; после обучался на скульптурном факультете Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова до 1968 г. Во время обучения тесно дружил с Леонидом Соковым, с которым (а также с Борисов Орловым) в последствии вместе жил и работал до 1974 года.
В 1960-е, начале 1970-х годов Косолапов постепенно изучает искусство «за пределами» соцреализма: о западном современном искусстве из зарубежных журналов библиотеки иностранной литературы, о многочисленных экспериментах русского авангарда благодаря нелегальным «экскурсиям» по запасникам Третьяковской галереи. Вместе с этим обучение в Строгановке, где в наименее идеологическом ключе готовили оформителей и дизайнеров, дало возможность в последствии работать в более политически-нейтральных проектах, параллельно совмещая официальную работу с «подпольными» художественными практиками, как и другие художники-нонконформисты.
В начале своего творчества (т.н. московский период) Косолапов был увлечен дада и поп-артом: уже в 1972 году были созданы первые близкие стилю поп-арт объекты (и менее политизированные чем последующие произведения автора), например, — работы «Щеколда» и «Мясорубка». Будучи знакомым с реалистической пластикой, Косолапов создавал увеличенные в размере натуралистичные подобия повседневных предметов советского быта. Гипертрофированные элементы повседневности оказываются монументализированы в качестве скульптуры, однако если в американском поп-арте подобные предметы есть отражение яркого капиталистического изобилия, окружающего индивидов, то советский «аналог» артикулирует в качестве арт-объекта то скромное и немногое, что доступно в рамках товарного дефицита. Вместе с этим западный товар-фетиш мог затеряться среди множества желаемых объектов, в том время как «Щеколда» и «Мясорубка» скорее оказывались символами «бедной» стабильности.
В 1973 году художники, основатели соц-арта Комар и Меламид, пригласили Косолапова участвовать в выставке «Соц-арт», на подготовку которой ушло более двух лет. В своих произведениях Комар и Меламид критически, с юмором и сарказмом обыгрывали и переиначивали советскую идеологию, используя ее визуальный язык, что послужило примером для нового «стилистического» направления — «соц-арта», одним из лидеров которого впоследствии стал и Александр Косолапов. Выставка 1973 года так и не состоялась из-за опасений, что она сразу же будет опечатана властями, однако в ходе ее подготовки устраивались предварительные показы, благодаря которым работы нашли своих зрителя и критика.
В 1975 году Косолапов вместе с супругой переехал в Нью-Йорк, первые годы проживания в котором оказались тяжелыми для художника с точки зрения полноправного участия в арт-рынке. В письмах к Игорю Шелковскому Косолапов писал:
«Мы внесоциальны, и поэтому не можем воткнуться в ту часть культуры, которая нам была бы близка и которой мы были бы близки. По сути дела галереи, денежные фонды, какие-то иные формы помощи для нас закрыты, т.к. это не вывески, и с улицы им не войдешь. Механизм их работы другой: нам непонятный, и поэтому для нас бездействующий… То есть на сегодня участвовать в художественной жизни N.Y. для нас недоступно. За три года пока ничего не вышло не только у меня.» (От 14.08.78 / из «Переписка художников с журналом А-Я». Том 1. М.: НЛО, 2019).
Тем не менее в Америке Косолапов открывает для себя новые художественные материалы, работая с глиной, гипсом, мраморной пылью, медью и железом; в Москве подобное разнообразие ему было недоступно. Он также же подрабатывал в мастерской Эрнста Неизвестного, который крайне положительно отзывался о художественных способностях Косолапова. В 1978 году Косолапов знакомится с коллекционером Нортоном Доджем, в последствии обладателем крупнейшей коллекции русского нонконформизма за рубежом, часть которой была подарена Художественному музею Джейн Вурхес Зиммерли Универстета Ратгерс в 1991 году. Додж купил у Косолапова 6 работ и выставил его произведения на выставке своего собрания «New Art from the Soviet Union. An Exhibition of Soviet Non-Conformist Art. Late 1960s and 1970s». Существенную роль сыграл Косолапов в появлении и популяризации журнала «А-Я» — уникального издания о неофициальном русском искусстве под редакцией Александра Сидорова и Игоря Шелковского. Косолапов активно помогал Шелковскому по организационным и техническим вопросам, писал статьи по советскому искусству и обзоры по выставкам Нью-Йорка, фактически отвечал за распространение журнала в США.
В США Косолапов в своих работах начал совмещать две парадигмы, два политических полюса посредством визуального языка поп-арта: товарные и медийные фетиши капитализма граничили с политическими идолами и идеологическими «брендами» социализма. В проекте «Ленин и Кока-кола» (1982) Косолапов совместил коммерческий логотип популярного напитка как символа Америки и профиль В. Ленина — вездесущий символ Советского Союза, — артикулируя схожую природу кажущихся противоположностей. Проект должен был быть экспонировал в качестве билбордов на Тайм-сквер, но не был реализован из-за несогласия корпорации «Coca-Cola». Прием проекта «Ленин и Кока-кола» оказывается показательным и применимым для многих последующих работ автора, создавшего многочастное в стиле соц-арт исследование различных культурных кодов; политических, экономических режимов и логики их функционирования с точки управлением социумом; специфики и природы фетиша, желания и мифа. Некоторые из произведений Косолапова иногда становились поводом для скандалов и протестов (например, в работах где религиозные образы совмещались с логотипом, например, «Макдоналдс»). Анастасия Тимофеенко
McLenin’s Next Block 1991. Холст, акрил. 178×91
2021 DTM / Дюшан Татлин Малевич. Галерея Syntax. Москва
2017 Александр Косолапов. Ленин Кока-Кола. Московский музей современного искусства. Москва
2016 Alexander Kosolapov – Icons: West & East. Galerie Sébastien Bertrand. Женева. Швейцари
2014 Alexander Kosolapov. Freedom of Vodka. Galerie Sébastien Bertrand. Женева. Швейцая
2014 Alexander Kosolapov. Galerie Vallois Sculptures. Париж. Франция
2013 Selected works — Alexander Kosolapov. Galerie Sébastien Bertrand. Женева. Швейцария
2011 Alexander Kosolapov — SOTSART. Leonard Hutton Galleries. Нью-Йорк. США
2010 Alexander Kosolapov. Galerie Vallois. Париж. Франция
2007 Alexander Kosolapov. «Mickey, Kamasutra et autres…». Galerie Vallois Sculptures. Париж. Франция
2003 Александр Косолапов. Микки-Ленин. One Work Gallery . Москва
1997 Alexander Kosolapov. Galerie Karenina. Вена. Австрия
1994 Alexander Kosolapov. Galerie Vorsetzen. Гамбург. Германия
1993 New Post-Communist Billboards oder Bilder aus dem Neuen Rußland. Galerie Inge Baecker. Кельн. Германия
1991 Alexander Kosolapov. Ruth Siegel Gallery. Нью-Йорк. США
1990 Alexander Kosolapov. Berman Gallery. Нью-Йорк. США
1987 Alexander Kosolapov. Galerie Anne Friebe. Кельн. Германия
1985 Alexander Kosolapov. Semaphore Gallery. New York. США
2022 Бронная, 10. Галерея Syntax. Москва
2021-2022 Открытки от художников. Зима. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2021 «И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством». Образы Ленина из коллекции Игоря Суханова. Музей Art4. Москва
2021 Энди Уорхол и русское искусство. Севкабель Порт. Санкт-Петербург
2019 Les non‑conformistes. Histoire d'une collection russe. Montpellier Contemporain. Монпелье. Франция
2018 And I will take you to paradise. Jugendstilsenteret & KUBE. Олессун. Норвегия
2018 Unexchangeable. Centre d'Art Contemporain. Брюссель. Бельгия
2017 Artgenève. Galerie Sébastien Bertrand. Женева. Швейцария
2016 Kollektsia! Centre Pompidou. Париж. Франция
2016 Summer show. Galerie Sébastien Bertrand. Женева. Швейцария
2016 NADA. Galerie Sébastien Bertrand. Нью-Йорк. США
2016 Artmonte-carlo. Galerie Sébastien Bertrand. Женева. Швейцария
2016 Artgenève. Art Fair. Galerie Sébastien Bertrand. Женева. Швейцария
2014 Post Pop: East Meets West. Saatchi Gallery. Лондон. Великобритания
2012 Breaking The Ice: Moscow Art, 1960-80s. Saatchi Gallery. Лондон. Великобритания
2012 Main Gallery. Russian Art of the New Millennium. Нью-Йорк. США
2011 Russian Turbulence. Charles Riva Collection. Брюссель. Бельгия
2011 I love ALDI. Wilhelm Hack-Museum. Людвигсхафен-ам-Райн. Германия
2011 The Present and Presence. Moderna Galerija. Любляна. Словения
2011 Museum of Parallel Narratives. Barcelona Museum of Contemporary Art. Барселона. Испания
2010 Decadence Now! Visions of Excess. Galerie Rudolfinum. Прага. Чехия
2010 BLITZ. Galerie A.L.F.A. Париж. Франция
2010 Glasnost: Soviet Non-Conformist Art from the 1980s. Haunch of Venison. Лондон. Великобритания
2010 Best of. Galerie Nathalie Obadia invites Artfact. Бельгия
2009 Through the past to the future. Alexandre Gertsman Contemporary Art. Нью-Йорк. США
2009 Ende der Geschichte oder Beginn der Zukunft? Kunsthalle. Вена. Австрия
2009 The Thaw and the Time After — Moscow Artists 1958—2008. Part III. Perestroika (1986—1996). Galerie Sandmann. Берлин. Германия
2008 That Obscure Object of Art. Ca’Rezzoniko. Венеция. Италия
2008 Total Enlightment — Conceptual Art in Moscow 1960–1990. Fundación Juan March. Мадрид. Испания
2008 Русское бедное. Здание Речного вокзала. Пермь
2008 Die Totale Aufklärung. Schirn Kunsthalle. Франкфурт-на-Майне. Германия
2008 Obscurum per obscurius. Tallinna Kunstihoone. Таллин. Эстония
2007 Sots Art. Art politique en Russie de 1972 à aujourd’hui. La Maison Rouge. Париж. Франция
2007 Запретное искусство - 2006. Музей А. Д. Сахарова. Москва
2007 Соцарт. Политическое искусство в России. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2006 Masters of Humor & Satire. Sloane Gallery of Art. Денвер. США
2006 Unlearn. Organized by Plug In ICA. Виннипег. Канада
2006 Artists Against The State. Ronald Feldman Fine Arts. Нью-Йорк. США
2006 Branding. Centre PasquArt. Kunsthaus d’art. Биль. Швейцария
2006 Revolution. Transit Art Space. Ставангер. Норвегия
2005 RUSSIA 2. White box. Нью-Йорк. США
2005 Смысл жизни – смысл искусства. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2005 RUSSIA! Solomon R. Guggenheim Museum. Нью-Йорк. США
2005 Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2005 Москва-Варшава. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2005 See-Food. Galerie Sandmann. Берлин. Германия
2005 RUSSIA 2. Центральный дом художника. Москва
2004 Printed light — photographic vision and the modern print. National Gallery of Australia. Канберра. Австралия
2004 Берлин-Москва. Москва – Берлин. 1950 – 2000. Государственный исторический музей. Москва
2003 Berlin-Moscow / Moscow-Berlin. 1950—2000. Martin-Gropius-Bau. Берлин. Германия
2003 Ortstermin Moskau 1970 und die Zeit danach. Galerie Sandmann. Берлин. Германия
2002 Gefährliche Spiele». Galerie Sandmann. Берлин. Германия
2000 New collection. Kupferstift Kabinett. Берлин. Германия
2000 Kosolapov, paintings. Nasher Museum of Art at Duke University. Дарем. США
1999 Kunst im untergrund. The Albertina Museum. Вена. Австрия
1999 Drama Lenin-Stalin Tragodie. Hohenthal u. Bergen Galerie. Берлин. Германия
1998 Russlands Zweite Avantgarde. Museum Moderner Kunst Wörlen Passau. Пассау. Германия
1996 Here and there, then and now: contemporary artists from the former Soviet Union. The National Museum of American Jewish History. Вашингтон. США
1995 Kunst im Verborgenen. Wilhelm-Hack-Museum. Людвигсхафен-ам-Райн. Documenta-Halle. Кассель. Германия
1995 Russian Jewish Artist in a Century of Change. The National Museum of American Jewish History. Нью-Йорк. США
1995 Prospekts. The Chase Manhattan bank. Soho Branch. Нью-Йорк. США
1995 Temporarily Possessed: The Semi-Permanent Collection. The New Museum of Contemporary Art. Нью-Йорк. США
1994 Le Saut Dans Le vide. Центральный дом художника. Москва
1993 Eastern Europian artfear. Galerie Vorsetzen. Гамбург. Германия
1992 Ex USSR. The Groninger Museum. Гронинген. Германия
1991 From Thaw to Perestroika. The Setagaya Art Museum. Токио. Япония
1991 Kunst. Europa: Sowjetunion. Kunstverein Hannover. Ганновер. Германия
1991 Transpositions. Art Museum University of South Florida. Тампа. США
1991 The Three Russian Artists. Eva Poll Gallery. Берлин. Германия
1990 Art=Money? The Gallery. Нью-Йорк. США
1990 Art and Publicity. Centre Pompidou. Париж. Франция