Александр Ней

1939

Александр Ней – советско-американский скульптор и художник; один из представителей поколения шестидесятников, творчество которого надолго осталось сокрытым для советско-русской культуры из-за эмиграции автора. В качестве основы для своих работ он обращался к художественному наследию дневних Месопотамии, Египта, Китая и других крупенейших цивилизаций ушедших времен.

Работы Александра Нея находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Джерси. Нью-Брансуик. США), Nasher Museum ofArt at Duke University (Дарем. США), Yeshiva Art Museum (Нью-Йорк. США), Mead Art Museum (Массачусетс. США), Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Русском музее и других собраниях.

Александр Ней родился в Ленинграде в 1939 году, пройдя в дальнейшем через блокаду города немецкими войсками. В послевоенное время Ней учился в Московской художественной школе при государственном академическом институте им. В. И. Сурикова с 1957 по 1959 года. С 1959 по 1967 года Александр Ней учился в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; в последние два года своего обучения художник преподавал в изостудии Дома пионеров в Ленинграде. С 1968 по 1969 года Ней работал реставратором в Государственном Эрмитаже, после чего два года был художником-постановщиком на киностудии «Ленфильм». Один из значимых заказов Александра Нея того времени – декорации для фильма Григория Козинцева «Король Лир» (1969 год.)

Художественная политика советского государства не давала возможности многим авторам реализовать свои творческие проекты; «чистое» искусство было под запретом. Некоторые представители подполья находили лазейки, совмещая монетизируемый гос. заказ и индивидуальное свободное творчество: например, Олег Васильев и Эрик Булатов работали с книжной графикой, в то время как кинетисты исследовали кинетическую форму и движение в прикладных областях (оформление улиц, выставочных павильонов и т.д.). Однако, Александр Ней должного отклика для своего творчества не нашел. На родине его работы экспонировались редко; выставочные проекты были небольшими и малоизвестными. В попытке вырваться из глобальной тоталитаристской системы художник эмигрирует сначала в Париж, а потом окончательно переезжает в Нью-Йорк. Уже на Западе произведения Нея находят своего зрителя: художник стал постоянным участником крупных выставочных проектов: как групповых, так и персональных. В особенности экспонировались работы художника во многочисленных выставках современного русского искусства в изгнании под кураторством коллекционера, писателя Александра Глезера, изгнанного за границу после организации культовой «Бульдозерной выставки» в Москве 1974 года.

Александр Ней, пройдя на раннем этапе творчества через абстрактный экспрессионизм, наиболее известен своими примитивистскими скульптурными работами из терракоты и бронзы, архаические мотивы которых художник продолжает также в объектах, живописи и графике. Еще будучи студентом Ней изучал культуру и искусство древних (древнейших) цивилизаций: от неолита и палеолита до цивилизаций Месопотамии, Китая, Америки, Африки, Египта и Австралии. Этот интерес к древнему окажется основой для всего творчества художника: грубо обработанные объекты, инкрустированные галькой; разноцветные конструкции из папье-маше; структурные «письмена» на бумаге и узнаваемый перфорированный узор на монохромной поверхности терракоты. Силуэты и «орнаменты» пробуждают далекие мифы об Ассирийских вождях, неприступном Вавилоне, воинственных шумерах и величии династий Египта. Изучение художником петроглифов, наскального искусства, традиций Древнего мира породило единый, обобщенный и легко считываемый образ Архаики, который Ней сочетает с духом технологичности. Сложнейшая техника Александра Нея в синтезе с примитивизмом пластики создает монолог не столь о прошлом, сколько о будущем в диалектике природного и искусственного: мультикультурном будущем в далеких пространствах космоса. Анастасия Тимофеенко

#70-80-е
Работы
Будущее

Будущее 1999. Терракота. 18

Выставки

2017 Экологическая оптика: Александр Ней. Государственный центр современного искусства. Москва
2016 Александр Ней. Музей ART4, совместно с галереей pop/off/art. Москва
2009 Alexander Ney: A Philosophy of Time. Mimi Fertz Gallery. Нью-Йорк. США
2009 В поисках смысла: работы Александра Нея из собрания ГЦСИ из частных коллекций. Государственный центр современного искусства. Москва
2004 Alexander Ney: Retrospective. Mimi Fertz Gallery. Нью-Йорк. США
1998 В фокусе: Александр Ней. Duke University Museum of Art. Дарем. США
1993 Alexander Ney. JCB Bank International. Rockefeller Center. Нью-Йорк. США
1992 Alexander Ney. Галерея Сайредо. Нью-Йорк. США
1979 Alexander Ney. Eduard Nakhamkin Fine Arts. Нью-Йорк. США
1975 Alexander Ney. The Art Gallery of the Port Authority Library. One World Trade Center. Нью-Йорк. США

2017-2018 Кабинет коллекционера. Перелетный кабак. Москва
2015 Люди в городе. Выставка работ из коллекции ГЦСИ. Государственный центр современного искусства. Москва
2013 Мифология Москвы. Музей Москвы. Москва
2013 Сны для тех, кто бодрствует. Московский музей современного искусства. Москва 
1999 Русское искусство конца 1950-х, начала 1980-х годов (от абстракции до концептуализма). Центральный дом художника. Москва
1999 Послевоенный русский авангард из собрания Юрия Трайсмана. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1995 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957-1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino-Museums, Moskau. Wilhelm-Hack-Museum. Людвигсхафен; Documenta-Halle. Кассель; Staatliches Lindenau-Museum. Альтенбург. Германия
1989 – 1990 Transit. Russian Artists between the East & West. Nassau County Museum of Art. Нью-Брансуик. США 
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Живопись. Часть 1. Галерея «Беляево». Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Графика. Культурный центр «На Петровских линиях». Москва
1982 25 лет советского неофициального искусства, 1956-1981. Монжерон. Франция
1982 Выставка приуроченная к фестивалю свободной русской культуры в Центре искусств при колледже Аллентауна. Allentown College Art Center. Аллентаун. США
1981 25 лет советского неофициального искусства, 1956-1981. C.A.S.E. Museum of Contemporary Russian Art. Нью-Джерси. США
1981 Семеро из России. Gallery Moscow-Petersburg. Нью-Брансуик. США
1979-1980 Биеннале неофициального русского искусства. Association du Centre des Arts et Loisirs du Vesinet. Монжерон. Франция 
1979 Quinze de Russe. Galerie Virus. Лозанна. Франция
1979 Moscou-Paris. Musee de l’art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1976 L’art russe contemporaine. Palais des Congres de Paris. Париж. Франция