1976
Сын известного художника московского андеграунда, поэта Льва Повзнера и скульптора Валерии Доброхотовой, Александр вырос в атмосфере художественной мастерской, сформировавшей его мироощущение, его восприятие искусства как формы естественной коммуникации и во многом предопределившей его путь как художника. ...
В 1990-х Александр Повзнер учился сначала в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (1993–1997), затем в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1997–1999), в обоих на факультетах скульптуры, осваивал классические материалы и техники. В Институте проблем современного искусства (ИПСИ), куда он поступает в 2008 году, изучение концептуальных практик и контекстов, основ теории и философии современного искусства помогли художнику сформулировать собственную критическую оптику. Александр Повзнер занимается графикой и живописью, делает масштабные инсталляции, создает проекты с использованием объектов ready made, будь то учебные слепки или распространенные бытовые предметы, работает в ленд-арте. Но все же основным художественным языком для Повзнера является скульптура: «Я не отношусь к скульптуре как к чему-то академическому. Это язык выражений, доступный мне. Она не заменима, не отменима, не сравнима ни с каким другим жанром. В скульптуре есть свои сильные стороны — это и форма, и отношения к размеру человека, размеру зрителя. Это больше не зрительные, а тактильные ощущения. Это мне и интересно».
Сюжеты графических серий Александра Повзнера зачастую обретают плоть и объем в скульптурных формах, а его скульптуры становятся предметом изображения живописных работ. Они демонстрируются рядом, дополняя друг друга и «множа» тот сюрреалистический эффект, какой возникает при буквальном воплощении в материале снов, мемов и аллегорий. Аллегориями общих желаний и скрытых, несбыточных порою ожиданий выступают «сросшаяся» и заполненная гипсом пара ботинок («Режим ожидания», 2011), высокая пальма из пластиковых бутылок с таким же пластиковым солнцем («Пальма», 2012), гигантских «нечеловеческих» размеров потребительские пакеты («Пошел в магазин, буду через 5 минут», 2013) или фигурки людей, явно охваченных социальными проблемами общества («Проблемы», 2015–2018).
Саморефлексия и самопознание, будь то тщательный анализ своих детских впечатлений и фантазий, исследование опыта академического обучения или каждодневных бытовых практик и рутинных занятий, становятся центральными темами для Александра Повзнера. В 2009 году на групповой выставке «Редкие виды» в Центре творческих индустрий «Фабрика» он презентует себя через свой скульптурный портрет в детстве, выполненный матерью Валерией Доброхотовой. В проекте «Коллекция Московского музея современного искусства глазами художников» в 2016 году он выставляет серию графических работ своего отца, Льва Повзнера, предваряя их своим первым детским рисунком. В автобиографических сериях «Портрет художника в детстве» (2015–2018) и «Художник» (2016, была показана в Музее современного искусства «Гараж») Александр Повзнер анализирует, из каких элементов собирается его жизнь, последовательно доказывая, что незначительные на первый взгляд каждодневные занятия в конечном итоге и формируют человека.
Искусство Александра Повзнера во многом является попыткой понять свой собственный внутренний мир, свою жизнь, свою свободу, и с помощью простых вроде бы средств он вовлекает зрителя в свой образный «водоворот», наталкивая на новые или давно забытые мысли и ощущения и передавая тот энергетический заряд, который испытает сам художник: «Я ведь самый обычный человек — не плыву на корабле, не покоряю горы, но испытываю такой же драйв в своем маленьком космосе, такие же эмоции. Знаю, на жизнь сильно влияют путешествия; это такая встряска для всего организма, который начинает утрированно работать, и ты все вокруг неожиданно начинаешь подмечать. Все равно что более интенсивный режим стиральной машины. Так вот у меня режим иной. Я борюсь с жизнью, сидя в мастерской — по большей части в одиночестве». Vladey
Ангел окраин 2021. Акрил, смешанная техника, гипс, металл. 190×91×56
Страх 2019. Алюминий, эмаль. 68×50×26
Следы 2009. Гипс, смешанная техника. 89×55
Человек-птица из серии «Оборотни» 2001. Бронза. 127×75×60
Женщина-коза из серии «Оборотни» 2001. Бронза. 120×130×65
2020 Аппендикс. Мастерская Саши Повзнера. В рамках проекта Art-Space-Hopping. Москва
2020 кусство. Галерея XL. Москва
2018 Рисунки на полях. Галерея XL. Москва
2017 Гости. ЦПКиО им. Горького. Москва
2016 Дураки. Музей Вадима Сидура. Москва
2016 Только бумага. ВЗ Пересветов переулок. Москва
2016 little resistance, little pathology. Galerie Tapir. Берлин. Германия
2015 Арт-эксперимент. Музей современного искусства «Гараж». Москва (совместно с Ириной Кориной)
2015 Отчёт о проделанной работе. Галерея XL. Москва
2014 Брутто 2. Воронежский Центр Современного Искусства. Воронеж
2014 ZDES V ETOM DOME V 2014 GODU ZHIL I RABOTAL HUDOZHNIK ALEXANDER POVZNER. Buero fuer kulturelle Uebersetzungen. Лейпциг. Германия
2013 Пошёл в магазин буду через 5 мин. Галерея XL. Москва
2012 Брутто. Галерея XL. Москва
2011 Работы. ЦТИ «Проект Фабрика». Москва
2009 Настоящее совершенное. Армянский 13. Москва
2021 Павильон Россия 2021: Уют (постпандемийный). Галерея «Электрозавод». Москва
2021 Коснитесь кнопки завтвора. Московский музей современного искусства. Москва
2021 Перерыв 15 минут. ЦСИ «Арсенал». Нижний Новгород
2021 Это сработает, если закроешь глаза. Музей Art4. Москва
2020 Музей самоизоляции. Музей Москвы. Москва
2020 Пересветов переулок. Разбор архива. Галерея «Пересветов переулок». Москва
2020 Перерыв 15 минут. Часть 1. Всероссийский музей декоративного искусства. Москва
2020 Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2020 Человек из костей, плоти и крови. Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева. Москва
2019 This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке. Московский музей современного искусства. Москва
2018 Хрупкие вещи. Галерея Osnova. Москва
2018 Простые цифры. Международный Караван-Сарай культуры Икуо Хираямы. Ташкент
2018 По краям. ВДНХ. Москва
2018 Глазами коллекционера. Cosmoscow. SmartArt. Москва
2018 Номерной фонд. Проект «Рихтер». Москва
2017 Против всех. Vladey. Москва
2017 Все о «Ну, погоди!» и современное искусство в бегах. Государственная галерея на Солянке. Москва
2017 Страшная сказка на ночь. Галерея «ГРАУНД Песчаная». Москва
2017 Простые чувства. ЦСИ «Арсенал». Нижний Новгород
2017 ...ура! Скульптура! ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2017 Триеннале российского современного искусства. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2017 The Next Conversation. Gallery Abtart. Штутгарт. Германия
2016 Выпить-Закусить. Галерея Too Much. Центральный Дом Архитектора. Москва
2016 Плей-Граунд. Галерея «ГРАУНД Песчаная». Москва
2016 Small size. Галерея XL. Москва
2016 Корень нового. Ботанический сад МГУ Аптекарский огород. Москва
2016 Взаимодействие: взгляд современных художников на коллекцию ММОМА. Московский музей современного искусства. Москва
2016 Приматы. Государственный Дарвиновский музей. Москва
2016 Альтернативные теории эволюции. Государственный Дарвиновский музей. Москва
2016 Из-под земли. Музей Вадима Сидура. Москва
2015 ...ура! Скульптура! ЦСИ «Винзавод». Москва
2015 Рабочий и колхозница. Личное дело. Выставочный центр РиК. Москва
2015 Открытые системы. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2015 Нет времени. ЦСИ «Винзавод». Москва
2015 Отчет о проделанной работе. В рамках Красноярской биеннале. Красноярск
2015 Департамант труда и занятости. Екатерибург
2015 Между Волгой и Дунаем. Москва-Братислава
2015 Скульптуры, которых мы не видим. ЦВЗ «Манеж». Москва
2015 Мысли вслух. Зверевский ЦСИ. Москва
2014 Парадный портрет. Студия 50А. Москва
2014 Если бы.. Дивногорье
2014 Москва. Барокко. Галерея «Триумф». Москва
2014 Детектив. Московский музей современного искусства. Москва
2014 Тень сомнения. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2013 Три дня в октябре. Историко-мемориальный музей Пресня. Москва
2013 Музей современного искусства: департамент труда и занятости. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2013 Ленин: Ледокол. Lentos Museum. Линц. Австрия; ВЗ «Атомный ледокол Ленин». Мурманск
2013 Невесомость. Музей «Рабочий и Колхозница». МОсква
2013 Завтра воды не будет. Московский музей современного искусства. Москва
2012 Перезагрузка. Red October gallery. Москва
2012 Кажется здесь чего то не хватает. Галерея 21. ЦСИ «Винзавод». Москва
2012 Сталкер. ВНИИ МЕТМАШ. Москва
2012 Шоссе Энтузиастов. V-A-C Foundation. Casa dei Tre Oci. Венеция. Италия
2012 Контриллюзии. Галерея 21; ДК ЗИЛ. Москва
2012 Школа свободы. Галерея Paperworks. Москва
2012 Toasting to the Revoluting. Gallery Family Business. Нью-Йорк. США
2012 Я был здесь. Открытая галерея. Москва
2011 Мы строим города. Галерея Artpeople. Москва
2011 Хорошие перспективы. Дом на Набережной. Москва
2011 Из области практического знания. Галерея GMG. Москва
2011 Пристальный взгляд меняет объект разглядывания. Открытая галерея. Москва
2011 Фантомные монументы. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2010 Живой музей перформанса. Воронежский ЦСИ. Воронеж
2010 Время, вперед? Бизнес-центр «Союз». Москва
2010 Interpolare. Вена. Австрия
2010 Редкие виды. ЦТИ «Проект Фабрика». Москва
2010 Интимный капитал. Армянский 13. Москва
2009 Save as. Армянский 13. Москва
2009 Стол. Козицкий пер. 9. Москва
2009 Дальше действовать будем мы. Воронежский ЦСИ. Воронеж
2009 Искусство после конца истории. Центральный дом художника. Москва
2008 Картина. Хорошо забытое старое. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва