1969
Анатолий Осмоловский — художник, теоретик и куратор, один из важнейших деятелей современной российской культуры. На протяжении своей деятельности вовлек в свои идеи и повлиял на множество художников. Осмоловский стремится своим творчеством поколебать устоявшиеся представления о том, что может считаться нормальным в культуре. С самого начала он был горячим сторонником левых идей и наследия искусства радикального жеста — авангарда, дадаизма и ситуационизма. Vladey
Работы Анатолия Осмоловского находятся в Museum of Contemporary Art (Антверпен. Бельгия), Ludwig Forum (Aaxен. Германия), Восточноевропейском музее современного искусства (Любляна. Словения), Государственной Третьяковской галерее, Фонде культуры «Екатерина» (Москва) и других собраниях. ...
В 1990-х годах работы Осмоловского касались преимущественно вопросов актуальной политической повестки, также он выступал с критикой модного в то время в искусстве постмодернизма, противопоставляя ему энергию и прямоту авангардного высказывания вместе с дадаистическим абсурдизмом (по иронии, сам превращаясь в постмодернизм, но это тоже показательная часть — как невозможность на тот момент из него вырваться). Одним из ярких проектов этих лет была инсталляция с настоящими леопардами под названием «Леопарды врываются в храм» (1992), посвященная модернистским движениям в искусстве XX века. В 1990-х Осмоловский был лидером целого ряда творческих объединений, выступал в роли инициатора многочисленных художественных акций — благодаря чему вошел в историю как один из ключевых представителей московского акционизма. Одной из самых известных стала акция движения «Э.Т.И.» (1990–1992), когда его участники в 18 апреля 1991 года выложили слово «хуй» на Красной площади, что выражало возмущение относительно безработицы и нищеты, наступившей в стране. В 1993 году группа «Нецезиудик» (1992–1994) выступала против разгрома новым российским президентом Верховного Совета, отчего впоследствии появилась знаменитая фотография под названием «Позор 7 октября» с запечатленными на ней полуголыми художниками на фоне полусгоревшего Белого дома.
В 1998 году движение «Против всех» (1997–2000) в дадаистическом духе реконструировало важную для истории французскую студенческую революцию 1968 года, что было приурочено к тридцатилетию события. Акция называлась «Баррикада» и проводилась на Большой Никитской, недалеко от Кремля. Были выдвинуты нарочито абсурдные «требования» участников и воспроизведены лозунги 1968 года: «Запрещено запрещать», «Вся власть воображению!», «Будьте реалистами — требуйте невозможного!» и так далее. Тем самым участники выразили, что не доверяют ни существующей власти, ни возможностям парламентской демократии.
В начале 2000-х Анатолий Осмоловский начал разрабатывать стратегии нонспектакулярного искусства — как реакцию на возникновение рынка искусства. В то время как большинство художников стремились создать работы на продажу, Осмоловский создавал работы, которые для зрителей были практически незаметны или оставляли впечатление случайности их возникновения. На ярмарке «Арт Москва» в 2001 году это были, например, «взорвавшаяся» половица в паркете и коммунистические пыльные знамена и книги, стоящие в углу. Тогда же по инициативе Осмоловского на вернисаже ярмарки раздавались бесплатно большие упаковки с углем для шашлыков, в результате художнику удалось создать абсурдную ситуацию, что большинство людей смотрят искусство с этими мешками на руках. В этот же период Осмоловский изобрел технику нанесения обычной пылью на стены изображений, в частности, он наносил ряд афоризмов («Пыльные фразы») на стены Музея современного искусства MUHA в Антверпене, который затем купил у художника эту технологию-произведение.
Вскоре такой подход к искусству стал слишком очевиден, и Анатолий Осмоловский перешел к созданию псевдоабстрактных скульптурных работ, заявляя по-авангардному радикально, что «настоящее искусство создает свое собственное время и пребывает в глубочайшей нейтральности по отношению к внешним событиям». Осмоловский использует формы обыденных, не очевидных для художественного использования объектов, как грецкий орех, хлеб, ногти, остатки конфет, башни танков, и создает скульптуры, «зависающие» между предметным и беспредметным миром. При этом изначально, следуя той же авангардистской утопии начала XX века, Осмоловский стремился избегать формирования содержания этих произведений, поскольку считает, что «Наложение содержания, возможно, один из первых этапов нейтрализации произведения искусства». Со временем художник стал наблюдать за комментариями к скульптурам, и таким образом они стали демонстрацией того, как производится дискурс современного искусства и формируется зрительское восприятие. Vladey
Это вы сделали? Нет, это вы сделали! 2012. Бронза, литье.
Из серии «Хлеба» 2008. Деревопись. 50×50×7
Московский музей современного искусства
2021 Комариный гимн. XL галерея. Москва
2018 Мягкая грань. Музей Вадима Сидура. Совместно с Александром Голынским. Москва
2015 Авангардистская канцелярия. Галерея pop/off/art. Москва
2014-2015 Расчленение. Галерея «Триумф». Москва
2013-2012 Cadavre Exquis and Dodici Suicide. Thomas Brambilla Gallery. Бергамо. Италия
2013 Parallel Convergences. Совместно с Павлом Альтхамером. Casa dei Tre Oci. Параллельная программа Венецианской биеннале. Венеция. Италия
2008-2009 Поклонение. Галерея pop/off/art. Москва
2008 Новые работы. Галерея Марата Гельмана. Москва
2006 Золотой плод Натали Сарот. Фонд «Современный Город». Москва
2006 Изделия. Stella Art Foundation. Москва
2006 Плечи Элен. Совместно с Виктором Алимпиевым. Stella Art Foundation. Москва
2004 Как политические позиции превращаются в форму. Stella Art Gallery. Москва
2003 Семь смертей в Москве. XL Галерея. Москва
2001 Инпозиция. Центральный дом художника. Москва
1999 Простыни. Галерея XL. Москва
1997 Приказ по армии искусств. Галерея XL. Москва
1996 Situative Action fur PDS. Kunstlerhaus Bethanien. Берлин. Германия
1996 My Bloody Love. Совместно с Татьяной Хэнгстлер. Галерея XL. Москва
1996 Чеченский шашлык. Галерея Марата Гельмана. Москва
1996 Кое-что время от времени выпадающее из мусорного бака. Галерея XL. Москва
1994 Мой путь. Галерея Марата Гельмана. Москва
1994 Жвачка с волосами. Галерея XL. Москва
1992 Леопарды врываются в храм. Галерея «Риджина». Москва
1991 День знаний. Совместно с К. Звездочетовым. Галерея «Риджина». Москва
2021 Учебник русского. Московский музей современного искусства. Москва
2019 Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв. Санкт-Петербург
2018 Генеральная репетиция. Московский музей современного искусства. Москва
2018 Искусство 2000-х. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2017 Ура скульптура! ВЗ «Новый манеж». Санкт-Петербург
2017 Ширяевская биеннале. Среднерусский дзен. Государственный центр современного искусства. Москва
2018-2017 Против всех. Галерея Vladey Space. Москва
2017 Триеннале российского современного искусства. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2017 Право на грядущее. Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI вв.Санкт-Петербург; Музей современного искусства «Гараж». Москва
2014 Post Pop: East Meets West.. Saatchi Gallery. Лондон. Великобритания
2014 Коллекция фонда V-A-С. Whitechapel Gallery. Лондон. Великобритания
2013 ICONS. Креативное пространство «Ткачи». Санкт-Петербург
2013 Too big or not too big. Thomas Brambilla Gallery. Бергамо. Италия
2012 Blind Hole. Thomas Brambilla Gallery. Бергамо. Италия
2012 Turbulenze. Museo Pecci. Милан. Италия
2011 Ostalgia. New museum. Нью-Йорк. США
2011 Materia prima. Russkoe bednoe. L'arte povera in Russia. Galeria Pack. Милан. Италия
2011 Новая скульптура: хаос и структура. Новый музей. Санкт-Петербург
2011 Заложники пустоты. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2010 Всегда другое искусство. Избранные произведения из коллекции Виктора Бондаренко. Государственный музей современного искусства РАХ. Москва
2009 Modernikon. Fondazione Sandretto Re Rebaudengo. Турин. Италия
2009 Новая скульптура: хаос и структура. Галерея «На Солянке». Москва
2009 3 Московская биеннале современного искусства. Против исключения проект. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2008 Будущее зависит от тебя. Новые правила. Этнографический краевой музей им. В.К. Арсеньева. Владивосток. Красноярский музейный центр. Красноярск. Дальневосточный художественный музей. Хабаровск
2008 Политика на улицах! Проект «Фабрика». Москва
2007 История российского видеоарта - том 1. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Верю! Центр современного искусства «Винзавод». Москва
2007 Урбанистический формализм. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Соц-арт. Государственная Третьяковская галерея. Москва. La Maison Rouge. Париж. Франция
2007 Мыслящий реализм. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2007 From Russia with Love. Merano arte edificio Cassa di Risparmio. Мерано. Италия
2007 Ontmoeting. Museum voor Hedendaagse Kunst Antwerpen. Антверпен. Бельгия
2007 On Geekdom. Benaki Museum. Афины. Греция
2007 Progressive Nostalgia. Centro per l'arte Contemporanea Luigi Pecci. Прато. Италия
2007 Doсumenta XII. Кассель. Германия
2007 Будущее зависит от тебя. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Who's got the Big Picture? Museum voor Hedendaagse Kunst Antwerpen. Антверпен. Бельгия
2006 Russia! Museo Guggenheim de Arte Moderno y Contemporaneo. Бильбао. Испания
2006 Modus R: Russian Formalism Today. Newton Building. Майами. США
2005 Сообщники. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2005 Hope-Stop! Зверевский центр современного искусства. Москва
2005 Любовь: между Европой и Азией. IV Ширяевская биеннале современного искусства. Ширяево. Самарская область
2005 Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2005 P.S. За красным горизонтом. Государственный центр современного искусства. Москва
2005 Angels of History. Museum van Hedendaagse Kunst Antwerpen. Антверпен. Бельгия
2005 Kollektive Kreativitat. Kunsthalle Fridericianum. Кассель. Германия
2005 Russia Redux #1. Schroeder Romero Gallery. Нью-Йорк. США
2005 Contested spaces in Post-Soviet Art: Russia Redux #2. Sidney Mishkin Gallery. Нью-Йорк. США
2005 Достоинство. Зверевский центр современного искусства. Москва
2004 Москва-Берлин/Берлин-Москва 1950 - 2000. Государственный Исторический музей. Москва
2004 Za Czerwonym Horyzontem. Zamek Ujazdowski. Варшава. Польша
2004 Seven Sins. Moderna galerija Ljubljana. Любляна. Словения
2004 Параидентичность. Зверевский центр современного искусства. Москва
2003 Utopia Station. La 50 Biennale di Venezia. Венеция. Италия
2003 Berlin-Moskau/Moskau-Berlin 1950 - 2000. Martin-Gropius-Bau. Берлин. Германия
2003 Мы - они. Центральный дом художника. Москва
2002 25 Bienal de Sao Paulo. Сан-Пауло. Бразилия
2002 Horizons of Reality. Museum van Hedendaagse Kunst. Антверпен. Бельгия
2002 ДАВАЙ!/DAVAJ! Russian Art Now. Postfuhramt. Берлин. Германия
2001 Dream Team. Галерея XL. Москва
2000 Динамические пары. ЦВЗ «Манеж». Москва. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2000 Orangerie Congress. Инсбрук. Австрия
2000 Umetnicka galerija Skopje. Скопье. Македония
1999 Безумный двойник. Центральный дом художника. Москва
1998 Ecole national superieur des beaux-arts. Париж
1997 История в лицах. 1956-1996. Центральный выставочный зал. Нижний Новгород
1997 Moscou Vandaag. The Stedelijk Museum. Гент. Бельгия
1996 Steirische Herbst. Грац. Австрия
1995 No Man's Land. Kunsthallen Nikolaj. Копенгаген. Дания
1995 Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995. Wilhelm-Hack-Museum. Людвигсхафен на Рейне; Documenta-Halle. Кассель; Staatliches Lindenau-Museum. Альтенбург. Германия; ЦВЗ «Манеж». Москва
1995 Kraftmesse. Kunstlerwerkstatt Lothinger Strasse 13. Мюнхен. Германия
1995 Konjugation. Kunsthalle. Мюнхен. Германия
1995 Партия под ключ. Политехнический музей. Москва
1995 Caravanserai of contemporary art. Assozione culturale Arte Nova. Пескара. Италия
1994 Identity and Selfhood. Museum of Contemporary Art. Хельсинки
1994 Fluchtpunkt Moskau. Ludwig Forum. Аахен. Германия
1994 Художник вместо произведения, или Прыжок в пустоту. Центральный дом художника. Москва
1994 Exchange II/Datsja. Almere. Флевополдер. Нидерланды
1994 Гамбургский проект. Центр современного искусства. Москва
1993 Trio acoustico: Dmitry Gutov. Yury Leiderman. Anatoly Osmolovsky. Centre pour la Creation Contemporaine. Тур. Франция
1993 Aperto'93. La 45 Biennale di Venezia. Венеция. Италия
1993 Труд и капитал. Центральный дом художника. Москва
1993 Exchange/Обмен. Москва
1993 Русский прорыв. Дом Культуры им. А. М. Горького. Москва
1992 Multiplicity Culture. Itinerari dell arte in un mondo che cambia. Museo del Folklore. Рим. Италия
1992 Опасные связи. Центр современного искусства. Москва
1991 День знаний. Галерея «Риджина». Москва