1981
Анна Желудь — выпускница Института проблем современного искусства (ИПСИ) Иосифа Бакштейна. Наибольшую популярность Желудь получила благодаря инсталляциям и скульптурам из металлических прутьев, кусков ДСП и бетона. Однако Бакштейн отметил, что именно в живописи художница сумела представить зрителю свою собственную версию современности. Предметный мир в ее работах, крайне многообразен: он то уравновешенный и повседневный, то брутальный и агрессивный. Vladey
Работы Анны Желудь находятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Музее Art.4 (Москва), Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Музее нонконформистского искусства (Санкт-Петербург) и других собраниях. ...
Анна Желудь родилась в 1981 году в Ленинграде. «Желудь» — псевдоним художницы; настоящее имя автора — Анна Желудковская. Окончила Санкт-Петербургском художественном училище им. Н. К. Рериха и Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица, Институт проблем современного искусства Иосифа Бакштейна.
В 2007 году проект Анны Желудь «Музей меня» (Галерея «АРТСтрелка projects, Москва, 2007) был номинирован на всероссийскую премию в области современного искусства «Инновация». В проекте метафорически были озвучены важные для художницы вопросы: «Как избежать маркированности себя? Как остаться нетронутой процессом профессионализации и коммерциализации современного искусства? Как быть не скучной, не однообразной, но при этом честной с самой собой? Исполнить в очередной раз чистый, качественный «проект» — рутина. Показать версию отработанного материала — бессмысленно. Срочно сделать что-то новое — сомнительно. Оглядываться назад — рано. Привлекательным остается только желание увидеть то, что ожидает меня в нескором будущем.» (Анна Желудь).
В 2008 году Желудь стала финалистом премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» с проектом «Учреждение культуры» (Галерея «Айдан», Москва, 2008). Художница исследовала сущность предметов как таковых, также — взаимодействие человека с предметами быта, его «осязание» окружающего мира. Желудь предложила увидеть невидимую структуру в окружающих нас бытовых ландшафтах: тонкие металлические линии формируют каркас столов, стульев, гардероба, определяя не только отношение человека к вещам, но само его состояние, мироощущение и настроение. Так, «Схема пространства элементарного счастья»: стол, стул, кровать, шкаф, картина на стене, книжка перед сном. «Схема пространства неэлементарного счастья»: примерно тот же набор предметов, только принадлежащих уже не кому-то одному, а двоим. «Анатомия мертвой природы»: базовые символы быта. «Опасные забытые вещи»: вызывающие тревогу, а на самом деле безобидные: сумки, тележки, куртки, коробки.» — прокомментировала Анна Желудь.
В 2009 году была участницей основного проекта 53-й Венецианской биеннале «Создавая миры» под кураторством Даниэля Бирнбаума; художница создала масштабную инсталляцию «Коммуникация», задействовав 1700 кг. металла. В 2010 году Желудь была номинирована на всероссийскую премию в области современного искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация» с проектом «Продолжение осмотра» (Московский музей современного искусства, 2010); в 2012 номинирована на «Инновацию» с проектом «Последняя выставка» (Gridchinhall, Дмитровское, 2012).
Также в 2012 году Анна Желудь открыла в Подмосковье свою арт-резиденцию «Аринино-арт», организованную в доме художника. Там же открылась некоммерческая галерея «Обочина» («негалерея» современного искусства»). В пилотной выставке пространства принимали участие такие художники как: Андрей Кузькин, Александр Паперно, «Миш-Маш», Наталья Тинякова.
В 2017 году проект Желудь «Пол беды, или иллюзия быта» (Музей Art4, Москва, 2017) был номинирован на премию Кандинского в номинации «Проект года». Для выставки художница создала новую одноименную серию живописных работ, продолжая свое исследование-рассуждение о мире вещей, пространстве и быте. Работы 2017 года стилистически несколько отсылают к наивному искусству; Анна Желудь не ставила перед собой задачи изобретения новой живописной манеры. Выставочное пространство было разделено на 5 зон, каждая из которых отвечала за свой предмет (бидон, чайник, гаражи, нарциссы) и также блок с изображениями с текстовыми сообщениями. «Создавая эти работы я задумывалась о том, что рано или поздно художник-экспериментатор всё же становится ремесленником. И любимые сюжеты, которые я, казалось бы, могу рисовать бесконечно, в какой-то момент становились почти невыносимыми. Поскольку для этого проекта я вместо холстов выбрала планшеты (фанеру на подрамнике), то сам по себе процесс создания напоминал занятие рукоделием, а не живописью». (Анна Желудь).
Следующим крупным персональным проектом художницы, состоящим из двух частей, были выставки «Блокнот. Часть 2» (Музей Art4, Москва, 2018) и «Блокнот. Часть 1» (Галерея 11.12, Москва, 2018), фиксирующим подробности быта московской однушки, в которую переехала Желудь за год до экспозиции. Выставочные проекты представляли собой ряд зарисовок художницы из ее квартиры, электричек, метро с фрагментами бытовых вещей, человеческих тел, натюрморты, дополненные более ранними металлическими инсталляциями художницы. Анастасия Тимофеенко
Из серии «Блокнот» 2017. Картон, темпера. 70×100
Из запоя меня вывели дипрессию сняли 2017. Фанера, темпера, матовый лак. 70×50
Из серии «Уютный уголок» 2016. Металл, сварка. Стол 95×65×46см; Кресло 113×95×86
Из серии «Уютный уголок» 2016. Металл, сварка. Шкаф 200×184×60см; Обувь 32×24×6
Свитер 2014. Холст, акрил. 100×100
Московский музей современного искусства
2022 Предмет. RuArts Foundation. Москва
2021 Персональное пространство. PA gallery. Москва
2020 Искусство из которого сделана реальность. PA gallery. Москва
2019 Анти-люстра. Галерея 11.12. Москва
2018 Блокнот. Часть 2. Галерея 11.12. Москва
2018 Блокнот. Часть 1. Музей Art4. Москва
2017 Та, которой больше не будет. Зверевский центр современного искусства. Москва
2017 Полбеды, или Иллюзия быта. Art4. Москва
2016 Домашний ресурс. Галерея 11.12. Москва
2016 Хуже чем ничего. Gridchinhall. Дмитровское
2016 После зимы. Галерея А3. Москва
2016 Аня Желудь из собраний частных коллекций. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2014 Выделенная линия. Галерея XL. Москва
2014 Домашняя археология. Открытая галерея. Москва
2014 Винтаж. Галерея Expo-88. Москва
2013 Упражнение. Галерея XL. Москва
2012 Отдам в хорошие руки. Фонд поддержки визуальных искусств «Эра». Москва
2012 Последняя выставка. Gridchinhall. Дмитровское
2012 Формальные отношения. Диалог второй: Игорь Шелковский, Анна Желудь. Москва
2011 Requisiten. Kunstraum B. Киль, Германия
2011 Spazio Personale. Galleria Nina Lumer. Милан. Италия
2010 Продолжение осмотра. Московский Музей Современного Искусства. Москва
2010 Хаммер. Marina Gisich Gallery. Санкт-Петербург
2010 Комнатное растение. Полная версия. Галерея «Айдан». Москва
2009 Аня Жёлудь в Русском музее. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2009 Комнатное растение. Объект на районе. Санкт-Петербург
2009 Не тот художник. Science Art Space. Москва
2008 Народный проект. Галерея «Люда». Санкт-Петербург
2008 Железная свадьба. Айдан галерея. Москва
2007 Музей меня. Галерея «Арт-стрелка». Москва
2007 Вещь для любви. Московский музей современного искусства. Москва
2006 Памятник Девству. Галерея «С-АРТ». Москва
2005 Кризис присутствия. Галерея А3. Москва
2005 Инвентаризация. Галерея «Expo-88». Москва
2005 Суки и женщины. Центральный Дом Художника. Москва
2005 Творческий кризис. Культурный центр Пушкинская 10. Санкт-Петербург
2022-2023 Простые формы. ММОМА. Москва
2022 Великая пустота. RuArts Foundation. Москва
2022 «Все в сад!». RuArts Foundation. Москва
2022 Режим тишины. PA Gallery. Москва
2021-2022 Незабываемое. ЦСИ «Арсенал». Москва
2021-2022 Открыти от художников. Зима. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2021 PLAYMMOMA. ММОМА. Москва
2021 Тень души, но заострённый чуть. Мультимедиа Арт музей. Москва
2021 Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города. Коломенское. Москва
2021 «Все? Это - Вы». Галерея «Синара Арт». Екатеринбург
2020 Сварка каркасов. Государственный музей архитектуры им. Щусева. Москва
2020 Живопись минус. ЦТИ «Фабрика». Москва.
2020 Поколение XIX. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2019-2020 ММОМА 99/19. Московский музей современного искусства. Москва
2019 Russia. Timeless. CCA DOX. Прага. Чехия
2019 Публичное и приватное. Cube. Москва
2018 Ballpoint pen poem. Рисунок и объект. Перелетный кабак. Москва
2018 Генеральная репетиция. Московский музей современного искусства. Москва
2018 Открытая коллекция. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2018 Chiaroscuro. Перелетный кабак. Москва
2017 Еда, лес и поле. Перелетный кабак. Москва
2017 Мир и мiръ: художественное открытие российской деревни. Красноярский музейный центр «Площадь Мира». Красноярск
2017 Простые чувства. Центр современного искусства «Арсенал». Нижний Новгород
2017 Ежегодная выставка молодого искусства. Мастерская 2007. Пространство/ Space. Московский музей современного искусства. Москва
2017 Опыты нечеловеческого гостеприимства. Московский музей современного искусства. Москва
2016-2017 Современное искусство: 1960-2000. Перезагрузка. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2016 Современные русские художники – участники Венецианской биеннале. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2016 19/92. Сначала. Московский музей современного искусства. Москва
2015 #POPART. SWATCH & MMOMA POP-UP Gallery. Москва
2014 Говорит Москва. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2014 Красота неприглядности. Галерея «Беляево»; ВЗ «На Каширке». Москва
2014 Актуальный рисунок. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2013 Невесомость. ВЦ «Рабочий и колхозница». Москва
2013 Мифология Москвы. Музей Москвы. Москва
2013 Фронтир. Лаборатория передвижных границ. Laboratoria Art&Science Space. Москва
2012 Традиции фольклора и наива в современном искусстве. Государственный музей-заповедник «Царицыно». Москва
2012 Я был здесь! Открытая галерея. Москва
2012 Я был здесь! Открытая галерея. Москва
2011 Искусство есть искусство есть искусство. Московский музей современного искусства. Москва
2011 Новая скульптура: хаос и структура. Новый музей. Санкт-Петербург
2011 Врата и двери. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2011 Svoboda. Spazio Carbonesi. Болонья. Италия
2010 Время, вперед? Научно-технический комплекс «Союз». Москва
2010 Коллекция Оли. Выставка памяти куратора Ольги Лопуховой. Фонд поддержи визуальных искусств «Эра». Москва
2010 Новый пленэр. Группа LOPOUK. Галерея «Красный мост». Вологда
2010 Новый декор. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2010 От противного. ЦСИ «Винзавод». Москва
2010 Урок истории. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2009 Это Люда. Лофт-проект «Этажи». Санкт-Петербург
2009 53-я Венецианская биеннале. Венеция. Италия
2009 20, 30, 40 – Шаг поколений. Галерея «Красный мост». Вологда
2009 Женщина в современном искусстве. О времени и о себе. Государственный музей городской скульптуры. Санкт-Петербург
2009 Живопись на районе. ВЗ «Объект на районе». Санкт-Петербург
2009 Арт-Доминирование. Однодневная выставка. Сеть магазинов «Искрасофт». Санкт-Петербург
2009 Поверхности. Галерея «Айдан». Москва
2008 Русское бедное. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2008 Территория чувств. Галерея «Глобус». Санкт-Петербург
2008 Биеннале молодого искусства «Стой кто идет?!». Москва
2007 Это не еда. Фонд поддержки визуальный искусств «Эра». Москва
2007 Вещь для любви. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Новый Ангеларий. Музей современного искусства. Москва, Россия