Вика Бегальская, Александр Вилкин

1975, 1982

Вика Бегальская, Александр Вилкин — Коллекция фото: шафига аллахвердиева

Два абсолютно разных, получивших известность и самостоятельно сформировавшихся художника, Вика Бегальская (родилась в Харькове) и Александр Вилкин (родился в городе Снежинске Челябинской области) работают совместно с 2014 года. Вика Бегальская — бывшая ученица Харьковской академии дизайна и искусств, знаменита радикальными феминистскими проектами и неожиданными живописными экспериментами. Александр Вилкин — участник петербургских объединений «Паразит» и «Протез», известен «оголтелой примитивистской графикой и живописью, сюжеты которой можно описать не иначе как эпитетом “мерзкий”». Vladey

Работы Вики Бегальской и Александра Вилкина в коллекциях: M KHA (Антверпен. Бельгия), Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства (Вика Бегальская), Благотворительный фонд «ОМК-Участие» (Москва), Центр современного искусства «Заря» (Москва) и другие. 

Вика Бегальская и Александр Вилкин – московский дует художников среднего поколения, которые работают в соавторстве с 2014 года. Вика Бегальская родилась в Днепропетровске, Украина в 1975 году. С 2000 года художница живет и работает в Москве; с 2007 года сотрудничает с галерей pop/off/art. В 2012 году Бегальская основала художественную платформу «Феминистская кухня», объединяющую практики искусства и активизма, социокультурные исследования и теории, совместно с Оксаной Саркисян. В 2014 году художница основала творческий союз секс-работников и художников «Тереза» совместно с Александром Вилкиным и Дианой Портленд в Санкт-Петербурге.

Александр Вилкин родился в 1982 году в Снежинске, Челябинская область. Художник окончил Челябинское художественное училище, Северо-западный институт печати и книжной графики в Санкт-Петербурге и Школу современного искусства «База» в Москве. В 2006 году Вилкин основал арт-группировку «Протез» с Игорем Межерицким и Григорием Ющенко. Помимо живописных работ на стенах городских домов участники группы проводили акции, снимали короткометражные фильмы, сочетая абсурдистские сюжеты с провокацией и эпатажем (показательны названия проектов: «Подарки для лохов и импотентов», «Мы пришли сюда пожрать» и прочее). Манифест группы гласил: «Мы представители «желтой прессы» в изобразительном искусстве… нас интересует пять жизненных тем: секс, насилие, безумие, наркотики и война». С 2006 года Александр Вилкин также был участником петербургского творческого объединения «Паразит», идеологом который выступал Владимир Козин.

Одним из первых совместных проектов Вики Бегальской и Александра Вилкина стал кукольный спектакль «Пояс Афродиты» в составе творческого союза «Тереза». Данный проект явился результатом коллективной деятельности художников и секс-работников: истории из жизни последних стали основой для всего повествования, обнажая стремление участников «Пояса Афродиты» к преодолению стигматизации секс-работников со стороны общественности. Проект вошел в шорт-лист государственной премии «Инновация» 2015 года в номинации «Произведение визуального искусства»; в 2017 году видеодокументация «Пояса Афродиты» была показана на персональной выставке союза Тереза в музее M KHA. 

Интерес к вопросам секс-индустрии и сексуальности как таковой характерен и для раннего индивидуального творчества Вики Бегальской в сочетании с феминистской проблематикой. В начале 2000-х художница посвящает свое творчество исследованию сексуальности, в особенности женского тела, сексуальной перверсии и чувственности. Например, в видео «Welcome» (2004) Бегальская смоделировала стереотипную сексуальную фантазию «ученик-учитель», рассматривая иерархию межгендерных отношений в рамках эротического договора; мотив «принуждения и подавления» продолжился в видео «Сверху вниз» (2004), а провокативный перформанс «40 лет спустя» (2007) – отсылка к знаменитой художнице Вале Экспорт – акцентирует внимание художницы к постфеминистскому дискурсу. В живописных работах Бегальской в экспрессионистской манере, находящихся на гране фигуратива и абстракции, женское тело оказывается подчеркнуто эротизированным, но, одновременно с этим, искренним, чувственным и эмоционально насыщенным: в проекте «У каждой девушки своя паранойя» (2009) эпатажная феминистская поза сочетается с сентиментальностью и хрупкостью.

Синтез противоположностей как художественный прием нашел свое отражение в совместном творчестве Бегальской и Вилкина. Авторы создают сложные по своей живописной структуре серию полотен и графический работ, соединяя гротескные сюжеты с пастельной цветовой гаммой, вторящей эстетике рококо. Экспрессивные, порой отпугивающие, психоделические, эротические сюжеты с излюбленными персонажами (обезьяны, собаки, гиены и другие) смягчаются легкими лессировками, нежными переливами полупрозрачных цветов. Анастасия Тимофеенко

#Начало века
Работы
Спящий рыцарь

Спящий рыцарь 2018. Холст, масло, масляная пастель, карандаш, уголь. 69×207

Дары

Дары 2017. Холст, масло. 130×90

Поляна

Поляна 2016. Холст, масло, масляная пастель, карандаш, уголь. 120×144

Из серии «Те, кто обладает желудком»

Из серии «Те, кто обладает желудком» 2015-2016. Бумага, фломастер, ручка

Новости
Групповая выставка «Явные движения»

ДК Громов, Санкт-Петербург

Групповая выставка «Quarter Part Ten»

Галерея Issmag, Москва

Групповая выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва

Выставки

2019 Saw u. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Москва 
2019 Cosmoscow 2019. Персональный стенд. Галерея pop/off/art. Гостиный двор. Москва 
2019 Слепой мешок. Галерея pop/off/art. Москва 
2018-2019 SPLENDOR AND SENSIBILITY. Nathalia Tsala gallery. Брюссель.Бельгия 
2018-2019 Перо. Музей ART4. Москва 
2018-2019 Поле, дверь, свинья, болото. Галерея 9Б. Нижний Новгород 
2017 Molensteenkraag, or that that separates the head from the body. Lightcube gallery. Ронсе. Бельгия 
2017 INBOX: Пояс Афродиты. M HКA. Антверпен. Бельгия 
2017 Молчание его как молния. Арт-резиденция «Выкса». Нижний Новгород 
2016 Раффлезианство. Marina Gisich gallery. Санкт-Петербург 
2016 Те, кто обладает желудком. Галерея pop/off/art. Москва 
2015 Гертруда. Галерея pop/off/art. Москва

2020 Quarter Part Ten. Issmag gallery. Москва
2020 Поколение XXI. Дар Владимира Сорокина и Константина Смирнова. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2019 Фрагменты модернизма. Бергольц центр. Санкт-Петербург
2018-2019 Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв. Санкт-Петербург 
2017 Мне время тлеть, тебе цвести. Marina Gisich gallery. Санкт-Петербург 
2017 Русский пазл. Новый музей. Санкт-Петербург 
2017 Art Vienna. Галерея pop/off/art. Вена. Австрия 
2016 Транс-люди. Состояние не-безопасности. Ермилов Центр. Харьков 
2016 Мир, Труд, Май. Остенд. Бельгия 
2015 Военные ботинки просят нежности. Спектакль в составе творческого союза «Тереза». Галерея «Люда». Санкт-Петербург 
2015 Выставка номинантов Х Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства Инновация. Государственный центр современного искусства. Москва 
2014 Пояс Афродиты. Кукольный спектакль совместно с секс-работниками ассоциации «Серебряная роза». Галерея «Люда». Санкт-Петербург