Холст, масло
130×90см
Совместная работа дуэта Вики Бегальской и Александра Вилкина насчитывает всего несколько лет. Их картина «Дары» принадлежит не к числу первых экспериментов, но к зрелой, сформировавшейся стилистике. Любое произведение действительно создается двумя авторами в процессе совместного творчества; два индивидуальных почерка, два метода в нем сливаются в единое творческое высказывание. В эти годы у дуэта художников уже определена как техника, так и круг сюжетов, среди которых, в частности, мотивы, отсылающие к условной эстетике барокко, занимают основательное место. Работы такого типа, как правило, имеют светлый насыщенный фон, на котором расположена фигура, часто с некоторым смещением от центра композиции. Графические приемы в них смешаны с живописными, что придает изображению многослойность, пространственную сложность. Краски часто накладываются в технике лессировок, с помощью которых слои просвечивают один сквозь другой, в них вплетается отточенный рисунок.
Фигура, изображенная на картине, — пародийный образ католической монахини, словно сошедший со страниц антиклерикальной литературы XVIII столетия. Какой бы провокационной она ни казалась — в данном случае это точная цитата барочной картины голландско-австрийского художника Мартина ван Мейтенса «Коленопреклоненная монахиня» (1731), на обороте которой благочестивая монахиня показывает свой зад, приподняв юбку. Монахиня в той или иной неприличной позе часто встречается в работах дуэта, это один из иконических образов их искусства. Ее фигура здесь окружена цветами и животными — дикими собаками, попугаем с длинным клювом; к ним обращена ее повернутая голова. Животные в образном мире Бегальской и Вилкина играют огромную роль: для художников они не пассивны и не подчинены человеку; само взаимодействие мира человека и природы рассматривается в этическом поле. Животные и представители отверженных, маргинальных групп в произведениях дуэта выступают в качестве некоего утопического, «идеального» сообщества, в котором никто никого не подчиняет, не эксплуатирует и тем более не уничтожает. Близкое отношение человека и животного подчеркнуто в этой картине тем, что цветовая гамма у ног монахини словно размывает границы между миром человеческого и природного. Дары — мелкая живность, которую несут монахине собаки в зубах — словно призвана иллюстрировать идею круговорота пищевой цепочки, ежедневного потребления живого в природе. Композиция выполнена в ярких, позитивных тонах — для идей художников важна их эстетичная и при этом иронически окрашенная подача.
Работа имеет индивидуальный, узнаваемый характер. У каждого из художников экспрессионистский бэкграунд — у Бегальской это брутальная живопись, у Вилкина — панковский стрит-арт в группе «Паразит», графика и объекты. В картине словно скрыта экспрессионистская энергия. Она оптимально соответствует сегодняшним настроениям в научной и философской среде — в рамках нового понимания антропологии человек предстает не отделенным, как прежде, от природы, существом. Vladey
pdfСпящий рыцарь 2018. Холст, масло, масляная пастель, карандаш, уголь. 69×207
Дары 2017. Холст, масло. 130×90
Поляна 2016. Холст, масло, масляная пастель, карандаш, уголь. 120×144