Борис Орлов

1941

Представитель соц-арта, называет себя «имперским художником». В 60-е работал над метафизическими образами. С 70-х формирует миф о героической эпохе советского государства. После распада СССР начал размышлять о катаклизмах истории и феномене времени. Использует атрибуты различных имперских культур, создавая бюсты, парсуны, тотемы, скульптуры и инсталляции. Vladey

Работы Бориса Орлова находятся в Ludwig Forum für Internationale Kunst (Будапешт. Венгрия; Аахен. Германия), Martin-Gropius-Ваu (Берлин. Германия), Solomon R.Guggenheim Museum (Нью-Йорк. США), Museum of Modern Art (Нью-Йорк. США), Art Institute of Chicago Museum (Чикаго. США), The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Джерси. Нью-Брансуик. США), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других собраниях. 

Возникший еще в детстве интерес к изобразительному творчеству привел Бориса Орлова в Дом пионеров на улице Стопани, где в 1957 году он знакомится с Дмитрием Приговым, ставшим его другом и соратником на долгие годы. В дальнейшем оба молодых человека поступят на отделение монументально-декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища. В эти же 1960-е годы там учились Франциско Инфанте, Виталий Комар и Александр Меламид, Леонид Соков, а позднее и Александр Косолапов, входившие в ближайший круг общения Бориса Орлова. В 1966–1970 годы он работает в одной мастерской с Соковым и Косолаповым.

В 1974 году Орлов совместно с Приговым формирует понятие «полиязыка» — нового языка, способного вобрать в себя многие другие, а затем и понятие особой «метапозиции», которая позволила художникам быть «как бы сценографами этих языков, — языки стали материалом в нашей тотальной сценографии». Во многом это стало реакцией на тотальный идеологический «спектакль», которым была советская жизнь. Художники начали включать его в свои произведения наравне с другими визуальными языками, то есть условно — не изолироваться, а по-своему осмыслять. В середине 1970-х полиязык (или полистилизм) стал главным творческим принципом представителей группы «Улицы Рогова», как называли себя Борис Орлов, Дмитрий Пригов, Ростислав Лебедев и другие (у художника была своя мастерская на улице Рогова, 13).

Искусство Бориса Орлова неизменно ассоциируют с таким понятием, как «соц-арт», однако сам художник относится к этому неоднозначно: «Если воспринимать соц-арт как стилевое направление в доктрине Комара и Меламида, то я не хочу участвовать в этом соц-арте… а если как совокупность опыта разных крупных художников, то с этим отчасти готов согласиться». Принципиально Орлов отличает себя тем, что «никогда не делал и не обыгрывал анекдотов как соц-артисты». В отличие от Комара и Меламида Орлов и Пригов сделали упор на агитпроп, а не на соцреализм. Но и он стал для них не единственным материалом, а лишь одним из языков в их системе полистилизма, сталкивающей, казалось бы, несовместимые вещи. Так в своих пластических работах Орлов начал смешивать разные жанры и стили, что давало ему возможность сводить узнаваемые знаки различных эпох в единые произведения. 

Вторая половина 1970-х и 1980-е — период большого героического стиля в творчестве Бориса Орлова. В 1974–1981 годах он разрабатывает «геральдический цикл», в котором «довлели иконное видение Малевича и поп-артный прорыв в низовую плоскость геральдики». Его «большой стиль» — это подчеркнуто ироничный «стиль империи», в универсальной модели которого агитпроп соединился с античной классикой, барокко, монархической символикой, элементами авангарда. В эти годы Орлов создает целый ряд жанровых циклов: «иконостасы», «парадные портреты», «тотемы», «парсуны», «букеты в триумфальном стиле», предназначение которых — отразить в полной мере все изобразительные возможности большого имперского стиля. Художник использовал в этой связи как традиционные скульптурные техники, так и более авангардные техники коллажа и ассамбляжа (и не только в пластических произведениях).
Борис Орлов позиционирует себя как «имперского» художника, однако в своих работах он не воспевает империю, а изучает ее как холодный и ироничный исследователь, который стремится проникнуть в самые первобытные подсознательные слои героической мотивации (образы героев особенно характерны для его творчества), вычленить общий для всех империй архетип, лишь примеряющий на себя новые одежды в разные эпохи, от римской до советской.

Распад советской империи, гражданином которой Борис Орлов являлся и которая, несомненно, повлияла на его мировосприятие (самым ярким впечатлением детства он называет спортивные и военные парады), побуждает его в начале 1990-х обратиться к теме «конца истории». Знаковой работой на тот момент становится его инсталляция «Гибель богов» 1991 года, связанная с идеей крушения имперской вертикали власти. Дальнейшие проекты Орлова будут связаны с идеей мифов об исчезнувшей цивилизации, главными героями здесь станут его произведения предыдущих лет, подернутые налетом старения и тлена, разъедающую силу которого олицетворяет собой черно-красный узор хохломы. Подобный узор, поглощающий изображение, Орлов внедряет и в исторические военные фотографии. Важная для художника тема неумолимого времени — Хроноса, сметающего все на своем пути, — звучит в работах 1990–2000-х намного более трагично, чем раньше. Vladey

#70-80-е
Работы
Букет

Букет 2004. Дерево, эмаль. 95×40×23

Бюст

Бюст 1989. Бронза, эмаль. высота 45

Бюст в духе Растрелли. Императрица

Бюст в духе Растрелли. Императрица 1988. Алюминий, эмаль. 67×43×16

Без названия

Без названия 1988. Бронза, эмаль. высота 52

Поцелуй в десятку

Поцелуй в десятку 1979. Бумага, цветные карандаши. 21×29,5

Тотем

Тотем Алюминий, эмаль.

Выставки

2013 Фантомные боли. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2011 Remix (Совместно с С. Шеховцовым). Галерея XL. Москва 
2011 Circle of Heroes. Kunsthistorisches Museum. Вена. Австрия
2010 Boris Orlow. Parcours der helden. Kunsthistorisches Museum. Вена. Австрия
2008 Воинство земное и воинство небесное. Московский музей современного искусства. Москва
2006 Борис Орлов. Якут-галерея. Москва
2005 Собственность автора. 1973— 2000. Галерея «АРТстрелка-projects». Москва
2004 Процесс. Контуры времени. Государственный центр современного искусства. Москва 
2004 Ретроспекция. Галерея XL. Москва
2002 Победа над солнцем. Галерея «Риджина». Москва
1998 Архитектура с излишествами. Галерея «Велта». Москва
1995 Прощальный юбилей. Cовместно с Семеном Файбисовичем. Галерея «Риджина». Москва
1995 Борис Орлов. Государственный музей–заповедник «Царицыно». Москва
1994 Парад астральных тел. Галерея «Риджина». Москва
1992 Екатерина. Галерея «Риджина». Москва
1991 Гибель богов. Галерея «Риджина». Москва
1991 Мilitary Games. Gorchakova-Ditericks Art Studio. Нью-Йорк. США
1990 Вoris Orlov. Struve Gallery. Чикаго. США
1990 Вoris Orlov. Sonsbeek Art Сenter. Сонсбек. Нидерланды
1989 Вoris Orlov. Dmitry Рrigov. Struve Gallery. Чикаго. США
1986 15 скульптур. Галерея «На Каширке». Москва

2020 Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху вниз. Галерея Ovcharenko. Москва
2020 Маточкин шар** Пролив компаса. Московский музей современного искусства. Москва
2018 Генеральная репетиция. Московский музей современного искусства. Москва
2016 Современные русские художники – участники Венецианской биеннале. 
ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2015 Рабочий и колхозница. Личное дело. Выставочный зал «Рабочий и колхозница». Москва
2014 Наверху. Музей Москвы. Москва
2013 Однокурсники. МГХИ им. Сурикова. Москва
2013 Lost Translation. Ca' Foscari University of Venice. Венеция. Италия
2013 Russia XXI. Contemporary Russian sculpture. Beelden aan Zee. Гаага. Нидерланды
2012-2013 Без барьеров. Российское искусство 1985-2000. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2012 Breaking the Ice: Moscow Art. Saatchi Gallery. Лондон. Великобритания
2010 Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-е – 80-е XX век. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2010 Русские утопии. Часть 1. Посвящения: на руинах великих утопий. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2009 That Obscure Object of Art. Ca' Rezzonico. Венеция. Италия
2008 Посредине мирозданья. Государственный центр современного искусства. Москва
2007 Sots art. Art politique en Russie de 1972 a aujourd'hui. La maison rouge. Париж. Франция
2007 Learning from Moscow: Positionen aktueller Kunst aus Moskau. Städtische Galerie Dresden. Дрезден. Германия
2006 Artists Against the State: Perestroika Revisited. Ronald Feldman Fine Arts. 
Нью-Йорк. США
2006 Planisfero Weltanschauung — Visionale del mondo. Museo d'Arte Moderna e Contemporanea Palazzo Belmonte Rio. Палермо. Италия
2005 RUSSIA! Sоlomon R. Guggenheim Museum. Нью-Йорк. США
2005 Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2004 День рождения Казимира Малевича. Государственный центр современного искусства. Москва
2003—2004 Москва — Berlin/Берлин — Moskau. Martin-Gropius-Bau. Берлин. Германия; Государственный исторический музей. Москва
2003 Арт Конституция. Московский музей современного искусства. Москва
2002 Пространство объекта. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва
2000 Die Verwandlung des Roten Sterns. Soz-Art. Marina Sandmann CONOC im RHWK. Берлин. Германия
2000 Левой, левой. Русский авангард 1910—1960-х. Новый Эрмитаж. Москва
2000 Вне проекта. Галерея «Риджина». Москва
2001 Копилка. Государственный русский музей. Санкт-Петербург
1999 Идея музея СССР. Первая выставка-лаборатория. Музей и общественный центр им. А. Д. Сахарова. Москва
1999-1998 Forbidden Art: The Post War Russian Avant-Garde. Alyce de Roulet Williamson Gallery. Пасадена. США
1999-1998 It's the Real Thing. Soviet and Post Soviet Sots Art and American Art. Frederick R. Weisman Art Museum. Миннесота. США
1997 Russian Constructivist Roots. The Аrt Gallery. University of Maryland. Мериленд. США
1997 Меценаты искусства. Государственный музей изобразительных искусств 
им. А. С. Пушкина. Москва
1997 III Сеtinjski Biennale. Цетине. Черногория
1996 Мультипликация. Галерея «На Каширке». Москва
1995 Новая искренность. Немецкий культурный центр «Гете-институт». Москва
1995 Соnfigura 2. Dialog der Kulturen. Haus zum Göldenen Kroenbacken. Эрфурт. Германия
1994 Fluchtpunkt Моskau. Ludwig Forum für Internationale Kunst. Аахен. Германия
1994 II Сеtinjski Bienale. Vladin Dom. Rusko Poslanstvo. Цетине. Черногория
1993 Аrt in Politics. Зrd Мinos Веаch Аrt Symposium. Минос. Греция
1993 Философия имени. Центр современного искусства. Москва
1992 Гуманитарная помощь. Посылки для Германии. Центральный дом художника. Москва
1992 Соц-арт. Из коллекции современного искусства музея «Царицыно». Музей 
В. И. Ленина. Москва
1991 Аrt Еurope 1991 — Soviet Union. Kunstverrein. Ганновер. Германия
1991 Васk tо Square Оnе. Веrman — E.N. Gallery. Нью-Йорк. США
1991 In de USSR en Erbuiten. Stedelijk Museum. Амстердам. Нидерланды
1990 Традиции русской живописи. Музей истории и реконструкции Москвы. Москва
1990 Аdaptation and Negation of Socialist Realism. Соntemporary Soviet Аrt. Тhe Аldrich Мuseum оf Соntemporary Аrt. Элдрич. Риджфилд. США
1990 Логика парадокса. Дворец молодежи. Москва
1989 Jenseits des Streites — Neue Kunst aus Moskau. Krings-Ernst Galerie. Кельн. Германия
1988 Glasnost. Kunsthalle. Штутгарт. Германия
1988 Лабиринт. Дворец молодежи. Москва
1988 Ich lebe — Ich see. Кunstmuseum. Берн. Швейцария
1988 Olympiad of Art. Olympic Sculpture Park. Сеул. Южная Корея
1988 Эйдос. Дворец молодежи. Москва
1969 Выставка молодых художников. Дом художника на Кузнецком мосту. Москва