1981
Занимается графикой, используя холст, доски, стены, бытовые предметы. Работает с образами личной свободы (рок-музыкой, граффити, субкультурными сообществами), пропуская их через призму концептуализма. Хотя текст более важен чем изображение, в нём не всегда заложен очевидный смысл: Чтак использует фразы на сербском, иврите и др. Его интересует создание системы знаков на стыке «крутизны» и искусства. Vladey
Работы Валерия Чтака находятся в Deutsche Bank (Франкфурт. Германия), Mark Rothko Art Center (Даугавпилс. Латвия), Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Фонде «Сфера» (Москва) и других собраниях. ...
«Есть вещи, которые невозможно объяснить. При всем желании» — такой текст присутствует на одной из картин художника Валерия Чтака. Подобные слова действительно всплывают в голове, когда мы рассматриваем его работы. О чем его произведения, спрашивают буквально в каждом интервью, и всегда художник отшучивается: «Я уже нарисовал, а твое дело — теперь понять», то есть он предоставляет зрителю полную свободу интерпретаций.
В современное искусство Валерий Чтак попал практически случайно: в конце 1990-х в последний год учебы школы в его класс пришел Давид Тер-Оганьян, сын известного художника Авдея Тер-Оганьяна, который и позвал Чтака в мастерскую к отцу. А Авдей, бывший тогда одним из самых радикальных акционистов, за пару лет до этого создал у себя «Школу современного искусства», и в 1998 году Чтак начал ее посещать, параллельно учась в институте на библиотековеда. К будущей профессии он быстро охладел, зато загорелся искусством. Уже в шестнадцать лет он строил баррикады из коробок рядом с Кремлем, участвуя в акции Авдея Тер-Оганьяна и Анатолия Осмоловского, посвященной празднованию знаменитой леворадикальной французской революции 1968 года. «Это полностью перевернуло мое представление о том, что такое искусство», — вспоминает Чтак. Позже он состоял в молодежной группе художников «Радек», сложившейся из друзей по школе Тер-Оганьяна, которую во многом «наставлял» Осмоловский. В этот период Чтак придумал себе псевдоним и стал самостоятельным художником.
Коробки вроде тех, что были на баррикадах, становятся фоном для многих картин Валерия Чтака, частями инсталляций или же основой для будущих объектов, имитирующих шкаф, комод, тумбочку или телевизор. Все это нередко обматывается скотчем (материал, который часто использовали «Радеки», объявившие себя в начале 2000-х «скотчерами», и обматывавшими им все, что попадалось на глаза, устраивали «скотч-пати»). Помимо холста, Чтак охотно использует множество фактур: его живопись создается на крафте, гофрокартоне, пленке, клеенке, стенах, потолке и мебели. Как-то раз он положил свою картину на пол и решил, что будет здорово, если на ней останутся следы от ботинок; по ней ходили и Чтак, и его гости — так картина потом и выставлялась.
Вдохновленный искусством Жан-Мишеля Баския и Йозефа Бойса, Валерий Чтак с самого начала довольно четко выстроил свою образную систему, которая (как парадоксально это ни звучит) визуально выглядит как раз-таки довольно нечетко: нарочитая небрежность изображений, потеки краски, неровные поверхности и края. Он работает преимущественно в черно-серо-белой гамме, лишь в некоторых работах используя цвет.
Слово «сюжет» едва ли употребимо по отношению к произведениям Чтака. Его искусство можно назвать и отражением окружающей художника действительности, и потоком сознания. Картины, фрески (murales) и инсталляции (которые легко разбираются на отдельные картины или объекты) полны изображений самых простых предметов из ежедневного обихода: бутылки, пивные банки, сигареты, зажигалки, кроссовки, кеды, сумки, магнитофоны, телефоны, машины и автобусы… Порой вещи переходят из образа в реальность и обратно: швабра встречается и в нарисованном виде, и как реди-мейд, а скейт нередко бывает не только отдельным произведением, но и поверхностью для других изображений… С картин Чтака часто скалятся черепа и портреты известных философов, но случаются и персонажи с пустыми лицами. Образы непрерывно циркулируют, повторяясь, как некая письменность с особым алфавитом.
Взяв цветовой минимализм у Бойса, у Баския художник позаимствовал иконическое изображение черепа и идею включения в картины текста. Но если у американца на то были сентенции лишь на его родном английском, то Чтак играет роль безумного полиглота: помимо родного русского он использует не менее двадцати языков — итальянский, испанский, латынь, немецкий, английский, латышский, идиш, удмуртский, литовский, финский, болгарский и другие, очень любит сербский. При этом английский он использует по минимуму: «С самого начала понял, что писать только на английском глупо, а использовать латиницу хочется». «Мне нравятся слова, которые классно звучат и классно выглядят», — объясняет свое увлечение художник, отдавая себе отчет в том, что языковые экзерсисы на его картинах понимает мало кто из зрителей. А значит, художник отводит слову еще и художественную роль. «Sztuka jest menas» — мешает он польский и литовский, и только редкие знатоки скажут, что в переводе это означает «Искусство есть искусство».
Часто надписи звучат как отрывки фраз из реальной жизни: «Я не знаю, я из Москвы», «Это не вас», «Современно и своевременно», «В моем случае — ни в коем случае», «Keine Fragen — Kein Problem». «Вавилон» его слов отсылает нас к заумному языку, изобретенному еще русскими футуристами в начале XX века, тем самым ставя Чтака в ряд богатой логоцентричной традиции отечественного искусства. И вновь мы говорим о любви к слову и изображению. Но в случае Чтака это скорее не любовь, а что-то вроде дискотеки на пятидесятом этаже вавилонской башни, когда лучи стробоскопа на долю секунды выхватывают из тьмы лица и предметы, а вокруг носятся обрывки фраз на самых разных языках. Vladey
Нелинейный нарратив 2022. Холст, акрил. 120×100
cauchemar 2021. Фанера, акрил. 112×76
Мертвые 2020. Холст, акрил. 60×80
Против всех 2014. Баян, акрил. 41×23×52
Похороны Сартра. Седьмая версия 2012. Ткань, акрил. 196×146
Галерея «Ростов», Ростов-на-Дону
2022 ПГТ. ЦТИ «Фабрика». Москва
2022 Позже. Галерея Х.Л.А.М. Воронеж
2021 Все и так понятно. Галерея ИГУМО. Москва
2021 Очередная персональная выставка. Syntax Gallery. Cube Moscow. Москва
2021 Цены - это не романтично. Галерея «Пальто». Cosmoscow. Москва
2021 Ноты. Vladey. Москва
2020-2021 Могло быть гораздо хуже. Мультимедиа Арт Музей. Москва
2019 Этого никогда не поймет Гутов. Галерея «Пальто». Da!Moscow. Москва
2019 Той–Чтак. Просто так. Совм. с Ерором Той. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Москва
2019 Музей одного и того же. Галерея Syntax. Москва
2019 Я тебя тоже не узнал. Совм. с Кириллом Кто. Cube. Moscow. Москва
2018 Да здравствует А. Vladey. Москва
2018 British celebrities. Gallery SAAS. Лондон. Великобритания
2018 What if she wants to lie down. Centrepoint Library. Швейцария
2018 ДВА. ЦСИ «Заря». Владивосток; Галерея Triangle. Москва
2018 Йоффе vs. Чтак: Наоборот. Совм. с Алисой Йоффе. Галерея Triangle. Москва
2017 История о том, как никто ничего не понял. Музей-Смотровая Москва-Сити. Москва
2017 Bread and will. Gallery CUB. Рига. Латвия
2017 Валерий Чтак. С-алфавит. Галерея Triangle. Москва
2016 В моем случае — ни в коем случае. Московский музей современного искусства. Москва
2016 Краб Внутри. ЦСИ «Заря». Владивосток
2016 Города РФ. Vladey. Москва
2016 Технически, тут все просто. Галерея Triangle. Москва
2015 Доброе утро, иностранцы. Галерея Triangle. Москва
2015 Worshood. Gallery CUB. Рига. Латвия. Mark Rothko Art Center. Даугавпилс. Латвия
2014 Близко не подходи. Галерея «Пальто». Москва
2013 Это не кошмар. Red October gallery. Москва
2012 Автор неизвестен. Mironova gallery. Киев. Украина
2011 Только правда. Галерея Paperworks. Москва
2010 Painting is a dead language. Orel Art gallery. Лондон. Великобритания
2010 Чтак вышел в тираж. Галерея Paperworks. Москва
2009 Скажи: шибболет. Галерея Paperworks. Москва
2009 Анархизм, хасидизм, агностицизм. Orel Art galerie. Париж. Франция
2009 Боб ненавидел всех. Галерея «Глобус». Санкт-Петербург
2007 True Goth. Совм. с Алексеем Булдаковым. Галерея Art Business Consulting; Культурный центр «АРТСтрелка». Москва
2007 Слоизм. Квартирная галерея «Черемушки». Москва
2006 Набор слов. Галерея «Франция». Москва
2005 Polski Plakat Filmowy. Галерея «Витрина»; Культурный центр «АРТСтрелка». Москва
2023 Щедевры храма или с легким паром. Vladey. Москва
2023 Все это сказки. Галерея «Ростов». Ростов-на-Дону
2022 Между строк. Текстуальное в визуальном. Галерея «Триумф». Москва
2022 Мелочи и курьезы. Галерея «Пальто». Cube.Moscow. Москва
2022 Выставка достижений современных художников. ГУМ-Red-Line. Москва
2022 Антология русской хтони. Зверевский центр современного искусства. Москва
2022 КиШ. Переделкино. Московская обл.
2021-2022 Открытки от художников. Зима. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2021 PLAYMMOMA 2.0. Московский музей современного искусства. Москва
2020 Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2019-2020 Пусть счастливая звезда сияет в высоте. ГУМ-RED-LINE. Москва
2019-2020 This is not a book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке. Московский музей современного искусства. Москва
2019 Философия общего дела. Глоссарий. ГУМ-RED-LINE. Москва
2019 Своя история. ЦСИ «Типография». Краснодар
2018 Предаукционная выставка The Moscow Times. Vladey. Москва
2018 MONUMENTA. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2018 Chiaroscuro. Галерея «Перелетный кабак». Москва
2017 Опыты нечеловеческого гостеприимства. Московский музей современного искусства. Москва
2017 Выставка друзей ЕлиКука. Vladey. Москва
2016 Только неофициальный язык. ЦСИ «Винзавод». Москва
2016 Русский космос. Мультимедиа Арт музей. Москва
2016 Современное искусства: 1960-2000. Перезагрузка. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2015-2016 Пазл Пьера Броше. Мультимедиа Арт музей. Москва
2015 BALAGAN!!! Kühlhaus am Gleisdreieck; Max Liebermann Haus; MOMENTUM at Kunstquartier Bethanien. Берлин. Германия
2015 Демотиваторы. Галерея «ИМХО». Саратов
2015 Нет времени. ЦСИ «Винзавод». Москва
2015 Art-hub. Выставочный поп-ап проект. Heineken Art Hub. Москва
2014 Не музей. *Лаборатория эстетических подозрений. В рамках параллельная программа Manifesta 10. Культурный центр «Новая индустрия». Санкт-Петербург
2014 Наверху. Музей Москвы. Москва
2013 Команда, без которой мне не жить. Галерея «Риджина». Москва
2012 Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме. Шоколадный дом, Киев. Украина
2012 Futurologia. Ecole Nationale Supérieure D' Architecture de Nantes. Нант. Франция
2012 Generation P. Festival RussenKo. Кремлен-Бисетр. Франция
2012 Anonymous. Музей современого искусства PERMM. Пермь
2012 Выставка-спектакль «90-е: победа и поражение». Театр Наций. Москва
2011 Russian Cosmos. Castello di Rivoli. Турин. Италия
2011 Переписывая миры. Основной проект IV Московской международной биеннале современного искусства. ЦУМ; Центр дизайна Artplay. Москва
2011 Кризис безобразия II. Галерея Paperworks. Москва
2011 ЕлиКука и Чтак. Совм. с группой ЕлиКука. Галерея «Риджина Берлога». Москва
2010 Записки сумасшедшего. Галерея «Риджина». Москва
2010 Esthetics vs Information. KLAIPĘDA. Клайпеда. Литва
2009 Русский Леттризм. Центральный дом художника. Москва
2009 Европейские мастерские. Центральный лом Москва
2009 Rendez-vouz. Institut de l'art contemporain. Лион. Франция
2009 Absolut Creative Future. ЦСИ «Винзавод». Москва
2008 Кризис безобразия. Галерея Paperworks. Москва
2008 Вторжение: Отторжение. Baibakov art projects. Москва
2008 Арт-Веретьево. Веретьево. Московская обл.
2008 Young and aggressive. Musashino Art University. Токио. Япония
2008 Будущее зависит от тебя. Новые правила. Владивосток; Красноярск; Хабаровк; Новосибирск; Екатеринбург; Самара; Краснодар
2007 Ars Erotica, Ars Politica, Ars Theoretica. Prometeospace Gallery. Милан. Италия
2007 Moscopolis. Espace Louis Vuitton. Париж. Франция
2007 On Geekdom. Benaki Museum. Афины. Греция
2007 Будущее зависит от тебя. Коллекция Пьера-Кристиана Броше. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Дневник художника. Центральный Дом Художника. Москва
2007 Свидетели невозможного. Московский центр искусств на Неглинной. Москва
2006 Russia Redux #2. Sidney Mishkin Gallery. NY City University. Нью Йорк. США
2006 Formalite. La Generale. Париж. Франция
2005 Портрет лица. ЦСИ М’АРС. Москва
2005 Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000-х. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2003 Посторонним В. Государственный центр современного искусства. Москва
2002-2003 АртКлязьма. Клязьминское водохранилище. Московская обл.
2002 Сделано во Франции. Саратовский центр. Москва