1925—1995
Живописец, график. Основным жанром творчества был метафизический натюрморт, в котором отразились философские размышления художника. Монохромные археологические черепки, старинные кувшины, сухие растения, свитки погружены в тишину абсолютного времени, побуждают отвлечься от суеты. Натюрморты отличает ясная композиция, сдержанный колорит, предметы очерчены чёрным контуром. Vladey
Работы Дмитрия Краснопевцева находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Йорк. США), Museum of Modern Art (Нью-Йорк. США), Kolodzei Art Foundation (Хайленд-парк. США), Kunstmuseum (Берн. Швейцария), Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее и других собраниях. ...
Творчество Краснопевцева можно считать воплощением особой психологии, эстетики, философии, сложившихся в советское время. Если присмотреться, то советская жизнь окажется полна разного рода закрытыми, замкнутыми, отчужденными от реалий окружающей действительночти островками — кружками, частными сообществами. Островками, где пытались сохранить в чистоте и целостности кому-то памятный, а кому-то грезящийся по книгам и чужим воспоминаниям не-советский мир. Ушедший, разрушенный, но оставивший после себя какие-то реликтовые пространства, затерянные в большом мире советской культуры. Вся советская история полна примеров выращивания, бережного хранения таких замкнутых островков, заповедников исчезнувшей природы. <...>
В произведениях Краснопевцева существует неустранимая антиномия между организацией и интерпретацией пространства, между математической структурой композиций и их эмоциональным и тематическим планом. Пространство его картин это — « пустота, в которую могут помещаться вещи», то есть ньютоновское пространство — однородное и равномерно непрерывное. В его пространстве невозможно существование излучений света, электрических иди гравитационных сил, то есть всего, что искривляет его, нарушает его равномерность и однородность. Иными словами, пространство его картин — асбтрактное, умозрительное пространство рациональной вселенной, где строго соблюдаются причинно-следственные связи. Вселенной, созданной человеческим разумом. Для Краснопевцева на стороне этой рациональной и автономной вселенной, где строго соблюдаются причинно-следственные связи. Вселенной, созданной человеческим разумом. Для Краснопевцева на стороне этой рациональной и автономнй вселенной — человеческая культура, творчество, искусство. И неизменно этому миру культуры и рациональности противостоят слепая стихия, случай, поизвол, все, что искажает и нарушает его математическую и механическую разумность — смерть, время, природа. Все, что вторгается пустотой, что фрагментирует, нарушает целостность предметов. Вещи на многих картинах художника оставляют тревожное ощущение пустоты, скрытой за поверхностью предметного мира. Вторжение пустоты — этого иррационального и темного начала — в рациональный космос картин Краснопевцева вносит в них напряжение и драматизм. Утопия эстетизированной смерти и утопия мессианской, спасительной роли культуры (эфемерные, как все утопии) сообщают красивым натюрмортам Краснопевцева трагическое звучание и ореол героического, заведомо обреченного проекта.
В своих записках Краснопевцев говорил о существовании особого «античного тела» — неуловимого, но проходящего сквозь века. Он называл его «цветом прошедшего времени», как не цвет всего канувшего в небытие, исчезнувшего и поглощенного смертью. Цвет забвения и сожаления. Собственно этот «цвет» и был предметом искусства Краснопевцева. Он создал утопию остановленного времени, эстетику, пронизанную ностальгией по какой-то утраченной, унесенной в прошлое, окрашенной в «античный цвет» Культуре. Придуманной, собранной из осколков, существующей уединенно, отгородившись от бегущей за ее границами жизни.
Краснопевцев, как известно, собирал свою реальную коллекцию странных предметов, реликтов исчезнувших или неведомых миров. Очень часто именно эти предметы бесконечно варьировались в его натюрмортах. Краснопевцев — страстный коллекционер обломков всеми забытой жизни. Обломков, уже перешедших во власть смерти. Он постоянно собирал такие фрагменты исчезнувших миров, бережно коллекционировал следы чьих-то безвестных жизней. И своих знакомых художник просил привозить из разных углов мира странные семена растений, раковины, необычные камни и проч. свидетельства неведомых, не пережитых самих жизней, не пройденных самим пространств. Эстетика Краснопевцева — это эстетика коллекционера, собирающего, хранящего и каталогизирующего те или иные объекты, окрашенные «цветом прошедшего времени». Коллекционера, создающего из них свой собственный уединенный, замкнутый мир — «остров-государстсво».
Вероятно, Краснопевцев хотел создать мир — фантастический, полный экзотики и тайны, населенный диковинными предметами, тщательно сохраняющий следы «античного цвета», утверждающий человеческую рациональность, воплощающий его утопию разумной культуры, но вольно или невольно этот мир оборачивается миров забения, смерти. Екатерина Бобринская
Трубка, спички, бутыль, стакан Конец 1950-х. Картон, масло. 32.5×34.6
Натюрморт с двумя бутылками и коробкой 1974. Мазонит, масло. 39.5×39.5
Натюрморт с разбитым кувшином 1957. Холст на картоне, масло. 35.2×49.5
Интерьер квартиры художника 1948. Холст, масло. 73×52.8
2018-2019 Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта. Часть III. Мультимедиа Арт музей. Москва
2016 Дмитрий Краснопевцев. Музей ART4. Москва
2007 Дмитрий Краснопевцев. Музей ART4. Москва
2007 Дмитрий Краснопевцев. Живопись. Графика. Дневники. Фонд культуры «Екатерина». Москва
1999 Дмитрий Краснопевцев. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1992 Дмитрий Краснопевцев. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
1992 Дмитрий Краснопевцев. Центральный дом художника. Москва
1990 Dmitry Krasnopevtsev. Museum of Contemporary Russian Art. Джерси-Сити. США
1957 3-выставка молодых художников. Москва
2021 Лики, лица, морды. Музей AZ. Москва
2021 Андрей Гросицкий. Вещность. Московский музей современного искусства. Москва
2020 Ненавсегда. 1968-1985. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2020 Выбор Костаки. Музей AZ. Москвы
2019 Два авангарда?! Рифмы. Ивановский областной художественный музей. Иваново
2019 Свободный полет. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2019 Непокорные. Советское. Неофициальное искусство 60-х годов из коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Галерея «Альперт». Москва
2016 Дмитрий Краснопевцев. Константин Звездочетов. Игорь Шелковский. Александр Ней. Музей ART4. Москва
2011 Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства в русском искусстве XIX-XX веков. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2009 Анатолий Брусиловский. Пантеон русского андеграунда. Московский музей современного искусства. Москва
2009 Традиция нонконформизма. Живопись, графика, скульптура, фарфор из собрания Иосифа Бадалова. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Нонконформисты на Красной площади. Живопись и графика 1950-2000-х годов из частных собраний. Галерея «Коносьер». Москва
2007 Пятьдесят на пятьдесят. Живопись и графика из коллекции Михаила Алшибая и Марка Курцера. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
2006 Soviet Alternative Art (1956-1988) from the Costakis Collections. State Museum of Contemporary Art. Салоники. Греция
2006 Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2003 Георгий Костаки и его время. Московский дом национальностей. Москва
2001 Die zweite russische Avantgarde. Nonkonformisten 1955-1988. Bilder und Fotodokumente aus der Sammlung Bar-Gera. Markisches Museum der Stadt Witten. Виттен. Германия
2000 L'Arte Vietata in U.R.S.S. 1955 — 1988. Non-conformisti dalla Collezione Bar-Gera. Palazzo Forti. Верона. Италия
1999 Послевоенный русский авангард из собрания Юрия Трайсмана. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1996 Нонконформисты. Второй русский авангард 1955-1988. Собрание Бар-Гера. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1995 О доме. Галерея «Беляево». Москва
1995 Выставка коллекции Александра Глезера. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
1995 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957-1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino-Museums, Moskau. Wilhelm-Hack-Museum. Людвигсхафен. Германия
1995 Выставка неофициального русского искусства. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
1995 From Gulag to Glastnost. Nonconformist Art from the Soviet Union. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
1994 Нет! – и конформисты. Образы советского искусства с 50-х до 80-х годов. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1993 Zweite Russische Avantgarde. Die Nonkonformisten. 1953-1983. Uas dem Sammlung Bar-Gera. The Humburg Museum. Гамбург. Германия
1992 Московский романтизм. Центральный дом художника. Москва
1991 Современное советское искусство от «оттепели» до «перестройки». The Setagaya Art Museum. Сэтагая. Токио. Япония
1990 Другое искусство. Москва 1956 – 1976. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
1989 Московское неофициальное искусство. Коллекция Леонида Талочкина. Самарский областной художественный музей. Самара
1988 Sotheby's. Russian Avant-Garde and Soviet Contemporary Art. Центр Международной торговли. Москва
1988 Ich lebe – Ich sehe. Kunstmuseum Bern. Берн. Швейцария
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Живопись. Часть 1. Галерея «Беляево». Москва
1984 Русский экспрессионизм и сюрреализм. C.A.S.E. Museum of Contemporary. Нью-Джерси. США
1983 Unofficial Art from the Soviet Union. Скрантон. США
1983 Expressionnisme et surrealisme Russe Aujourd’hui. Musee de l’art Russe Contemporain en Exil. Монжерон. Франция
1983 Акварель. Рисунок. Эстамп. Московский объединенный комитет художников-графиков профсоюза работников культуры
1982 25 лет советского неофициального искусства 1956-1981. Монжерон. Франция
1982 Выставка десяти московских художников. Московский объединенный комитет художников-графиков профсоюза работников культуры. Москва
1981 Новые тенденции в неофициальном русском искусстве 1970-1980. C.A.S.E. Museum of Contemporary. Нью-Джерси. США
1979 Биеннале неофициального русского искусства. Association du Centre des Arts et Loisirs du Vesinet. Монжерон. Франция
1979 Zwanzig Jahre unabhangige Kunst in der Sowjetunion. Museum Bochum. Бохум. Германия
1978 Salon des reprouves. Les peintres russes non officiels. Париж. Франция
1978 Rassegna sul dissenso culturale nell'Est europio. Scuola Art e Mestiert. Aula Magna Scuola cantonale di Commercio. Aula Magna Municipioю Sala Patriziale. Беллинцона. Швейцария
1977 Unofficial Art from the Soviet Union. Institute of Contemporary Art. Лондон. Великобритания
1977 Выставка московского городского комитета художников-графиков. Московский объединенный комитет художников-графиков профсоюза работников культуры. Москва