Карандаш, цветные карандаши, бумага
19×19см
Текст в качестве образа — разумеется, открытие не принадлежащее исключительно Булатову. К середине 1970-х годов этот прием стал почти что общим местом концептуального искусства - другое дело, что в концептуализме имеет приоритетный характер по отношению к объекту. При этом он не обязательно играет роль изображения: он может выступать и инструкцией, и литературным опусом, и техническим описанием. Булатову подобный подход совсем не близок. Ему по пути с теми художниками, которые работают в пограничье с концептуальным искусством, но остаются в пределах традиционных медиа - живописи, графики, объекта… У Булатова в этой линии свой узнаваемый образ: он показывает слова на белом фоне в прямом перспективном сокращении. Кроме того, их цвет получает одновременно и пространственное, социальное звучание. Вот как описывает это исследователь: “...речь идет не об отвлеченной символике цвета, но о ресурсах его образного воздействия, о том, что цвет имеет свои законы распространения. Синий - собственный цвет пространства, воздуха, неба; красный, напротив, враждебен пространству. Любой цвет, по мере удаления в пространство, сближается с его цветом. Но не красный. Красный цвет движется на нас, он не подчиняется пространству, он агрессивен и антипространтсвенен. Для Булатова это - цвет поверхности, границы, власти социального пространства, и уже отсюда - цвет идеологии, цвет запрета, инструкции, приказа. Синий, напротив, образ простора, свободы”...
Схемы движения выстраиваются в предельно точный образ двойственных стандартов советского мышления - олицетворение запрета, который всегда можно обойти. Эти модели движения независимого сознания в строго регулируемом социуме, своего рода инструкции по преодолению запретов. Но само по себе это не выходит за рамки социальной критики методами концептуального искусства - и неважно, насколько угнетающей была ситуация, в которой создавались эти работы. Маскированная красным плоскость везде остается неопределенной - тем самым Булатов дает понять, что в этих картинах нет ни одного окончательного утверждения.” Сергей Попов
Стой-Иди 1974. Карандаш, цветные карандаши, бумага. 19×19
Портрет Галины (Ляли), жены В.Л. Бруни 1970-е. Акварельная бумага, цветные карандаши, карандаш, сангина. 48×36