Евгений Михнов-Войтенко

1932—1988

Евгений Михнов-Войтенко — ленинградский художник-абстракционист, представитель «неофициального искусства». Создатель авторских техник живописи (“тюбик” — выдавливание краски из тюбика непосредственно на холст; живопись нитроэмалью по стеклу). Разрабатывал спонтанный метод живописи. Излюбленный прием — использование шпателя и мастихина для создания рельефных композиций на холсте. Работал как художник-монументалист и оформитель интерьеров. В 1959-1988, числясь в штате Комбината живописно-оформительского искусства (КЖОИ) Художественного фонда, выполнил настенные панно для интерьеров ресторана «Москва» в Ленинграде. Alina Pinsky

Работы Евгения Михнова-Войтенко находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Джерси. Нью-Брансуик. США), Музее ART4 (Москва), Государственном Русском музее, Новом музее Аслана Чехоева (Санкт-Петербург).

Его [Михнова-Войтенко] время началось во второй половине 1950-х, когда, благодаря общей либерализации советской жизни и заигрываниям с Западом, в искусстве получила свое место «незаконная» абстракция. Ранние фигуративные картины Михнова <…> свидетельствуют о том, что Михнов пробовал не быть фигуративистом с первых же шагов. <…>

Из всей молодежи, устремившейся во второй половине 1950-х к абстракционизму, Михнов-Войтенко выделялся широтой и глубиной своих экспериментов. Он не ограничился модным экспрессивным ташизмом и дриппингом, стильным инженерным дизайном под Мондриана или Родченко, манящей всеми своими членами и члениками сюрреалистической биоморфной формой. Конечно же, все это он изучил и опробовал и достиг в этом несомненных успехов перед всеми своими коллегами-соперниками, поскольку обладал абсолютным слухом в области форматов, линий и цвета. Впечатляет и само количество абстракций Михнова <…>, и разнообразие приемов работы с материалом. Михнов, рисуя по-разному, не был эклектиком, переключающимся с одного почерка на другой. В 1950-е он четко выбрал несколько приемов, наиболее эффективных для создания абстрактных композиций как тотальных фактур. Михнов проводил линии, выдавливая краску из тюбика, или формировал картину небольшими цветными пятнами. В первом случае яркие линии динамично «гравируют» лист, как лучи стробоскопа пронизывают пространство, образуя зону «оптического искусства» которое воспринимается как явление современности, дизайн эпохи новых технологий. Во втором случае картина может расти долго, от недель до месяцев, цвета сольются на ней в мерцающую патину, и откроется другой – духовный космос. Неслучайно, одна из таких картин была названа «Улыбка Будды». Третий базовый прием, говорящий о физической и духовной спонтанности, изменчивости как состоянии мира, относится к работе с нитроэмалями, соусом и темперой – ПВА. Цвета интенсивно смешиваются, создавая причудливые радужные, словно бы, природные гаммы камней, пламени, вод и атмосферы. Четвертый прием объемно наращивает продолжительность спонтанных изменений, переводя их в вязкий и плотный материал. В рельефах, поднявшихся из наложенной на поверхность холста красочной массы, как она поднимается у Фотрие или Дюбюффе, тяжесть и напряжение материи внутренним гулом входят в красочную плоть, формуя из нее вулканические складки, набухшее тело или еще не вскрывшуюся цветом картину. В записных книжках Михнов постоянно сверяет характер живописного-приема и цели искусства абстракции: «Тело, масса, движение, жесты и реакции на них все более наполняют современные полотна и говорят нам о мире, какой он есть и каким только и может быть. <…> Это иное восприятие – не прикладное, не декоративное, это среда, без центра, без фигур – все уходит и остается – все сразу…». <…>

Элементы картины у Михнова претерпевают смысловую эволюцию: от условных, абстрактных «единиц действия» они движутся к реальным объектам. Как показываются примеры с телефонными номерами в серии «Тюбик», авторская «подпись» в правом нижнем углу «Пробуждения» в виде обеих оттиснутых ладоней, графические серии, также представляющие собой прямые отпечатки ладоней, Михнов одновременно с радикальными западными художниками тяготеет к тому, чтобы свети абстракцию и геометрию к предметному или телесному началу. Холст и бумага для него были прежде всего телом, как для Поллока или Кляйна. С последним – великим художником – Михнова сближают и параллельные поиски внеличностных, «объективных» выразительных средств: когда картина начинается движением художника, а заканчивается в миру действием природных стихий – огня, воды или ветра. Михнов, рискую жизнью, поджигает в небольшой мастерской нитроэмали, виртуозно протаскивает начатый лист графики через слой воды. В этом и Кляйном, и Михновым движет сходное стремление перегнать красители, разбавители и закрепители в нездешнюю золотую, синюю, алую свечность. Но если цель Кляйна – превратить химию красок в реальную алхимию драгоценного золота или в недосягаемую физическую синеву неба и моря, то Михнова влечет одна лишь метафизическая алхимия живописи. <…>

В конце 1960-х Михнов приходит, как и многие большие мастера XX века, к минимализму, он ограничивает себя в творческих средствах, придумав способ «растекать краску» — темперу, соус, гуашь, акварель – на бумаге небольших форматов. Истоньшая телесные пласты своей живопоси, он выбирает не минимализм форма, а композиторское самоограничение в изобразительных средствах, чтобы заново открыть истину, подвергнутую сомнению: при помощи живописных средств можно создавать бесконечно разнообразные формы. Он выбирает себе канон, живописное послушание, чтобы представить свободу как результат. Потому что свобода важне не для самой себя, не для самовыражения, но ради полноты представления мира, в котором взгляд абстракциониста Михнова видит чрезвычайно остро, конкретно и живо. Екатерина Андреева

#50-60-е
Работы
«Композиция» из серии «Тюбик»

«Композиция» из серии «Тюбик» 1956-1959. Бумага, масло. 20х30

«Композиция» из серии «Тюбик»

«Композиция» из серии «Тюбик» 1956-1959. Бумага, масло. 20х30

Выставки

2017 Евгений Михнов-Войтенко: 1956-1980. Галерея DiDi. Санкт-Петербург
2013 Ау, Михнов! Галерея DiDi. Санкт-Петербург
2011 Art re. FlEX Gallery. Санкт-Петербург
2010 Евгений Михнов-Войтенко. Новый музей Аслана Чехоева. Санкт-Петербург
2008 Евгений Михнов-Войтенко. Галерея DiDi. Санкт-Петербург
2007 Евгений Михнов-Войтенко. Галерея «Арт-Диваж». Москва
2006 Евгений Михнов-Войтенко. Галерея Navicula Artic. Санкт-Петербург
2006 Евгений Михнов-Войтенко. Галерея «Львиный мостик». Санкт-Петербург
2005 Evgeny Mikhnov-Voitenko. Монако
2003 Евгений Михнов-Войтенко. Галерея «Сэм Брук». Музей В. Высоцкого. Москва
2002 Евгений Михнов-Войтенко. Музей В.В. Набокова. Санкт-Петербург
2001 Евгений Михнов-Войтенко. Музей нонконформистского искусства. Санкт-Петербург
2000 Евгений Михнов-Войтенко. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1999 Евгений Михнов-Войтенко. Галерея «Арт-Коллегия». Санкт-Петербург
1998 Евгений Михнов-Войтенко. Музей театрального и музыкального искусства. Санкт-Петербург
1997 Evgeny Mikhnov-Voitenko. The Tabakman Museum. Нью-Йорк. США
1992 Евгений Михнов-Войтенко. Выставочный зал Дирекции художественных выставок. Алма-Ата. Казахстан
1989 Evgeny Mikhnov-Voitenko. Hagelstam. Хельсинки. Финляндия
1988 Evgeny Mikhnov-Voitenko. Museum of Contemporary Russian Art in Exile.
Нью-Джерси. США
1982 Евгейний Михнов-Войтенко. Клуб ЖСК «Работники наук СССР». Москва
1978 Evgeny Mikhnov-Voitenko. St. Mary's College. Мериленд. США
1978 Евгений Михнов-Войтенко. Дом культуры Ф. Э. Дзержинского. Ленинград

2017 70-е. Со-при-частность. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2011 Монотипия из собрания Русского музея. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2008 Рисунок и акварель в России. XX век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2007 Нонконформисты на Красной Площади. Живопись и графика 1950-2000-х годов из частных собраний. Галерея «Коносьер». Москва
2006 Приключения чёрного квадрата. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2004 Фестиваль независимого искусства, посвященный 30-летию выставок в ДК им. И. Газа и ДК «Невский. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург 
2004 Фестиваль галерей. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург 
2004 Музей нонконформистского искусства. Санкт-Петербург 
2003 Галерея «Кентавр». Москва 
2003 Авангард на Неве. Государственный Третьяковская галерея. Москва 
2001–02 Абстракции в России: 20 век.  Государственный Русский музей. Санкт-Петербург 
1998 Выставка новых поступлений. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург 
1996 Акимов и его ученики. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург 
1995 From Gulag to Glasnost: Nonconformist Art from the Soviet Union. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США 
1993 Выставка в честь Н. А.Римского-Корсакого. Государственная Академическая Капелла. Санкт-Петербург 
1990 Contemporary Art of Leningrad. Сволвэр. Норвегия 
1988 Коллекция русского искусства Басмаджана из Франции. Государственная Третьяковская галерея. Москва 
1988 Musee d'art Moderne Russe. Париж. Франция 
1985 Выставка 14-ти. Ленинградский Дворец Молодежи. Ленинград
1984 Firebird Gallery. Виргиния. США 
1983 Rotunda Cannon and Russell Rotunda on Capital Hill. Вашингтон. США 
1981–82 Museum of Unofficial Art. Нью-Джерси. США 
1982 American Centre of Russian Art. Нью-Йорк. США 
1981 Museum of Soviet Unofficial Art. Нью-Джерси. США 
1980 Museum of Soviet Unofficial Art. Нью-Джерси. Италия
1980 Centro Fieristico. Римина. Италия
1979–80 Montgomery Hall Fine Art Center. ST Mary's college of Maryland. Мериленд. США
1979 Dickinson College. Пенсильвания. США
1978 Noyes Gallery. Antioch University. Огайо. США
1978 Pratt Manhattan Gallery. Нью-Йорк. США
1978 Saarland Museum.  Саарбрюккен. Германия 
1978 Turin Biennale. Турин. Италия
1978 Tokyo Municipal Museum. Токио. Италия
1978 St. Mary's College of Maryland. Мериленд. США 
1977 Arts Club of Washington. Вашингтон. США
1977 Biennale of Dissent. Венеция. Италия
1976 Живопись. Графика. Объект. ДК им. С. Орджоникидзе. Ленинград
1976 Association for the Advancement of Slavic Studies. St. Louis. Миссури. США
1976 Contemporary Russian Art. Palais des Сongrès de Paris. Париж. Франция
1974 Квартира К. Кузьминского. Ленинград
1965 8: A. Brusilovskij, M. Grobman, V. Jankilevskij, J. Michnov, E. Neizvestnyj, J. Sobolev, U. Sooster, B. Zutovskij. JZK. Усти-над-Орлици. Чехия
1958 Дом работников искусств. Ленинград