1943-1976
Живописец-нонконформист. Сочетал абстракцию с традициями иконописи и бытовыми мотивами. Для фактуры использовал грубый холст и мешковину, наслаивал краску, бумагу и ткани или найденные предметы. Предвосхитил мотивы поп-арта и концептуализма. Участник и соорганизатор Бульдозерной выставки (1974). Vladey
Работы Евгения Рухина находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Джерси. США), Государственной Третьяковской галерее, Музее AZ (Москва), Государственном Русском музее, Новом музее Аслана Чехоева (Санкт-Петербург) и других собраниях. ...
В среде художников-нонконформистов 1960–1970-х годов Евгений Рухин занимал совершенно особое место, словно сконцентрировав в своем творчестве все важнейшие темы и достижения поколения. Не получивший систематического художественного образования, в своем творчестве он был абсолютно свободен от правил и догм. Художник формирует новый изобразительный язык, который роднит его с мастерами современного западного искусства. В начале 1960-х Рухин увидел в альбоме работы известного представителя американского поп-арта Джеймса Розенквиста и написал ему письмо, после двух лет переписки Розенквист приехал к нему в Ленинград, а затем посвятил русскому художнику одну из своих картин — «Взбитое масло для Евгения Рухина» (1965). Благодаря этому знакомству вскоре работы Рухина были представлены в престижной галерее Бетти Парсонс (Betty Parsons) в Нью-Йорке, в которой выставлялись также Джексон Поллок, Марк Ротко и Роберт Раушенберг. Всего при жизни художника в США состоялось четыре персональные выставки, еще несколько прошли в других странах, что с учетом специфики советского времени представляет собой совершенно невероятный феномен.
С 1964 года Рухин полностью посвящает себя живописи. При этом будучи ленинградцем, он входит именно в арт-сообщество Москвы: сближается с Владимиром Немухиным, «Лианозовским кружком» и Оскаром Рабиным, оказавшим сильное влияние на стиль и содержание его работ, в которых появляются социальные мотивы. К началу 1970-х годов творческий метод Евгения Рухина практически полностью оформляется — это соединение современного поп-арта и традиции первого русского авангарда. Среди отличительных черт искусства художника также: внимание к социальной тематике, особый интерес к дореволюционной старине (особенно иконам), старым «отвергнутым» вещам и обломкам быта, включаемым в композиции в качестве коллажа и особая цветовая гамма: «В 1969–1970 годах я использовал насыщенную темно-бордовую и желтую краски, в 1972–1973 — очистил палитру, оставив яркие — белый, желтый и красный — цвета», — пишет Рухин. В 1974 году он — один из организаторов «Бульдозерной выставки». Однако всего спустя два года, в 1976 году его ждала сколь трагическая, столь и таинственная смерть в пожаре своей мастерской. Vladey
Композиция (Спящая О. с яблоком) 1975. Холст на оргалите, масло, темпера, эпоксидная смола, дерево, коллаж. 53,5×49,4
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2019 Lydia Masterkova & Evgenii Rukhin: Dialogues: The 60s Generation. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
2000 Евгений Рухин. Произведения из коллекции Леонида Талочкина. Музей нонконформистского искусства. Санкт-Петербург
1997 Евгений Рухин. В темном прохладном месте. Gallery Red Art. Лондон. Великобритания
1981 Evgeny Rukhin. Museum of Russian Contemporary Art. Нью-Джерси. США
1979 Evgeny Rukhin. Galerie Presence des Art. Париж. Франция
1967 Evgeny Rukhin. Betty Parsons Gallery. Нью-Йорк. США
1966 Евгений Рухин. Молодежный клуб. Санкт-Петербург
2023 Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2021-2022 Неназываемое. ЦСИ «Арсенал». Нижний Новгород
2021 Мягкая родина. Фонд RuArt. Москва
2021 Это сработает, если закроешь глаза. Музей Art4. Москва
2019 Абстракция в авангарде. ЦСИ им. Сергея Курёхина. Санкт-Петербург
2017 70-е. Со-при-частность. ЦВЗ «Манеж». Москва
2013 Поколение XX века. Галерея DiDi. Санкт-Петербург
2013 Breaking the Ice: Moscow Art, 1960-80s. Saatchi Gallery. Лондон. Великобритания
2011 Искусство есть искусство есть искусство. Московский музей современного искусства. Москва
2011 Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства в русском искусстве XIX-XXI веков. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2010 Всегда другое искусство. Избранные произведения из коллекции Виктора Бондаренко. Государственный музей современного искусства РАХ. Москва
2009 Анатолий Брусиловский. Пантеон русского андеграунда. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Нонконформисты на Красной площади. Живопись и графика 1950-2000-х годов из частных собраний. Галерея «Коносьер». Москва
2006 Soviet Alternative Art (1956-1988) from the Costakis Collections. State Museum
of Contemporary Art. Салоники. Греция
2005 Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2004 Фестиваль независимого искусства. ЦВЗ «Манеж». Москва
2002 Абстракция в России XX век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1995 Коллекция Александра Глезера. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
1995 Selbstidentifikation. Positionen St. Petersburg Kunst von 1970 bis heute. Institute for Foreign Cultural Relation. Haus am Waldsee, Берлин. Германия; The National Museum of Contemporary Art. Осло. Норвегия; The State Art Gallery. Сопот. Польша; ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
1991 Современное советское искусство от «оттепели» до «перестройки». The Setagaya Art Museum. Сэтагая. Япония
1990 Другое искусство. Москва 1956-1976. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1989 Московское неофициальное искусство. Коллекция Леонида Талочкина. Самарский областной художественный музей. Самара
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Живопись. Часть 1. Галерея «Беляево». Москва
1984 Спустя десять лет. Musee de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1982 Russian Abstract Art. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1981 25 Years of Soviet Unofficial Art, 1956-1981. Museum of Contemporary Russian Art. Нью-Джерси. США
1979 Moscou-Paris. Musee de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1978 Rassegna sul dissenso culturale nell' Est europio. Франция
1977 Unofficial Art from the Soviet Union. Institute of Contemporary Arts. Лондон. Великобритания
1976 L'art russe contemporaine. Palais des Congres de Paris. Париж. Франция
1975 Nonkonformistische Russische Maler. Kunstverein Freiburg. Фрайбург. Германия
1974 Бульдозерная выставка. Беляево
1970 Выставка «на открытом воздухе» во дворе особняка Эдмунда Стивенса на ул. Рылеева, 11. Москва