Инал Савченков

1966

Живописец, также занимается кино и мультипликацией. Работал в стиле неоэкспрессионизма объединения «Новые художники». Для его творчества характерна спонтанность художественного жеста, романтизация бессознательных мотивов, экспрессия формы и цвета. Герои картин – комиксные существа в мифологизированном городском пространстве, сюжеты – бытовые, криминальные, фантазийные. Vladey

Работы Инала Савченкова находятся в Frederic R. Weisman Art Foundation (Лос-Анджелес. США), Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном музее-заповеднике «Царицыно» (Москва), Государственном Русском музее. 

Инал Савченков за многие годы творчества сохранил свою узнаваемую манеру, сформированную еще в начале 1980-х. Его становление пришлось на период перестройки, когда СССР постепенно ослаблял свою хватку, и «подпольная» культура переживала бурный подъем. Савченков дружил с легендарными ленинградскими «Новыми художниками» во главе с Тимуром Новиковым, снимался в некрореалистическом кино Евгения Юфита, участвовал в музыкальных выступлениях «Поп-механики» Сергея Курёхина.

Живопись Инала Савченкова вобрала в себя актуальные веяния 1980-х: неоэкспрессионизм, комиксы, граффити. В те годы была целая волна такой «новой» живописи — яркой по колориту, смелой в трактовке форм и выборе сюжетов, протестующей против окружающей серости и излишней серьезности в искусстве. В 1990-х, когда в отечественном современном искусстве наметились совсем иные тенденции, Савченков часто ездил в Берлин и работал в мастерских совместно с немецкими художниками-неоэкспрессионистами.

Среди единомышленников его картины всегда отличались своеобразной мультяшностью и добродушным юмором. Сюжеты Савченкова считываются просто и вместе с тем сложно, они всегда «очень личные» и подчеркнуто абсурдные. У него есть целый ряд созданных на свой лад антропоморфных и зооморфных персонажей, некоторые из которых — постоянные участники картин, как, например, лиса. Произведения художник создает как бы «не думая», захваченный каким-нибудь воспоминанием, новостью, сном, вымышленной притчей, шуткой или даже религиозно-философской идеей. Нарочитая простота исполнения дает возможность додумывать историю — Савченков иногда годами дописывает свои картины, развивая сюжет, хотя и выглядят они в итоге все равно «мгновенными». Между тем баланс цветов и интуитивное чувство формы выдают большого художника.

Все работы Инала Савченкова условно можно назвать кадрами из мультфильмов не только из-за специфики манеры живописи и фантастических героев, но и поскольку в их композиции заложен потенциал динамики. Как это работает, можно увидеть в коллажных мультипликациях Савченкова, которые он делал в 1980–1990-х вместе с основанной им в тот же период группой «Инженеры искусств». В своих картинах, как говорит художник, он изображает «идеальный» момент из «киноленты» в его голове, сбалансированный композиционно и насыщенный эмоционально. Vladey

#90-е
Работы
Без названия

Без названия 1995. Холст, масло. 78х78

Выставки

2021 Пол реализма. Vladey. Москва
2019 
Инал Савченков. Молодой месяц. Vladey. Центр современного искусства «Винзавод». Москва
2016 Инал Савченков. Музей АRT4. Москва
2016 Смех продлевает молодость. NAMEGALLERY. Санкт-Петербург
2016 Инал Савченков. Революция в опасности. NAMEGALLERY. Санкт-Петербург
2014 Инал Савченков. Пробуждение. AFTER:SIX. Центр современного искусства «Винзавод». Москва
2011 Инал Савченков. Космический аттракцион. NAMEGALLERY. Санкт-Петербург 
2011 Неоэкспрессионизм Инала Савченкова. Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург
2001 Инал Савченков. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

2021 Школа «Инженеров искусства». Вдали от равновесия. ГУМ-RED-LINE. Москва
2019 
Философия общего дела. Гостиный Двор. В рамках ярмарки Cosmoscow. Москва
2018 Тимур Новиков и «Новые художники». Центр современного искусства «Заря». Владивосток
2017 Libres Figurations - Années 80. Fonds Hélène et Édouard Leclerc. Ландерно. Франция
2016-2017 Нонконформизм как точка отсчета. Работы 1960-2000-х из коллекции Московского музея современного искусства. Ельцин Центр. Екатеринбург
2014 Инженеры искусств. Музей современного искусства «Эрарта». Санкт-Петербург
2014 Ащущения другова. Музей современного искусства «Эрарта». Санкт-Петербург
2014 Другая столица: современное искусство Санкт-Петербурга сегодня. Музей Москвы. Москва
2012-2013 По следам добрых волшебников. Галерея «Ультрамарин». Санкт-Петербург
2012-2013 Без барьеров. Российское искусство 1985-2000. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2012 Горячий холод. Лофт-проект «Этажи». Санкт-Петербург
2012 Новые идут! Московский музей современного искусства. Москва
2011-2012 Passion Bild. Russische Kunst seit 1970. Kunstmuseum Bern. Берн. Германия
2011 Классика и Современность. Малый зал ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2011 Художник и Кино. Малый зал ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2011 Орбита Гагарина. 100 своих. Санкт-Петербург
2011 Врата и двери. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2010 Удар кисти. «Новые художники» и некрореалисты 1982-1991. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2009 The Russian Schizorevolution: An exhibition that might have been. Marres. Маастрихт. Нидерланды
2008 Хороший художник. Галерея RuArts. Москва
2006 Последние романтики Советского Союза. Зверевский центр современного искусства. Москва
2004 Домашние и дикие. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2000 По следам «Популярной механики». Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург
1998 SKIF-3. 3-й международный фестиваль Сергея Курехина. Ленинградский дворец молодёжи. Санкт-Петербург
1997 Kabinet. Stedelijk Museum. Амстердам. Нидерланды
1997 Красный цвет в искусстве. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1996 2х3m. RUSSKOEE POLEE. Берлин. Германия
1996 Kabinet. Stedelijk Museum. Амстердам. Нидерланды
1995 From Gulag to Glasnost: Nonconformist Art from the Soviet Union. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
1993 Другой Санкт-Петербург. Музей современного искусства. Мартиньи. Швейцария
1991 Jóvenes Artistas de Leningrado: el problema del cuerpo individual al fin de la era del totalitarismo tardío. Museo de Arte Moderno. Мехико. Мексика
1990 2x3. Дворцовый мост. Ленинград
1990 Странные игры питерского авангарда. Томский областной художественный музей. Томск
1988 Выставка группы «Новые художники». ДК Ленинградского станкостроительного производственного объединения им. Я.М. Свердлова.
Ленинград
1988 DE NYA från Leningrad. Kulturhuset. Стокгольм. Швеция
1987 Без ореола. Gdański Kantor  Sztuki. Гданьск. Польша
1987 Форум творческой молодёжи. Ленинградский дворец молодежи. Ленинград