Холст, масло
73.5×73.5см
Представительница московского концептуализма, совмещающая в своем творчестве разные техники: от малоформатной графики до масштабных инсталляций. Окончила факультет графического дизайна Московского полиграфического института. С 1981 г. входила в круг художников Московского архива нового искусства. С 1983 г. участвовала в акциях группы «Коллективные действия»; в 1987 г. вошла в объединение художников Клуба Авангардистов.
В 1970-е гг. занималась преимущественно станковой живописью, обращаясь к наследию Раннего Возрождения. В 1983 г. начинает работать над знаменитыми «Комнатами» - пятью тотальными инсталляциями-инвайроментами, созданными средствами живописи и коллажа по очереди в одной из комнат московской квартиры художницы на Малой Грузинской. Иллюзорные, порой сюрреалистичные среды, стали как продолжением исследований художницы пространства и его восприятия, его философских и психологических аспектов, так воплощением желания трансформации некомфортной окружающей среды, при этом среды личной, почти интимной, не имея возможности изменить среду социальную и культурную. В 2015 г. Нахова представляла Россию на Международной Венецианской биеннале с мультимедийной инсталляцией «Зеленый павильон», наследующей инвайроментализму «Комнат». В 2013 г. стала лауреатом премии Кандинского в номинации «Проект года». С 1992 года живет и работает в США. Профессор живописи Wayne State University (Детройт).
Работы Ирины Наховой находятся в Tate Modern (Лондон. Великобритания), The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum (Нью-Брансуик. США), Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Московском музее современного искусства, Фонде культуры «Екатерина» и других собраниях.
pdfБез названия 2013. Смешанная техника.
Органы чувств: Роза. Диптих 2010. Холст, масло. 73.5×73.5
Археология комнаты 1999. Холст, принт. 56×72
Окна 1987. Холст, дерево, масло. 120×120