1922—1994
Художник-абстракционист. Относился к искусству как к способу сбежать от пережитого ужаса советских лагерей. В работах создает иной мифопоэтический мир, наполняет его различными животными, фантастическими существами и случайными лицами, хаотично размещая их на холсте, вопреки законам композиции. Vladey
Работы Льва Кропивницкого находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Rutgers University (Нью-Джерси. Нью-Брансуик. США), Kolodzei Art Foundation (Нью-Йорк, США), Centre Pompidou (Париж. Франция), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее и других собраниях. ...
Лев Кропивницкий родился в 1922 году в Тюмени; спустя год его семья переехала в Москву. В 1939 году Кропивницкий поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства, где проучился до 1941 года: был призван на службу в армию. В 1944 году художник получился тяжелое ранение и был отправлен обратно в Москву, где с 1945 года продолжил обучение в Московском институте. Через год Лев Кропивницкий был репрессирован ОСО при НКВД СССР и приговорен к десяти годам лагерей из-за принадлежности к «антисоветской террористической организации»: он и десять его одногруппников были обвинены в подготовке убийства Сталина. Срок Кропивницкий отбывал вместе с Борисом Свешниковым, другим представителем нонконформистского искусства, в лагерях Коми АССР и Казахстана.
В 1954 году художник был освобожден без права на выезд из города Балхаша (Казахстан); там Кропивницкий работал художником и режиссером в доме культуры и руководил изостудией. В 1956 году был реабилитирован: Лев Кропивницкий вернулся в Москву, устроившись на работу на Комбинате декоративно-прикладного искусства. Там автор создавал афиши, дизайн выставок и музеев, среди которых были: Литературный музей, Музей А. С. Пушкина, Музей Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, Музей Т.Г. Шевченко в Киеве, Музей А. Н. Островского в Щелыкове и другие. Также Кропивницкий занимался книжной графикой и публиковал свои художественные критические статьи в журнале «Декоративное искусство». Был участником знаменитой «лианозовской группы»
На рубеже 1950-х – 1960-х годов Лев Кропивницкий начинает работать в рамках абстрактного экспрессионизма; для художника «чистая» форма явилась способом выражения реальности, сути ее вещей, также – гегелевским духом времени. В последствии художник также вспоминал, что абстракция была способом «очищения» от ужасов ссыльных лагерей, надолго оставшихся в памяти автора.
В начале 1960-х художник начинает участвовать в различных выставочных проектах: устраивал свои персональные квартирные выставки, участвовал в групповых подпольных московских выставках. После переписки с А. И. Солженицыным с 1963 по 1964 года художник создает цикл иллюстраций к повести «Один день Иван Денисовича».
В 1973 году стал членом Союза художников СССР, в этом же году прошла первая официально разрешенная персональная выставка Кропивницкого в Доме культуры и техники. В 1983 году художник получает личную мастерскую, которая в дальнейшем становится одним из центром нонконформистской культуры. С 1985 по 1987 Лев Кропивницкий создает цикл стихов и офортов «Стенограммы снов» и «Капризы подсознания». В 1989 году художник отправляется в Италию и Англию; там он участвует в групповом международном проекта «Сто лет русского искусства», далее в Праге проходит его персональная выставка. С 1992 по 1993 года Кропивницкий издает авторский альманах «Мансарда». В следующем году художник умер в Москве.
Живопись Льва Кропивницкого, прошедшая от абстракции до отчасти сюрреалистичного фигуратива, уникальная своим отношением к пространству: оно интериоризируется, вовлекается само в себя, оказывается внешним воздействием на человека, задавая ему свои нормы и характеристики. Восприятие пространства эсхатологично; раскрывается в медитативных, сновиденческих состояниях, отсылая в своей сакральности к мотивам христианских апокрифов, гротеска готического романа, немецкого романтизма. Лев Кропивницкий в своей системе знаков, символов (кошки, быки, собаки, скарабеи и разнообразные фантастические существа)создает монолог о человеческой душе и пространстве ее существования: художник через «магические», религиозные или мифологические мотивы создает альтернативную, но в действительности подлинную реальность – новую сферу бытия. Анастасия Тимофеенко
Девочка и корова 1966. Холст, масло. 100×80
2004 Вечер памяти Льва Кропивницкого. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1995 Лев Кропивницкий. Музей В.А. Тропинина. Москва
1991 Lev Kropivnitski. K-Kunst Galerie. Аахен. Германия
1990 Lev Kropivnitski. Soho Gallery. Бостон. США
1990 Лев Кропивницкий. Живопись и графика. Центральный дом художника. Москва
1989 Лев Кропивницкий. В рамках «Дней Москвы». Прага. Чехия
1988 Лев Кропивницкий. Музей изобразительных искусств. Тюмень
1988 Лев Кропивницкий. Костромской областной музей изобразительных искусств. Кострома
1988 Лев Кропивницкий. Живопись и графика. Центральный Дом художника. Москва.
1988 Лев Кропивницкий. Дом культуры и техники. Москва
1966 Лев Кропивницкий. Институт биохимии АН СССР. Москва
1965 Лев Кропивницкий. Институт биофизики АН СССР. Москва
1962 Лев Кропивницкий. Квартира В. Бугаевского. Москва
1961 Лев Кропивницкий. Квартира В. Кожинова. Москва
1961 Лев Кропивницкий. Квартира А. Гинзбурга. Москва
1959 Лев Кропивницкий. Квартира А. Волконского. Москва
2021 Лики, лица, морды. Музей AZ. Москва
2018-2019 Апология заблуждений. Московский музей современного искусства. Москва
2018 Непокорные. Alpert Gallery. Москва
2016-2017 Нонконформизм как точка отсчета. Работы 1960-2000-х из коллекции Московского музея современного искусства. Ельцин Центр. Екатеринбург
2015 Смех в зале. Галерея «На Шаболовке». Москва
2014 Другое искусство 1960–1980-х. Из коллекции музея. Новый музей Аслана Чехоева. Санкт-Петербург
2014 Back In The USSR! Mimi Ferzt Gallery. Нью-Йорк. США
2012 Femmes. Nadja Brykina Gallery. Цюрих. Швейцария
2012 Pittura astratta dal 1960. Collezione Aleksandr Reznikov/Абстрактная живопись 60-х из коллекции Александра Резникова. Ca’ Foscari Esposizioni. Венеция. Италия
2011 Новая экспозиция в Новом музее. Новый музей Аслана Чехоева. Санкт-Петербург
2009 Анатолий Брусиловский. Пантеон русского андерграунда. Московский музей современного искусства. Москва
2006 Soviet Alternative Art (1956-1988) from the Costakis Collections. State Museum
of Contemporary Art. Салоники. Греция
2006 Время перемен. Искусство 1960 — 1985 в Советском Союзе. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2005 Moscow Grafika. International Print Center New York. Нью-Йорк. США
2000 L'Arte Vietata in U.R.S.S. 1955 — 1988. Non-conformisti dalla Collezione Bar-Gera. Palazzo Forti. Верона. Италия
1999 Послевоенный русский авангард из собрания Юрия Трайсмана. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1998 Лианозовская группа: истоки и судьбы. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1997 Московский Арт Салон 1997. 850-летию Москвы посвящается. ЦВЗ «Манеж». Москва
1996 Эстетика оттепели: новое русское искусство между 1956 и 1962. ВЗ «На Каширке». Москва
1995 Выставка коллекции Александра Глезера. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва
1995 Der Bilder der Aufstand. Moscauer maler 1974-1994. Stadtmuseum Halle. Галле. Германия
1995 From Gulag to Glasnost: Nonconformist Art from the Soviet Union. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
1994 Катакомбное икусство шестидесятых. Художники и поэты «Лианозовской школы». Галерея АЗ. Москва
1994 Нет! — и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов/ Nie! — i konformiści. Oblicza sztuki razieckiej lat 50. o 80. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; X. Dunikowski Museum. Palac w Krolikani. Варшава. Польша
1992 Sammlung Talotschkin. Moskauer Avantgarde der 50er bis 80er Jahre. Kunststation Kleinsassen. Кассель. Германия
1991 Lianosowo. Gedichte and Bilder aus Moscau. Государственный литературный музей. Москва
1990-1991 Другое искусство. Москва 1956-1976. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1990 Выставка произведений московских художников. Центральный дом художника. Москва
1990 Творчество в лагерях и ссылках. Общества «Мемориал». Москва
1990 Выставка произведений московских художников. Центр «Форма». Москва
1989 100 Years Of Russian Art 1889-1989. From Private Collections In The USSR. The Barbican Art Gallery. Лондон. Великобритания
1988 Лев Кропивницкий. Лариса Зеневич. Владимир Пименов. Светлана Могутина. Галерея «Пересветов переулок», Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Живопись. Часть 1. Галерея «Беляево». Москва
1985 Выставка графики в музее современного русского искусства в изгнании. C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1983 Акварель. Рисунок. Эстамп. Московский объединенный комитет художников-графиков. Москва
1982 Русское абстрактное искусство и поп-арт. C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1982 Лианозовская группа. C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1982 Le groupe de Lianozovo. Musée de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1981 Новые тенденции в неофициальном русском искусстве 1970-1980. C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1979 Москва — Париж. Musée de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1978 Rassegna sul dissenso culturale nell' Est europio. Scuola Cantonale di Commercio. Беллинцона. Швейцария
1978 Salon des Réprouvés, Peintres russes non officiels. Galerie Hardy. Париж. Франция
1977 La nuova arte Sovietica: Una prospettiva non ufficiale. La Biennale di Venezia. Palazzetto dello Sport all’Arsenale. Венеция. Италия
1977 Oscar Rabine et la «tribu des Kropivnitski». L`Art Russe nonconformiste. Galerie Jaquester. Париж. Франция
1977 Unofficial Art from the Soviet Union. Institute of Contemporary Arts. Лондон. Великобритания
1976 L'art russe contemporaine. Palais des Congres de Paris. Париж. Франция
1976 Открытие «Музея современного русского искусства в изгнании». Монжерон. Франция
1975 Nonkonformistische Russische Maler. Берлин; Kunstverein Freiburg. Фрайбург. Германия
1974 Progressive Stromungen in Moskau 1957–1970. Museum Bochum. Бохум. Германия
1971 10 Kunstnere fra Moskva. Københavns Kommunes Kulturfond. Копенгаген. Дания
1970 Nuove correnti a Mosca. Museo Belle Arti. Лугано. Швейцария
1970 Выставка «на открытом воздухе» во дворе особняка Стивенсов на ул. Рылеева, 11. Москва
1969 Новая московская школа. Galerie Pananti. Флоренция. Италия
1969 Однодневная выставка живописи в Институте мировой экономики
и международных отношений на проспекте Мира. Москва
1967 Русская живопись за 500 лет. Галерея нового искусства. Нью-Йорк. США
1967 Выставка неофициального искусства в клубе «Дружба». Москва
1967 Живопись и графика из коллекции А.Глезера. СХ Грузинской ССР. Тбилиси
1967 Quindici giovani pittori moscoviti. Galeria Il Segno. Рим. Италия
1967 Les Peintres Sovetiques Anticonformistes. Galerie ABC. Maison de la Tour Centre d’Art. Сен-Реститю. Франция
1967 Выставка из собрания А. Глезера. Союз художников Грузинской СССР. Тбилиси. Грузия
1967 Постоянная выставка в квартире А. Глезера. Москва
1966 16 московских художников. Бюро художественных выставок. Сопот; Познань; Щецин. Польша
1966 10 художников. Институт гигиены труда и профзаболеваний. Москва
1964 Выставка в Доме Фотографии Е. Нутовича. Дом Фотографии Е. Нутовича. Москва
1960 Выставка А. Харитонова, О. Целкова, В. Яковлева, Д. Краснопевцева, Л. Кропивницкого, Д. Плавинского, О. Рабина, В. Вейсберга. А. Зверева. Квартира Г. Костаки. Москва
1959 Еженедельные воскресные показы картин в бараке Рабина в Лианозове. Москва
1959 V выставка произведений молодых художников Москвы и Московской области. Дом художника на Кузнецком мосту, ЦПКиО. Москва
1958 IV выставка произведений молодых художников Москвы и Московской области. Москва
1958 Выставка советского искусства. Сан-Франциско. США