1937
Художник, график, автор объектов, основатель группы «Движение» (1964). Занимается созданием кинетической скульптуры, используя разнообразные материалы – металл, дерево, пластик, зеркала. В абстрактной живописи и графике посредством контрастного цвета, ритма и чередования геометрических плоскостей он создаёт иллюзию движения и пульсации, динамическую экспрессивность. Vladey
Работы Льва Нусберга находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музейно-выставочном объединении «Манеж» (Москва), Музее AZ (Москва), Новом музее Аслана Чехоева (Санкт-Петербург) и других собраниях. ...
Лев Нусберг родился в 1937 году в Ташкенте. С 1951 по 1958 года он учился в Московском художественном училище памяти 1905 года. В истории отечественного искусства Лев Нусберг известен прежде всего как основатель первой советской кинетической группы «Движение», первоначальный состав который был оформлен уже в 1962 году.
Ядро группы составили учащиеся художественной школы при Суриковском институте: Франциско Инфанте, Анатолий Кривчиков, Владимир Акулинин, Вячеслав Щербаков, Римма Заневская-Сапгир и Михаил Дорохов. В 1964 году группа институционально оформилась, придумав название «Движение». В начале 1960-х Лев Нусберг в своем творчестве отказался от фигуративного искусства, обращаясь к беспредметному; он создал «первые трехмерные геометрические и структурно-симметричные объекты с использованием в них различных материалов, в особенности зеркал и света» (Обухова А.: «Коллектив «Движение»: эхо авангарда. Противоречивая история кинетического искусства в СССР»). Единомышленников Нусберга на этом этапе объединял интерес к переходу от станкового мышления к монументальному. Одним из первых результатов совместной работы стала «Выставка орнаменталистов» (1963): кроме Нусберга, на ней были представлены работы Анатолия Кривчикова, Франциско Инфанте, Виктора Степанова, Вячеслава Щербакова и Серафима Павловского. В правилах идеологической цензуры и антимодернистской риторики тех лет геометрические абстракции были представлены как «упражнения в орнаментальном проектировании». На первом этапе своего существования группа «Движения» разрабатывала и осваивала различные геометрические конструкции и структурные формы. В работах Льва Нусберга можно было заметить «квазикомпьютерные симметричные построения»; абстрактные произведения Риммы Сапгир-Заневской отличались стремлением достичь оптических эффектов, создающих иллюзию движения и трансформацию форм в зрительском восприятии; А. Кривчиков работал с крупными геометрическими формами, «имеющими символическую знаковую окраску»; В. Щербаков творил в рамках линеарной графики; Владимир Акулинин обращался к геометрической абстракции через размышления о природе скульптуры как сочетании плоскостей в разных конфигурациях в пространстве.
Весной 1963 году в столицу приехал чешский искусствовед Душан Конечны, в дальнейшем выступивший как теоретик «Движения», вписавший их деятельность в рамки кинетического искусства. Так, Франциско Инфанте утверждает, что Лев Нусберг начал употреблять слово «движение» как аналог западному «кинетизм» после знакомства с Душан Конечны, рассказавший последнему о западных течениях в искусстве. После прибытия Конечны, в Москву из Чехословакии приезжают и другие искусствоведы: Иржи Падрта, Мирослав Ламач, Индржих Халупецкий. Они знакомят участников «Движения» с западными тенденциями, преимущественно в рамках кинетизма: например, немецкая группа художников Zero, французское объединение GRAV или итальянская группа MID. В этом же году Нусберг знакомится с Андреем Певзнером (создавшим «Реалистический манифест» с Наумом Габо). С помощью этих контактов группа получила возможность осмыслить свои начинания в структурной геометрической абстракции в рамках теории кинетического искусства через динамизм, движение и пространственную форму: «некоторые участники «коллектива свободных художников» переходят в этот момент от создания графических и живописных произведений к проектированию трехмерных вантовых конструкций» (Обухова А.: «Коллектив «Движение»: эхо авангарда. Противоречивая история кинетического искусства в СССР»).
Экспериментальный и инженерный характер работ давал кинетистам больше экспозиционных возможностей, чем другим современникам-нонконформистам. Образы, связанные с эстетизацией науки и темой «мирного атома», поощрялись, поддерживались и популяризировались государством; ограничения со стороны партии касались «чистого искусства», и обойти запреты можно было в прикладных областях.
Кинетической можно назвать выставку 1965 года в Доме архитекторов в Ленинграде «Выставка-представление кинетического искусства». Среди работ был «Цветок» (1965) Льва Нусберга: «Кинетическая композиция <…> состояла из веером расходящихся от центрального конуса трубок, на конце каждой из которых находилась лампочка. Конус был шарнирно закреплен на оси мотора и мог свободно кататься в конусной чаше, покрытой медными контактами, такие же контакты находились на конусе веера. Сложное движение веера одновременно с игрой световых вспышек создавали непредсказуемые вариации в пространстве» (Колейчук. Кинетизм). В 1966 году прошла выставка участников «Движения» в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова, которая, в свою очередь, была дополнена кинетическими театрализованными представлениями «Метаморфозы».
В 1967 году группа получила выгодный заказ – проектирование и реализация праздничного оформления набережный и площадей Ленинграда к 50-летию Октябрьской революции. Однако с 1967 года внутри группы начались разногласия, из-за чего состав ее участников сменился. Такой раскол можно воспринимать как естественный результат становления индивидуальных линий творчества отдельных участников, отошедших от главенствующих ранее идей лидера Льва Нусберга. В своем новом составе группа «Движения» реализовала такие проекты как оформление пионерского лагеря «Орленок» (1968); проект «50 лет советскому цирку» (1969); кинетические ансамбли на выставке «Электро-72» (1972) и другие. Как отмечает Вячеслав Колейчук, в последние годы деятельности группы существенной ее чертой была модификация идеи Льва Нусберга о лабиринте, что в последствии трансформировались в «искусственную кинетическую среду-выставку». Также участники группы устраивали хеппенинги, которые виделись как сочетание художественной акции с коллективной жизнью. К середине 1970-х гг., после проведения Бульдозерной выставки, группа окончательно прекратила свое существование. В 1976 Лев Нусберг эмигрировал в Германию, откуда в 1980 переехал в США. Анастасия Тимофеенко
Композиция (На фоне морской волны) 1962. Бумага, смешанная техника. 21.5×21.5
2020-2021 Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России. ВЗ «Манеж». Санкт-Петербург; Государственная Третьяковская галерея. Москва
2020 Формы движения. Севкабель Порт. Санкт-Петербург
2019 Между нулем и единицей. Александр Панкин и авангарды. Московский музей современного искусства. Москва
2017 Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950-е – 1970-е. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2017 The Other Trans-Atlantic Kinetic and Op Art in Eastern Europe and Latin America 1950’s – 1970’s. Museum of Modern Art. Варшава. Польша
2016 Dreamworlds and Catastrophes. Intersections of Art and Science in the Dodge Collection. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at the Rutgers University. Нью-Джерси, Нью-Брансуик. США
2007 Пятьдесят на пятьдесят. Живопись и графика из коллекции Михаила Алшибая и Марка Курцера. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
2007 Второй авангард. Москва, 1950-1970. Hôtel de l’Industrie. Париж. Франция
2006 Soviet Alternative Art (1956-1988) from the Costakis Collections. State Museum of Contemporary Art. Салоники. Греция
1996 Эстетика оттепели: новое русское искусство между 1956 и 1962. Выставочный зал «На Каширке». Москва
1995 Выставка коллекции Александра Глезера. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
1990 Другое искусство. Москва 1956-1976. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1989 Russian Avant-Garde of the Early Twentieth Century. Works on Paper from the Michail Grobman Collection. Ben-Gurion University, Avraham Baron Art Gallery. Баер-Шера. Израиль
1987 Ретроспекция творчества молодых художников. 1957-1987. Живопись. Часть 1. Галерея «Беляево». Москва
1985 Выставка графики в музее современного русского искусства в изгнании. C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1983 Неофициальное искусство из Советского Союза. Russell Senate Office Building. Вашингтон. США
1982 25 лет советского неофициального искусства, 1956-1981 (выставка в Монжероне). Монжерон. Франция
1982 Russian Samizdat Art (Visual Studies Workshop). Нью-Йорк. США
1981 25 лет советского неофициального искусства, 1956-1981. C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1980 Free Art From the Soviet Union. From the Collection of Michael Grobman. Herzliya Museum of Art. Герцилия. Израиль
1979 Биеннале неофициального русского искусства. Association du Centre des Arts et Loisirs du Vesinet. Монжерон. Франция
1979 Zwanzig Jahre unabhangige Kunst in der Sowjetunion. Museum Bochum. Бохум. Германия
1978 New Art From the Soviet Union. Pratt Manhattan Gallery. Нью-Йорк. США
1978 Lev Nussberg und die Gruppe Bewegung — Moscau 1962-1977. Kunstsammlung. Германия
1978 Rassegna sul dissenso culturale nell' Est europio. Беллицона. Швейцария
1977 La biennale di Venezia 1977. Biennale of Dissent. Ла Сель-Сен-Клу. Франция
1976 La russe contemporaine. Palais des Congres de Paris. Париж. Франция
1972 Международная электротехническая выставка «Электро-72». Парк Сокольники. Москва
1966 Выставка кинетического искусства. Дом культуры Института атомной энергии им. И. В. Курчатова. Москва
1965 Выставка-представление кинетического искусства. Дом архитектора. Ленинград
1964 На пути к синтезу искусств. Москва
1963 Выставка кинетических работ членов группы «Движения». Центральный дом работников СССР. Москва