1927—2008
Художница «Лианозовской группы». Одной из первых обратилась к метафизической абстракции: геометрические фигуры наделяет сакральным значением, особенно мотив круга. С 60-х создавала композиции в технике коллажа с кружевом, парчой и др. старинными тканями. После эмиграции во Францию в 1975 г. в творчестве начал преобладать монохромный колорит. Участница «Бульдозерной выставки» (1974). Работы находятся в Третьяковской галерее. Vladey ...
Лидия Алексеевна Мастеркова родилась в Москве 8 марта 1927 года. Уроки рисования Лидия Мастеркова начала брать еще в подростковом возрасте. С 1943 по 1946 годы училась в художественной школе, в которой преподавали такие опальные звезды модерна как Роберт Фальк, Михаил Перуцкий и Моисей Хазанов. Эти уроки оказали огромное влияние на формирование художественного вкуса Мастерковой. В интервью «Независимой газете» от 20.01.2006 Лидия Алексеевна вспоминала: «Мой учитель Михаил Семенович Перуцкий меня обожал. Когда мы начинали писать портрет, всегда говорил: «Посмотрите, как у Лидочки!». Когда школу закрыли за «левый уклон», художница продолжила обучение в училище имени 1905 года.
В середине 1950-х годов вместе с однокурсниками Николаем Вечтомовым и Владимиром Немухиным вступила в «Лианозовскую гркппу». Группа поэтов и художников собиралась в помещении барачного дома, располагавшегося вблизи железнодорожной станции Лианозово. Название «лианозовская» творческой группе дали надзорные органы, выполнявшие слежку за молодыми людьми. Каждый из художников лианозовской группы пытался «нащупать» близкое себе течение модернизма. Свой стиль Мастеркова обрела относительно быстро. Это лиричный, очень личный, полный мистицизма стиль, относящийся к абстракционному экспрессионизму.
Мастеркова прожила 14 лет в плодотворном союзе с Владимиром Немухиным. По его воспоминаниям, решение развиваться в направлении абстракции пришло к ним под впечатлением от выставки современного западного искусства в 1957 году, прошедшего в рамках VI Московского фестиваля молодежи и студентов. «Это был настоящий шок, — пишет он в книге „Немухинские монологи“, — но шок целительный, после которого мы окончательно прозрели. Я до сих пор хорошо помню, как возвращался домой после этой выставки: раздавленный, потрясенный. Ехал вместе с Лидией Мастерковой. Сидели мы в вагоне молча, и каждый о своем думал. Буквально на следующий день Мастеркова делает абстрактную композицию».
С 1960-х годов Лидия Мастеркова принимала активное участие московском художественном андеграунде. Ее первая и единственная прижизненная персональная выставка в Москве состоялась в квартирной галерее искусствоведа, председателя бюро секции критики МОСХа, Ильи Цирлина в доме Шаляпина на Новинском бульваре. По свидетельству Немухина, именно там ее заметил крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки: «Лида Мастеркова его буквально очаровала своей резкой, экспрессивной живописью в красно-зелено-черных тонах. Во всем облике Мастерковой он видел обобщенный образ русской художницы от авангарда». В 1967 году Лидия Алексеевна участвовала в резонансной групповой выставке в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов, которая была со скандалом закрыта КГБ спустя 2 часа после открытия.
В 1960-е годы Мастеркова с удовольствием экспериментировала с коллажем, включая в свои работы необычные материалы. Так, излюбленным был текстиль: старинные кружева, ветхие ткани и даже церковная парча. Также Мастеркова любила рисовать тушью по мокрой поверхности. Такие работы кажутся объемными, как сейчас говорят, с эффектом 3D — поверхность будто осязаема, до нее так и хочется дотронуться.
В 1974 году вместе с сыном участвовала во всемирно известной несанкционированной «Бульдозерной выставке» художников-нонконформистов на пустыре в Беляеве. «Мы были наивными, опасность нам была как море по колено — мы чувствовали, что ничего плохого не делаем. Нас не выставляли, мы пришли и хотели поставить свои картины — акции политической мы не делали», — вспоминала Лидия Алексеевна. Организатор этой выставки, основатель «Лианозовской группы» художник-авангардист Оскар Рабин так вспоминал о Лидии Алексеевне уже после ее смерти: «История современного искусства России только пишется и будет еще, наверное, долго переделываться. И в ней останется только знаковое, значительное. Лида — это фигура знаковая...» Сам Рабин эмигрировал во Францию вскоре после за Мастерковой в 1978 году.
В 1975 году Лидия Мастеркова под сильным впечатлением от произошедшего в Беляеве вместе с сыном Игорем Холиным-Мастерковым уехала жить во Францию. «Я уехала потому, что бессмысленно было оставаться, жить и чувствовать какой-то антагонизм», — говорила художница. Эмиграция положила начало новому творческому периоду художницы. Регулярно у Мастерковой проводились и персональные, и коллективные выставки в Европе и США. В ее творчестве начал преобладать монохромность и конструктивное начало.
На конец 1970-х и начало 1980-х приходится период творческой зрелости Лидии Мастерковой. Творчество этого периода характеризуется созданием большого количество циклов и серий. Наиболее известные работы тех лет: «Триптихи», «Композиции», «Метеориты» (1981–1982), «Планеты» (1976). Она одной из первых обратилась к метафизической абстракции. У всех геометрических фигур она видела сакральное значение. В работах этого времени особенно часто встречается круг. Галерея G1
Сфера 1976. Бумага, чернила, коллаж. 63×44.5
Композиция №52 1960-е. Бумага, смешанная техника. 24×17
Композиция №28 1960-e. Бумага, смешанная техника. 24×17
2018-2019 Lydia Masterkova & Evgenii Rukhin: Dialogues: The 60s Generation. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Брансуик. Нью-Джерси. США
2017-2018 «Тебе - через сто лет…». Российский государственный архив литературы и искусства. Москва
2015 Владимир Немухин. Грани формализма. Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция. Московский музей современного искусства. Москва
2006 Из России во Францию. Галерея «Кино». Москва
1983 Lidia Masterkova. Striving upward to the real. Contemporary Russian Art Center of America. Нью-Йорк
1976 Lidia Masterkova. Gallery Dina Verni. Париж. Франция
2019 Другое искусство из собрания Нового музея Аслана Чехоева. Новый музей Аслана Чехоева. Санкт-Петербург
2019 Москва - Ленинград. Нонконформизм 1950-1980. Новый музей Аслана Чехоева. Санкт-Петербург
2019 Абстракция в авангарде! Центр современного искусства им. Сергея Курехина. Санкт-Петербург
2019 Два авангарда!? Рифмы. Ивановский областной художественный музей. Иваново
2019 Свободный полет. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2018-2019 Своя история. ЦСИ «Типография». Краснодар
2018 Ткан процветания. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2018 Парк Горького: Фабрика счастливых людей. Московский музей современного искусства. Москва
2014 Свобода есть свобода. Галерея «Беляево». Москва
2011 Москва - Ленинград. Нонконформистское искусство 50-70х-х годов. Новый музей. Санкт-Петербург
2009 Анатолий Брусиловский. Пантеон русского андеграунда. Московский музей современного искусства. Москва
2009 Традиция нонконформизма. Живопись, графика, скульптура, фарфор из собрания Иосифа Бадалова. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Нонконформисты на Красной площади. Живопись и графика 1950-2000-х годов из частных собраний. Галерея «Коносьер». Москва
2007 Второй Авангард, Москва 1950-1970, Hôtel de l’Industrie. Париж. Франция
2007 Движение. Эволюция. Искусство. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2005 Коллаж в России. XX век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2003 Вечер, посвященный годовщине «Бульдозерной выставки». Клуб на Брестской. Москва
2003 Георгий Костаки и его время. Московский дом национальностей. Москва
2000 L’Arte Vietata in U.R.S.S. 1955-1988. Non-conformisti dalla Collezione Bar-Gera. Palazzo Forti. Верона. Италия
1999 Русское искусство конца 1950-х, начала 1980-х годов (от абстракции до концептуализма). Центральный дом художника. Москва
1998 Лианозовская группа: истоки и судьбы. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1997 Nonkonformisten. Die Zweite russische Avantgarde 1955-1988. Sammlung Bar-Gera. Städtisches Museum. Левенкузен; Kulturabteilung Bayer. Берлин. Германия
1996 Нонконформисты. Второй русский авангард 1955-1988. Собрание Бар-Гера. Государственная Третьяковская галерея. Москва; Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1996 Эстетика оттепели: новое русское искусство между 1956 и 1962. ВЗ «На Каширке». Москва
1995 Выставка коллекции Александра Глезера. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
1995 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1857-1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino-Museums, Moskau. Staatliches Lindenau-Museum. Альтенбург; Documenta-Halle. Касель. Германия
1995 Выставка неофициального русского искусства. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
1995 From Gulag to Glastnost: Nonconformist Art from the Soviet Union. Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Брансуик. Нью-Джерси. США
1994 Катакомбное искусство шестидесятых. Художники и поэты «Лианозовской школы». Галерея АЗ. Москва
1994 Нет! - и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1993 Zweite Russische Avantgarde. Die Nonkonformisten. 1953-1983& Aus dem Sammlung Bar-Gera. Hamburg Messe. Гамбург. Германия
1991 Lianosowo. Gedichte and Bilder aus Moskau. Государственный литературный музей. Москва
1990 Другое искусство. Москва 1956-1976. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Живопись. Часть 1. Галерея «Беляево». Москва
1986 Московская абстракция. Московский дом художника. Москва
1985 Выставка графики в музее современного русского искусства в изгнании. C.A.S.E Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1984 Спустя десять лет. Musee de l’art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1982 25 лет советского неофициального искусства, 1956-1981. Монжерон. Франция
1982 Русское абстрактное искусство и поп-арт. C.A.S.E Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1982 Лианозовская группа. C.A.S.E Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1982 Le groupe de Lianozovo. C.A.S.E Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1981 25 лет совестного неофициального искусства, 1956-1981. C.A.S.E Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1981 Nouvelles tendencies de l’Art Russe Non Officiel 1970-1980. Centre Culturel de la Villedieu. Эланкур. Франция
1981 Новые тенденции в неофициальном русском искусстве 1970-1980. C.A.S.E Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1980 Unofficial Art. C.A.S.E Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1979 Биеннале неофициального русского искусства. Association de Centre des Arts et Loisirs du Vesinet. Монжерон. Франция
1979 Москва - Париж. C.A.S.E Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1979 Zwanzig Jahre unabhängige Kunst in der Sowjetunion. Museum Bochum. Бохум. Германия
1978 Rassegna sul dissenso culturale nell’ Est eurupio. Беллинцона. Швейцария
1977 New Art from the Soviet Union: The Known and Unknown, Arts Club of Washington. Вашингтон. США
1977 Exhibition in Favor of the Children of the Soviet Political Prisoners. Parkway Focus Gallery. Лондон. Великобритания
1977 Unofficial Art from the Soviet Union. Institute of Contemporary Arts. Лондон. Великобритания
1976 L’art russe contemporaine. Palais des Congres de Paris. Париж. Франция
1976 Russischer Februar 1976. Künstlerhaus Wien. Вена. Австрия
1976 Открытие «Музея современного русского искусства в изгнании. Монжерон. Франция
1975 Nonkonformistische Russische. Берлин. Германия
1975 Выставка в павильоне «Пчеловодство». ВДНХ. Москва
1974 2-й осенний просмотр картин «на открытом воздухе». Лесопарк «Измайлово». Москва
1974 Бульдозерная выставка. Москва
1970 Выставка «на открытом воздухе» во дворе особняка Эдмунда Стивенса на ул. Рылеева, 11. Москва
1967 Выставка неофициального искусства в клубе «Дружба». Москва