Михаил Гробман

1939

Михаил Гробман — Коллекция фото: grobman.info

Российский художник, поэт, теоретик и идеолог Второго русского авангарда, стоявший у истоков новой отечественной культуры послесталинского периода. С середины 1950-х гг. писал стихи, к концу десятилетия началась выставочная деятельность в рамках авангардных проектов как в Советском Союзе, так и зарубежом. В 1967 г. создает манифест основанного им художественного направления «магического символизма», визуальной и семиотической опорой которого стали библейская и каббалическая символика, средневековое еврейского искусство и магия; русский авангард и православная иконопись послужили примером организации художественной формы. В 1971 г. автор уехал в Израиль, где продолжал магистральную идею своего творчества - создание «современного еврейского искусства». В 1975 г. Гробман основал группу «Левиафан», издавая также одноименную газету. 

Работы Михаила Гробмана находятся в Kunstmuseum Bochum (Бохум. Германия), Museum am Ostwall (Дормунд. Германия), Ludwig Museum (Кельн. Германия), Tel Aviv Museum of Art (Тель-Авив. Израиль), Сentre Pompidou (Париж. Франция), Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства,  Государственном Русском музее и других собраниях.

До своей эмиграции в Израиль Гробман, параллельно со своим собственным художественным творчеством, изнутри движения осуществлял изучение, пропаганду и музеефикацию «левого» искусства — то есть делал то, чем в нормальной ситуации занимаются внешние институции. Его собрание, которое, по выражению Ильи Кабакова, после отъезда владельца превратилось в легенду, отличалось от собраний большинства коллекционеров того времени (таких, как А.Румнев, А.Васильев, Г.Блинов, И.Цирлин, В.Столяр), поскольку с самого начала процесс его собирания имел аналитический характер — он был ориентирован на выделение важных, по мнению Гробмана, акцентов художественного процесса, на возможно полный охват и репрезентацию работ тех художников, у которых эти акценты присутствовали. Надо сказать, что эту сторону деятельности Гробмана уже тогда высоко оценивали в мире: чешский критик Арсен Погрибный в статье о московской группе, опубликованной в Италии, писал, что Гробман — это не просто художник, а целая институция и школа, и, по выражению Погрибного, «демиург», организующий вокруг себя мир московского неофициального искусства. Английский искусствовед Джон Берджер заметил, что за всю свою жизнь он не встречал такого преданного своему делу куратора. Результатом этой неформальной кураторской деятельности стали ранние выставки за рубежом и последовавшие за ними публикации в восточноевропейской и западной прессе — так постепенно, не без участия Гробмана, формировалась научная литература о движении. Параллельно он вел дневник — летопись художественной жизни своего круга, собирал коллекции икон и русского авангарда, материалы по истории искусства в России, что очевидным образом было продиктовано потребностью видеть современные процессы в более широком историческом контексте. Деятельность Гробмана, относящаяся к раннему периоду движения, заставляет нас с особым вниманием отнестись к его подходам и содержащейся в его текстах информации. <…>

Уже в первой своей, московской, фазе он сохранял, коллекционировал и фиксировал происходящее вокруг без иерархического деления на важное и неважное. Благодаря ему сохранились многочисленные рисунки и эфемерные живописные работы художников его круга, которые теперь украшают музейные коллекции — но это не всё. Гробман одним из первых стал рисовать на почтовых конвертах, сохранять использованную настольную бумагу, обыгрывать политическую иконографию. Каждый прожитый день скрупулезно фиксировался в его дневнике в той же, можно было бы сказать, поллоковской технике — внешне не организованной «пуантелью», не делящей действительность на высокое и низкое, достойное и недостойное описания. Однако в полную силу этот модус и связанное с ним влияние пессимистического мировоззрения Кропивницкого обнаружится в творчестве Гробмана начиная с 1980-х годов. До этого преобладающей будет, условно говоря, неофутуристическая модернистская линия, связанная с влиянием Малевича, дружбой с Яковлевым и собственным проектом создания современного еврейского искусства. <…>

Московский период Гробмана завершился эмиграцией. Многие «левые» художники, считая себя частью западного художественного мира, стремились и уезжали на Запад; Израиль нередко оказывался для них перевалочным пунктом. Но в случае Гробмана переезд в Израиль был частью его художественного проекта и узловым моментом на пути осуществления его намерений, сложившихся еще в московский период. Магистральной идеей, которую он разработал, была его собственная оригинальная стратегия создания «современного еврейского искусства», и он считал Израиль наиболее подходящей ареной для масштабной реализации этих планов. 

<…> философский поиск, универсализм и «магическая» социальная функциональность — в том или ином виде были свойственны представлениям Гробмана о том, чем должно быть еврейское искусство. С самого начала увлечение этой темой означало для него не «сентиментальное путешествие» к корням и к еврейскому штетлу, где он никогда не жил, а проект нового искусства, в котором универсальные и экзистенциальные вопросы, затронутые в еврейской философской традиции, превалируют над чисто национальными. Этот выбор, как мы увидим, не исключал некоторого синтеза, в который вошли также и элементы — тщательно отобранные — изобразительного фольклора русских евреев. «Абстрактный» дух Библии и выражающей его в философских понятиях каббалы действительно составляет основу его работ начиная с 1962 года, причем центральным сюжетом постепенно становится все та же основная тема каббалистических размышлений — сотворение мира. Однако Гробман не следовал американским абстракционистам в способе визуализации; этот сюжет он трактовал не в чисто абстрактном ключе, а шел тем же путем, что и его друг Владимир Яковлев, то есть глядя на предметное как абстрактное, а на абстрактное — как предметное. При общности главного принципа далее пути двух этих художников расходились: предметные и абстрактные формы Гробмана опирались на теоретические размышления, связанные с множественными источниками, из которых лишь часть были релевантными для Яковлева. Главными среди этих источников являлись художественная теория Малевича и еврейская каббалистическая мысль (которые, как уже говорилось, были сходны между собой в ряде философских положений). Леля Кантор-Казовская (из книги «Гробман Grobman», 2014)

#50-60-е
Работы
Натюрморт с абрикосами

Натюрморт с абрикосами 1962. Картон, масло. 35×50

Выставки

2014-2013 Гробман: 4 выставки. Московский музей современного искусства. Москва
2010 Grobman: works on paper. Galerie Le Minotaure. Париж. Франция
2009 Михаил Громан: Метаморфозы коллажа. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Last Skies. Loushy & Peter  Art & Projects. Тель-Авив. Израиль
2006 Creation From Chaos to Cosmos. Bar-David Museum of Fine Art and Judaica. Барам. Израиль
2002 The Last Sky. Tsveta Zuzoritch pavilion. Белград. Сербия
1999 Михаил Громан. Работы 1960-1998. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1998 Picture = Symbol + Concept. Herzliya Museum of Art. Герцлия. Израиль
1995 Password and Image. University Gallery, Haifa University. Хайфа. Израиль
1990 Michail Grobman. Tova Osman Gallery. Тель-Авив. Израиль
1989 Michail Grobman. Tova Osman Gallery. Тель-Авив. Израиль
1989 The Beautiful Sixties in Moscow. Jointly with Ilia Kabakov. The Genia Schreiber University Art Gallery; Tel Aviv University. Тель-Авив. Израиль
1988 Michail Grobman: Künstler und Sammler. Bochum Art Museum. Бохум. Германия
1985 Messiah. Иерусалим. Израиль
1985 Khlebnikov 100. Икко; Иерусалим; Тверия; Тель-Авив. Израиль
1984 Michail Grobman. Zvi Noam Gallery. Beit Levik. Тель-Авив. Израиль
1977 Michail Grobman. Spertus Museum. Чикаго. США
1973 Michail Grobman. Negev Museum. Беэр-Шева. Израиль
1973 Michail Grobman. Beth Uri and Rami Museum. Ашдод. Израиль
1972 Michail Grobman. Nora Gallery. Иерусалим. Израиль
1971 Michail Grobman: Paintings, Drawings, Prints. Tel Aviv Museum of Art. Тель-Авив. Израиль
1966 Михаил Гробман. Московский энергетический институт. Москва
1965 Михаил Гробман. Центральный дом художника. Москва
1965 Михаил Гробман. Московский энергетический институт. Москва
1965 Michail Grobman. Usti-nad-Orlicy Theatre. Чехословакия
1959 Михаил Гробман. Художественное училище им. Мухиной. Ленинград

2020 ММОМА 99/19. Московский музей современного искусства. Москва
2019
Коллективный симптом. Искусство в поле социальной чувственности. Московский музей современного искусства. Москва
2018-2019 Victory Over the Sun. Russian Avant-Garde and Beyond. Israel Museum. Иерусалим. Израиль
2011-2012 Искусство есть искусство. Московский музей современного искусства. Москва
2009 Анатолий Брусиловский. Пантеон русского авангарда. Московский музей соверменного искусства. Москва
2008 Художники русского зарубежью из коллекции ГЦСИ. Государственный центр современного искусства. Москва
2007 Jews of Struggle- The Jewish National Movement in the USSR, 1967- 1989. Bet Hatefutsoth. Тель-Авив. Израиль
2007 Rebellious Art: Painters of the Second Russian Avant-garde from Kenda and Jacob Bar Gera’s Collection. Museum of History of City Lodz. Лодзь
2007 La Deuxieme Avant-garde Moscou 1950-1970. Galerie Minotaure. Париж. Франция
2007 Соц-арт. Политическое искусство в России. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2006 Black Coffee. Beit Hagefen. Хайфа. Израиль
2006 Время перемен. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2005 Avantgarde im Untergrund, Russische Nonkonformisten aus der  Sammlung Bar–Gera. Kunstmuseum. Берн. Швейцария
2005 Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2004 Poeta pingens. Государственный литературный музей. Москва
2004 Cosmopalit. Ben-Gurion University. Беэр-Шева. Израиль
2003 Das Recht des Bildes. Judische Perspektiven in der Modernen Kunst. Bochum Art Museum. Бохум. Германия
2003 Persecuted art & artists. Under Totalitarian Regimes in Europe during the 20th Century. Monart Museum. Ашдод. Израиль
2003 Yes do yourself… Regeneration of Judaism in Israeli art, Zman Omanut. Tель-Авив. Израиль
2002 Matrimony. Beit Hagefen. Хайфа. Израиль
2001 Children. Beit Hagefen. Хайфа. Израиль
2000 Green not Cement. Artists Follow Poet H.N. Bialik. Тель-Авив. Израиль
2000 Nonkonformisten 1955-1988. Markishes Museum. Виттен. Германия
2000 The Moscow Underground to Jindřzich Chalupecký, Galeria Ztihla Klika. Прага. Чехия
1999-2000 Praprintium. Seltene Bucher aus dem Moskauer Samizdat. Osterreichische Nationalbibliothek. Вена. Австрия
1999 Музей современного искусства. Центральный дом художника. Москва
1999 Послевоенный русский авангард из собрания Юрия Трайсмана. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1999 Open House. Beit Hagefen. Хайфа. Израиль
1999 Top 2000. Beit Hagefen. Хайфа. Израиль
1998 Aspects of Israeli Art of the 70’s: 1.The Boundaries of Language. Tel Aviv Museum of Art. Тель-Авив. Израиль
1998 2.Tikkun, The Genia Schreiber University Art Gallery. Tel-Aviv University. Тель-Авив. Израиль
1998 Forbidden Art. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Государственная Третьяковская галерея. Москва; Miami University Art Museum. Майами. США
1996-1997 Nonconformists: The Second Russian Avant-garde, from the Bar Gera Collection. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Государственная Третьяковская галерея. Москва; State Gallery, Франкфурт; Albers Museum, Ботроп; Kunsthalle. Левенкузен. Германия
1996 Ketav: Flesh and Word in Israeli Art. Ackland Art Museum. Северная Каролина. США
1996 Эстетика оттепели: новое русское искусство между 1956 и 1962. Галерея «На Каширке». Москва
1995 Our Century. Ludwig Museum. Кельн. Германия
1994 The Printer’s Imprint. The Israel Museum.  Иерусалим. Израиль
1994 Anxiety. The Museum of Israeli Art. Рамат-Ган. Израиль
1994 Europa Europa: The Century of the Avant-garde in Central and Eastern Europe. Kunsthalle. Бонн. Германия
1993 Understandable Art, The Museum of Israeli Art. Рамат-Ган. Израиль
1993 From Malevitch to Kabakov: Russian Avant-garde in the 20th Century. Ludwig Museum. Кельн. Германия
1993 Zweite Russische Avantgarde. Die Nonkonformisten. 1953-1983. Uas dem Sammlung Bar-Gera. Hamburg Messe. Гамбург. Германия
1992 Glastnost Under Glass. Gorbachev from the artist's perspective. Bricker Hall Gallery at the Ohio State University. Колумбус. США
1991 The Return to Painting in Israeli Printmaking. The Genia Schreiber University Art Gallery; Tel Aviv University. Тель-Авив. Израиль
1991 Text-Image. Janco-Dada Museum. Эйн Ход. Израиль
1990 Другое искусство. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1990 The Museum as Collector. Tel Aviv Museum of Art. Тель-Авив. Израиль
1990 Chagall to Kitaj: The Jewish Experience in 20th Century Art. Barbican Art Gallery. Лондон. Великобритания
1989 Wortlaut. K. Schopenhauer Gallery. Кельн. Германия
1989 The Russian Avant-garde in the Early 20th Century. University Gallery, Ben Gurion University. Беэр-Шева. Израиль
1988 Avant-garde – Revolution – Avant-garde. Tel Aviv Museum of Art. Тель-Авив. Израиль
1988 Upon One of the Mountains: Jerusalem in Israeli Art. The Genia Schreiber University Art Gallery; Tel Aviv University. Тель-Авив. Израиль
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Графика. Культурный центр «На Петровских линиях». Москва
1985 Выставка графики в музее современного русского искусства в изгнании. C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью Джерси. США
1984 Transformations. The Genia Schreiber University Art Gallery; Tel Aviv University. Тель-Авив. Израиль
1984 Социальные и политические мотивы в творчестве современных русских художников «Les Russes au present». Часть II. Centre Culturel de la Villedieu. Эланкур. Франция
1984 Социальные и политические мотивы в творчестве современных русских художников «Les Russes au present». Часть I. Centre Culturel de la Villedieu. Эланкур. Франция
1982 Leviathan Group. Jerusalem Theatre. Иерусалим. Израиль
1982 Russian Samyzdat Art, 1960-1982. Franklin Furance Gallery. New York; Chapaque Library Gallery. Washington. США
1980 East European Art in the 20th Century. Bochum Museum of Art. Бохум. Германия
1979 Leviathan Group. Artist’s House. Иерусалим. Израиль
1979 20 Years of Independent Art in the Soviet Union. Gallery of St. Mary’s College. Мэриленд. США
1978 Leviathan Group. Beth Uri and Rami Museum. Ашод. Израиль
1978 New Art from the Soviet Union. Pratt Institute Gallery. Нью-Йорк. США
1975 Progressive Trends in Moscow, 1970-1975. Bochum Museum of Art. Бохум. Германия
1973 Modern Russian Art: Avant-garde Drawings. Ostwall Museum. Дортмунд. Германия
1970 New Trends in Moscow. Lugano Museum of Art. Лугано. Швейцария