Никита Селезнев

1990

Мультидисциплинарный художник из Перми, выпускник Академии им. Штиглица. В творчестве исследует проблему гибридизации пространств: реального и виртуального, человеческого и машинного, городского и природного. Создает тревожные и злободневные образы настоящего. Участник Уральской индустриальной биеннале (2017), Биеннале молодого искусства (2016). Vladey

Работы Никиты Селезнева находятся в Metropolitan Museum of Art (Нью-Йорк. США), Mead Art Museum (Амхерст. США), Limonov Art Foundation (Санкт-Петербург) и других собраниях.

Работы скульптора Никиты Селезнева отвечают самым высоким стандартам международного мультимедиального искусства — искусства, смело использующего любые материалы, будь то готовые вещи, изображения, слова или видео. Селезнев продолжает линию работы с массмедийными образами, воплощением которой стали произведения авторов так называемого поколения картинок — Синди Шерман, Шерри Левин или Роберта Лонго, — впервые описанные как единый художественный феномен американским критиком и куратором Дагласом Кримпом во второй половине 1970-х. Сегодня среди ближайших «соратников» и «соратниц» Селезнева по эстетической программе — такие важные современные художники, как Джордан Вольфсон (США), Анна Удденберг (Швеция) или Хосе Давила (Мексика).

Ведущий теоретик современного искусства Розалинд Краусс в работе «“Путешествие по Северному морю”: искусство в эпоху постмедиальности» связывает наступление новой эры с именем бельгийского концептуалиста Марселя Бротарса, поскольку именно Бротарс не признавал специфичность медиума и различия между уникальными и репродуцируемыми объектами. Краусс отмечает, что «появление высших технологических существ — “робота, компьютера” — позволяет нам оценить врожденную сложность медиумов». Однако в практике Селезнева, которую можно описать как непрерывный перевод образов из одного «агрегатного состояния» в другое, ставка сделана не на скрупулезное рассмотрение медиума скульптуры, а на сам процесс перевода.

«Взгляд фланера» у Селезнева сравним с бодлеровским, но теперь вместо пассажей, вокзалов и витрин магазинов — цифровой контент. В поисках образов Селезнев обращается к интернет-пространству, вычленяя из социальных сетей — «Инстаграма», «Фейсбука» или «Телеграма» — визуальные и коммуникационные «рефрены». Фотографии, подписи и комментарии, циркулирующие в онлайн-сообществах — в лайфстайл-пабликах, каналах об уличной моде или в аккаунтах героев современной поп-культуры типа Билли Айлиш или Tyler, The Creator, — становятся основой для пластической формы, переводятся на язык скульптуры и предстают в качестве своеобразных архетипов. Как и при любом переводе, что-то неизбежно теряется, но для Селезнева важно не столько сохранить верность образу, «цитататность» по отношению к оригиналу, сколько транслировать оригинальный градус эмоционального накала и максимально точно зафиксировать сентимент. Обращаясь к новому эстетическому канону, Селезнев одновременно исследует молодежную культуру с присущей ей установкой на бунтарство, сексуальность и агрессию. Отсюда, например, в полуабстрактных скульптурах появляются элементы «протестной униформы»: балаклава, худи, наушники.

Карате-поэзия — это сбалансированный образ и неологизм, придуманный Селезневым для описания «языка», на котором говорят между собой пользователи. В основе коммуникации — короткие яркие посылы и притягательность. Для кого-то карате — это просто серия рубленых ударов, а для кого-то — боевое искусство. Так же и с поэзией: для одних — это пафос в пыльных углах, для других — чистая трансгрессия. Еще одним импульсом для проекта стали найденные в интернете и сделанные фанатами любительские переводы популярных песен.

Zeitgeist, однако, изменчив, и карате-поэзия уйдет так же, как, например, поэзия скальдическая. По этой причине «мемориалы» Селезнева максимально фотогеничны, «дизайнерски корректны» и созданы с расчетом на реинтеграцию в пространство интернета. garage.org

#Начало века
Работы
На кончике языка

На кончике языка 2021. Архитектурный бетон, роспись акрилом. 232×228×4

***

*** 2020. Пластификация. 110×140

Объект из проекта «Карате-поэзия»

Объект из проекта «Карате-поэзия» 2019. Архитектурный бетон, пластик. 105×33×37

Выставки

2021 В долине. Рихтер. Москва
2020
Субурбия. Галерея «Виктория». Самара
2020 Карате-поэзия. MYTH Gallery. Санкт-Петербург
2019 Дон Кихот. Глава, в которой... (совместно с Екатериной Соколовской). Дом-музей Ф.И. Шаляпина. Санкт-Петербург
2018
Мой зеленый крокодил. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2018 «ἀλλ’ οὐδ’ ὡ̃ς ἑτάρους ἐρρύσατο, ἱέμενός περ: αὐτω̃ν γὰρ σφετέρη̨σιν ἀτασθαλίη̨σιν ὄλοντο, νήπιοι, οἳ κατὰ βου̃ς ‘Υπερίονος ‘Ηελίοιο ἤσθιον: αὐτὰρ ὁ τοι̃σιν ἀφείλετο νόστιμον ἠ̃μαρ. τω̃ν ἁμόθεν γε, θεά, θύγατερ Διόσ, εἰπὲ καὶ ἡμι̃ ». Галерея FFTN. Санкт-Петербург
2018 Сказки Дасии»( совместно с Екатериной Соколовской). Музей Федора Шаляпина. Санкт-Петербург
2017 Мой маленький протест. Резиденция КвартаРиата. Петергоф
2016 Pets. Галерея 2.04. Санкт-Петербург

2023 Фокус. Графика. MYTH Gallery. Санкт-Петербург
2023 MYTH и MOX. Пространство МОХ. Москва
2022 Тебя не узнать. Новое крыло Дома Гоголя. Москва
2023 Extremely Shorts Film Festival 2023. Aurora Picture Show. Хьюстон. США
2023 Postcards from the Edge. Ortuzar Projects. Нью-Йорк. США
2022 Shaving the Christ. The Ria Keburia Foundation. Кахрети. Грузия
2022 Сандармох. Мемориал и Фонд Иофе. Онлайн-выставка
2022 В пыли этой планеты. Музей Art4. Москва
2021 Мыслящие руки касаются друг друга. Проект 6-й Уральской индустриальной биеннале. Екатеринбург
2021 Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2021
Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2020 20:20 Время остановилась. Московский музей современного искусства. Москва
2019
Зимняя рассада. Выбор селекционера. Сад Бенуа. Санкт-Петербург
2019 Open out festival. Тромсё. Норвегия
2019 Однушка, в рамках проекта «На районе». ЖК Ново-Молоково. Московская область
2019 Летняя тоска. Галерея Agile. Санкт-Петербург
2019 Это начало/ Виртуальный гений. Nova Art Contest. Новая Голландия. Санкт-Петербург
2019 Горизонт-19. Новый музей Аслана Чехоева. Санкт-Петербург
2019 Ich bein allien. Kunsthalle nummer sieben. Санкт-Петербург
2019 В январе было 10 часов солнца_[арэ - арэ]?. Галерея Симона Мраза (MSC). Москва
2018 Пространствование. Residence QuartaRiata. Санкт-Петербург
2018 Сессия нежности. Qrators. Париж. Франция
2017 Консалтинг-групп BZMST и партнеры. Совместно с коллективом BZMST. В рамках параллельной программы 4-ой Уральской индустриальной биеннале. Екатеринбург
2017 Кладбище диалог. Галерея «Фрагмент». Москва
2016 Фонационные связи. 5-й паблик-арт фестиваль «Арт Проспект». Санкт-Петербург
2016 Безместье (совместно с коллективом BZMST). В рамках специального проекта V международной биеннале молодого искусства. Москва
2015 Простолье. Санкт-Петербург
2015 Вокруг света. Мастерская М. К. Аникушина. Музей городской скульптуры. Санкт-Петербург
2015 Erasmusexhibition 2015. Вроцлав
2015 Против геноцида, войны и терроризма. Санкт-Петербург
2014 Медь в доме медных дел мастера. Вроцлав
2014 Метафизическая голова в фонде художника М. Шемякина. Санкт-Петербург
2014 7 дней академии Штиглица в Лофт Проекте Этажи. Санкт-Петербург