Николай Вечтомов

1923—2007

Николай Вечтомов — Коллекция фото: пальмин игорь

Представитель московского круга художников-нонконформистов 1950-1960-х годов. Участник «Лианозовской группы». Начинал с пейзажных зарисовок, поэтому в его абстракциях часто появляются биоморфные формы. Использует контрастные цвета и градиенты, достигая свечения красок. Нередко лаконичный колорит построен на драматичном сочетании красного и черного, или черного с голубым. Vladey

Работы Николая Вечтомов находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Джерси. США), Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Музее ART4 (Москва), Музее AZ (Москва), Дальневосточном художественном музее (Хабаровск) и других собраниях. 

Николай Вечтомов родился 10 апреля 1923 года в Москве.
В августе 1941 года, после окончания средней школы, он был призван в армию; окончил Саратовское танковое училище. В 1946 после демобилизации поступил в Московское городское художественное училище, где он учился у Михаила Перуцкого, Константина Дорохова, Моисея Хазанова и Боима Соломона. Спустя 3 года училище расформировали за «формализм» и всех учащихся перевели в Московское областное художественное училище памяти 1905 года. В 1951 году Вечтомов окончил училище; раннее творчество художника было отлично увлечением натурой, в особенности пейзажем: «Я начинал с натурных работ после войны. Позже огромное впечатление я получил от замечательных поездок на Дальний Восток, Кунашир, Курилы, Охотское море.» — вспоминал Николай Вечтомов (Вадим Алексеев. «Николай Вечтомов: «Лианозово» — не школа, а образ жизни»).

В середине 1950-х годов Николай Вечтомов знакомится с Евгением Кропивницким и Оскаром Рабиным; в последующем это знакомство послужило становлению содружества художников — «Лианозовской группы». В конце десятилетия Вечтомов становится членом этой группы, представляющей собой творческое объединение поэтов и художников неофициального искусства. Встречи группы проходили в поселке Севводстрой близ железнодорожной станции Лианозово, по названию которой надзорные органы «окрестили» авторов лианозовцами: «Название придумали в МОСХе в тот момент, когда исключали Е.Л. Кропивницкого за «формализм и организацию лианозовской группы» (Вадим Алексеев. «Николай Вечтомов: «Лианозово» — не школа, а образ жизни»). В группу входили Оскар Рабин, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Лев Кропивницкий, поэты Игорь Холин, Всеволод Некрасов и другие. Художников не объединяли общие стилистика, пластические решения; у них не было манифеста, как, например, у группы «Движение»: «ни о какой школе говорить нельзя — настолько четко каждый сформулировал в работах свои индивидуальные принципы. Мы всегда пытались держать творческую границу. Это был непреложный закон нашей дружбы. Быть только самим собой». (Вадим Алексеев. «Николай Вечтомов: «Лианозово» — не школа, а образ жизни»). 

На рубеже 1950-1960-х годов Николай Вечтомов, прочно войдя в круг художников-нонконформитстов, начал принимать участие в культовых групповых выставках, среди которых: отечественные выставки в клубе «Дружба» в конце 1960-х годов, выставка 1975 года в павильоне «Пчеловодства» на ВДНХ, 1-я выставка секции Горкома графиков 1977 года и др; и зарубежные — «L’art Russe Contemporaine» в 1976 году в Париже, «Unofficial Art from the Soviet Union в Лондоне в 1977, «Диссидентская биеннале» в Венеции в 1977 и другие.

В конце 1950-х годов, пройдя через эксперименты абстрактного экспрессионизма, Николай Вечтомов пришел к характерной для всего его дальнейшего творчества беспредметной живописи как итогу его поисков нового способа формообразования. Первой работой такого рода явилось произведение «Реквием» 1958 года, в дальнейшем вошедшее в коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Отображение видимого эмпирического мира сменилось фантастическими абстрактными композициями, с акцентом на анализ и оформление пространства, времени и движения. Лев Кропивницкий писал о Николае Вечтомове: «Он не натуралист, реконструирующий обстановку межпланетного путешествия. Он передает ощущение, среду миров, существующих или не существующих, и делает это убедительно.» (Андрей Ковалев. «Черное солнце» Лианозова). Отчасти, «космические» ландшафты Вечтомова могут быть сравнимы с начинаниями художников кинетистов, выделяющих движение как первоэлемент произведения: пульсирующие красные объекты в неопределенном пространстве Вечтомова в своих динамике, ритме напоминают «светящиеся» спирали Франциско Инфанте или структурно-ритмичные конструкции Льва Нусберга. 

Формы в работах Николая Вечтомова всегда пластичные и текучие; обилие изгибов, плавных линий и переходов, однако контрастная цветовая гамма чистых цветов с почти графическими контурами объектов создают конкретику биоморфного элемента. Автор мастерски сочетает не только полярные друг другу «конкретное-абстрактное», но «двумерное-трехмерное»; без реалистической проработки светотени фантастические композиции обретают свой объем, оставаясь частью абстрактно-декоративного пейзажа. О своей мистической, сюрреалистической манере письма Вечтомов говорил: ««Мы живем в темноте и уже свыклись с ней, вполне различаем предметы. И все же свет мы черпаем оттуда, из сияния закатного Космоса, он-то и дает нам энергию видения. Поэтому для меня важны не предметы а их отражения, ибо в них таится дыхание чужеродной стихии».
Николай Вечтомов умер 18 апреля 2007 года в Москве. Анастасия Тимофеенко

#50-60-е
Работы
Без названия

Без названия 1962. Холст, масло. 54x63

Выставки

2005 Николай Вечтомов. Неизвестная графика 1950-1960. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2004 Вечтомов Николай. Галерея Мастеров. Москва
1983 Николай Вечтомов. Горком художников-графиков. Москва 
1972 Nikolay Vechtomov. Concert hall. Прага. Чехия

2019 Коллективный синдром. Московский музей современного искусства. Москва
2012-2013 Без барьеров. Российское искусство 1985-2000. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2007 Нонконформисты на Красной площади. Живопись и графика 1950-2000-х годов из частных собраний. Галерея «Коносьер». Москва
2007 Пятьдесят на пятьдесят. Живопись и графика из коллекций Михаила Алшибая и Марка Курцера. Государственный музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина. Москва
2006 Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1998 Лианозовская группа: истоки и судьбы. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1997 Московский Арт-Салон-1997. 850-летию Москвы посвящается. ЦВЗ «Манеж». Москва
1996 Нонконформисты. Второй русский авангард 1955-1988. Собрание Бар-Гера. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1996 Эстетика оттепели: новое русское искусство между 1956 и 1962. Галерея
«На Каширке». Москва
1995 Выставка коллекция Александра Глезера. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва 
1995 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957-1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino-Museums, Moskau. Кассель. Германия
1995 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957-1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino-Museums, Moskau. Wilhelm-Hack-Museum. Людвигсхафен. Герамния
1994 Катакомбное искусство шестидесятых. Художники и поэты «Лианозовской школы». Галерея АЗ. Москва
1994 Нет! — и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1993 Zweite Russische Avantgarde. Die Nonkonformisten. 1953-1983. Uas dem Sammlung Bar-Gera. Hamburg Messe. Гамбург. Германия
1990 Другое искусство. Москва 1956-1976. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1988 Soviet Contemporary Art. Balderskilde. Копенгаген. Дания
1988 Неизвестные 60-х. ЦВЗ Московского союза художников. Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Живопись. Часть 1. Галерея «Беляево». Москва
1987 Объект-I. Московский Объединенный комитет художников-графиков профсоюза работников культуры. Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников, 1957-1987. Творческое объединение «Эрмитаж». Москва
1984 Unofficial Soviet Art. Pennsylvania College of Art and Design. Ланкастер. Великобритания
1984 Expressionnisme surréalisme et russe. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США 
1983 Expressionnisme et surrealisme Russe Aujourd’hui. Musee de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1983 Акварель. Рисунок. Эстамп. Горком художник-графиков. Москва
1982 Le groupe de Lianozovo. Musee de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1981 25 years of Unofficial Soviet Art 1970-1980. Museum of Contemporary Russian Art. Нью-Джерси. США
1981 New Tendencies of Unofficial Soviet Art 1970-1980. Museum of Contemporary Russian Art. Нью-Джерси. США
1979 Moscou – Paris. Musee de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1978 Salon des reprouves. Les peintres russes non officiels. Galerie Hardy. Париж. Франция
1977 1-я выставка секции живописи Горкома графиков. Горком художник-графиков. Москва
1977 Unofficial Art from the Soviet Union. Institute of Contemporary Arts. Лондон. Великобритания
1976 L’art russe contemporaine. Palais des Congres de Paris. Париж. Франция
1976 Opening of «Museum of Russian Art». Париж. Франция
1975 Nonkonformistische Russische Maler. Kunstverein Freiburg. Фрайбург. Германия
1975 Павильон «Пчеловодства». ВДНХ. Москва
1967 Двенадцать московских художников. Клуб «Дружба». Москва
1967 Выставка неофициального искусства в клубе «Дружбе». Москва