1958
Художник, поэт, музыкант. Работал в стиле неоэкспрессионизма группы «Новые художники». Под влиянием «всечества» русского авангарда, обращается к разным техникам – коллажу, живописи, акварели, пишет на холсте, душевых шторках, картоне. Среди сюжетов – ироничные, агрессивные жанровые сцены, портреты, виды Ленинграда. За палитру, изобразительную манеру и чёрный юмор его называют русским Баския.
Работы Олега Котельникова находятся в Pompidou Centre (Париж. Франция), Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее нонконформистского искусства (Санкт-Петербург) и других собраниях. ...
Последовательный авангардист и неформал Олег Котельников — яркая фигура петербургского и всего отечественного искусства начиная с 1980-х годов. Друг и одноклассник Тимура Новикова, в 1982–1987 годах он входил в группу «Новые художники». В полном соответствии с творческим кредо «новых» занимался не только изобразительным искусством. Талант в музыке: Котельников играл в созданной на пару с Новиковым группе «Monsters», группе «Автоматические удовлетворители» под руководством Андрея «Свиньи» Панова, оркестре Сергея Курехина «Поп-механика». Талант в кино: он прямо по кинопленке рисовал мультфильмы, ставшие «снами Бананана» в фильме «Асса», вместе с Евгением Юфитом создал «Жировоск» и другие некрореалистические фильмы студии «Мжалалафильм». Талант в поэзии: автор афористичной лирики, он дал Северной столице название «Город Петра, Ильича и Чайковского». Именно Котельникову принадлежит изобретение популярного в среде «новых» боевого клича «Асса!», сделанного затем названием фильма Сергея Соловьева. Все это так или иначе отражается в его картинах до сих пор. Во второй половине 1990-х Котельников вместе с Андреем Медведевым осуществил в виде книги и выставки «Север-Юг» проект по смене геополитической оси. В это же время художник подолгу бывает в Японии и организует «Русско-японское вольное общество», выставляет в России японских художников и свои акварельные миниатюры.
Творческий метод Котельникова хорошо характеризует название его работы «Удар кисти» (оно было выбрано заглавием для большой выставки «Новых художников», прошедшей в Русском музее в 2010 году). Котельников из редкой породы авторов, способных вобрать все влияния, темы, сюжеты и живописные манеры, переплавив их собственной художественной силой. На смену веселому и неистовому экспрессионизму 1980-х годов приходит простой до элементарности стиль его работ 1990-х, а в 2000-е художник часто обращается к техникам акварели и коллажа. Искусствовед и летописец деятельности «новых» Екатерина Андреева так характеризует его искусство: «Мастер спонтанной живописи Котельников, воспитанный, как и его друзья из “Новых художников”, на “Слове о живописи из сада с горчичное зерно”, управляет магическими свойствами картинной плоскости, тончайшее прикосновение к которой, зернышко краски способны раскрыть космос и зажечь новый мир». Vladey
Без названия 2021. Бумага, смешанная техника. 62×44,5
Без названия 2021. Бумага, смешанная техника. 60×41,5
Мат (в 2 хода) 2000-е. Бумага, темпера, без рамы. 64×45
Севкабель Порт, Санкт-Петербург
2020 Черный узкий багет. Art Square Gallery. Санкт-Петербург
2012 Теория хаоса от М. Мауса. Pechersky gallery. Москва
2011 Олег Котельников. Лофт-проект «Этажи». Санкт-Петербург
2007 Отсылка к коллективным действиям. Музей сновидений Зигмунда Фрейда. Санкт-Петербург
2007 Зрелость. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2007 Олег Котельников. Никто не хотел работать/героический период. Музей Новой Академии изящных искусств. Санкт-Петербург
2007 Продукты жизнедеятельности. Петербургский Архив и Библиотека Независимого искусства. Санкт-Петербург
2001 Выставка живописи Олега Котельникова. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2021 Энди Уорхол и русское искусство. Севкабель Порт. Санкт-Петербург
2019 Философия общего дела. Глоссарий. ГУМ-RED-LINE. Москва
2019 Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины - второй половины XX века. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2018-2019 Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Санкт-Петербург
2018 Предаукционная выставка The Moscow Times. Vladey. Москва
2018 Тимур Новиков и «Новые художники». Центр современного искусства «Заря». Владивосток
2015 Искусство быть рядом. Московский музей современного искусства. Москва
2014 Clubs of Friends. Timur Novikov’s New Artists and the New Academy. Gallery Calvert 22. Лондон. Великобритания
2014 Другая столица: современное искусство Санкт-Петербурга. Музей Москвы. Москва
2014 Актуальный рисунок. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2013 Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2013 Асса: последнее поколение ленинградского авангарда. ВЗ Российской Академии художеств. Москва
2013 Navicula Artis 1992-2012. Галерея «Культпроект». Москва
2012-2013 Без барьеров. Российское искусство 1985-2000. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2012 Кресты. Проект Арт Клуба Д-137 в следственном изоляторе №1 «Кресты». Санкт-Петербург
2012 Новые идут! Московский музей современного искусства. Москва
2011-2012 Passion Bild. Russische Kunst seit 1970. Kunstmuseum Bern. Берн. Швейцария
2011 Классика и современность. ВЗ «Малый Манеж». Санкт-Петербург
2011 Художник и кино. ВЗ «Малый Манеж». Санкт-Петербург
2011 Орбита Гагарина. Галерея «100 своих». Санкт-Петербург
2010 Ручной труд. Часть II. Индпошив. Галерея «Проун». Москва
2010 Glasnost: Soviet non-conformist art from the 1980s. The Haunch of Venison. Cолсбери. Великобритания
2010 Удар кисти. «Новые художники» и некрореалисты 1982-1991. Галерея «Формула»; Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2009 The Russian Schizorevolution: An exhibition that might have been. Marres. Маастрихт. Нидерланды
2008 Все на продажу. Галерея «Формула». Санкт-Петербург
2008 Памяти Тимура Новикова. Государственный музей городской скульптуры. Санкт-Петербург
2007 Петербургский пингвинизм. Музей нонконформисткого искусства. Санкт-Петербург
2003 Деньги. Третье тысячелетие. Государственный музей городской скульптуры. Санкт-Петербург
2001 Образ Тимура Новикова в русском искусстве XX века. Галерея «Д-137». Санкт-Петербург
1999 Музей современного искусства. Российское искусство 1980-1990-х годов. Центральный дом художника. Москва
1998 Художники эпохи потрясений. Галерея «Арт-коллегия». Санкт-Петербург
1996 Самоидентификация: аспекты санкт-петербургского искусства 1970-1980-х годов. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1996 2х3m. Russkoee Polle. Берлин. Германия
1996 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957-1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino-Museums, Moskau. Staatliches Lindenau-Museum. Альтенбург; Documenta-Halle. Кассель; Wilhelm-Hack-Museum. Людвигсхафен. Германия
1993 Современный автопортрет. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
1991 Геополитика. Российский этнографический музей. Санкт-Петербург
1988 DE NYA från Leningrad. Kulturhuset. Cтокгольм. Швеция
1988 Выставка группы «Новые художники». ДК Ленинградского станкостроительного производственного объединения им. Я. М. Свердлова. Ленинград
1986 «Популярная механика» в Ленинградском дворце молодежи. Ленинградский дворец молодежи. Ленинград