Олег Васильев

1931—2013

Олег Васильев — Коллекция фото: пальмин игорь

Живописец, график, классик неофициального искусства 60-80-х гг., работал с Эриком Булатовым. Основная тема — память. Используя фотореалистичную технику письма, Васильев с оттенком ностальгии изображает дома, семью и друзей, дороги, парки. Конструирует пространство картины путём внедрения плоскостей, спектров цвета. Эксперименты с пространством выражены в абстракции. Vladey

Работы Олега Васильева находятся в Ludwig Forum (Аахен. Германия), Staatliche Kunstsammlungen (Дрезден. Германия), Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Брансуик. Нью-Джерси. США), Kolodzei Art Collection (Хайленд-парк. США), Kunstmuseum Bern (Берн. Швейцария), Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее и других собраниях.

Олег Васильев родился в Москве в 1931 году и с 1990 года жил в Нью-Йорке. <...> Несмотря на переезд в Нью-Йорк, связь с Россией по-прежнему характерна для искусства Васильева. Эрик Булатов пишет о творчестве своего друга: «Я думаю, что Олег Васильев — самый русский из живущих сейчас русских ху­дожников, потому что он выражает не какое-либо одно из свойств русского искусства, а их средоточие, самую сердцеви­ну, откуда как раз и вырастают самые разные качества русско­го искусства». Главными темами Васильева, которые зароди­лись еще в России и продолжали существовать <...>, являлись его воспоминания о домах, дорогах, лесах, полях, о друзьях и семье. Таким образом, личная память, сакральное простран­ство со своим внутренним центром обретают визуальное вопло­щение на холсте или бумаге. Автор мастерски включал образы и предметы разного времени в свое живописное поле, распола­гая эти элементы согласно логике, энергетическому пространст­ву и конструкции картины. Стилистически Васильев соединял традицию русского реализма, особенно в пейзаже, с традиция­ми русского авангарда 1910-1920-х годов. Впечатления, вос­поминания, проявления неосязаемой памяти (настолько реаль­но, насколько возможно) в изображении субъективного мира являются одной из центральных задач художника.

Студенческие годы и творческое становление Васильева проходили так, как и у художников его поколения: учился в мос­ковской средней художественной школе, закончил художествен­ный институт им. В. И. Сурикова в Москве, специализируясь в станковой графике. С 1950-х и до начала 1980-х годов зараба­тывал на жизнь, иллюстрируя детские книжки, так же как Илья Ка­баков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров и другие. В конце 1950- х годов Васильев и его друзья познакомились с художниками старшего поколения В. А. Фаворским, Р. Р. Фальком и А. В. Фон­визиным, известными как «три Ф – Формалисты».

Олег Васильев принадлежит к поколению художников- нонконформистов, появившемуся в период «оттепели» в 1950-х годах, после смерти Сталина, как альтернатива доктрине социалистического реализма. <...> Как многие другие художники-нонконформисты, Васильев избегал открытого противостояния советской системе. Он никогда не считал себя политическим художником, полагая что политика и искусство несовместимы. Главная цель в искусстве составить свое впечатление от окружающего мира и прокомментировать отношения между зрителем, художником и живописью, всегда быть верным своему творческому видению. Васильев вспоминал: «Официально я оказался в круге «неофициаль­ных» художников, попав на страницы журнала «А-Я», и впос­ледствии на «проработку» в МОСХе». <...>
С 1990 года Васильев живет на Западе. После переезда в Соединенные Штаты — в изменившихся условиях — по-прежне­му стремился передать то, что является для него близким и важ­ным. Понятие «российско-американский» или «американо-рос­сийский» проблематично по отношению и к художнику, и к куль­турам, в которых он функционирует. Но де-факто жизнь и твор­чество Васильева распределились между двумя главными мега­полисами, культурными столицами — Москвой и Нью-Йорком. Он не пытался сделать видимую попытку ассимилироваться в американском пространстве. Душевный комфорт обретается в общении с художниками: старым другом Ильей Кабаковым, а также с друзьями, обретенными на Западе — Гришей Брускиным, Леонидом Соковым, Виталием Комаром и Аликом Меламидом. В Нью-Йорке работы Васильева нашли новую аудиторию и кол­лекционеров. В 1 990-х годах в некоторых своих картинах ху­дожник вернулся к социально-политическому комментарию. Ви­димо, чтобы переосмыслить российскую историю после своего отъезда, необходима была дистанция. Интересно отметить, что в работах с применением текста, созданных в Америке, Василь­ев использовал английский — самый глобальный из языков — как инструмент, как мост между культурами.

Левитан по праву считается одним из главных пейзажис­тов в русском искусстве конца XIX столетия. Васильев переносит эту традицию в XXI столетие, исследуя и расширяя само понятие пейзажа. Подобно Левитану, Васильев знал, как передать ис­тинную красоту природы во всем разнообразии ее перемен. Он наполнял свои пейзажи воспоминаниями и наделял их душой, используя современные средства выражения. В его творчестве зритель, соприкасаясь с пространственными и временными ас­пектами конструкции работы, попадает в энергетическое прост­ранство автора. Во многих работах можно проследить путь ху­дожника, который иногда нарочно оставляет сетку, подчеркивая структуру картины («Потерянная дорога», 2004).

Картины Васильева выполнены с мастерством, характе­ризуемым сложностью сопоставления цветов, переменной плот­ностью красочного слоя и разработкой проблематики света и его источника. На картинах Васильева свет, преобразующий пространство, позволяет зрителю интерпретировать традицион­ный, казалось бы, пейзаж, наполняя его собственными пережи­ваниями и воспоминаниями.

Васильев в своих работах часто обращается к литера­турным цитатам и аллюзиям — от классической до современной литературы, от Чехова, Фолкнера, Гомера, до своего совре­менника Всеволода Некрасова и других. Литературные ссылки в названиях или ассоциациях чрезвычайно важны. Они являют­ся ключом, открывающим зрителю пространство картины. <...>

Важная особенность в искусстве Васильева — глубокая интимность его работ, где, тем не менее, личные воспоминания приобретают универсальное звучание. Художник избегал иде­ологии, столь характерной для России недавнего прошлого, что­бы разделить со зрителями собственные воспоминания об ис­кусстве и жизни. Васильев писал: «Память капризна в выборе сюжетов. Помнится часто что-то неважное, и непонятным кажет­ся, на первый взгляд, почему память сохраняет одно и пропуска­ет другое. Поток времени уносит меня все дальше и дальше, а на берегу остаются, погружаясь в золотой свет, яркие мгнове­ния, прожитые только что, в юности, в детстве… Я как бы растя­гиваюсь во времени, совершая одновременно два противопо­ложно направленных движения. С первым, наперекор естест­венному ходу событий, я все дальше и дальше погружаюсь в „сияние прошлых дней". Со вторым, как и полагается, плыву „вперед" в безмолвную бездну будущего, о которой ничего не знаю и которую ощущаю как черный провал, как пустоту, ли­шенную вещества. Провал, который наполняется для меня жиз­нью в той мере, в какой становится прошлым».

Извлеченные из памяти и воплощенные в свидетельства прошлого и настоящего — иногда драматизированные, чаще ок­рашенные грустью ностальгии — воспоминания художника пре­образуются в будущее, обретая статус универсального, общего для всей человеческой памяти. Васильев моu сделать монумен­тальным маленький эскиз или рисунок и, указав на детали, кото­рые остались бы незамеченными, рассказать зрителям о жизни и любви, о полете осенних листьев, о дружбе и расставании...

Талант Олега Васильева заключается, помимо всего, в умении художественными средствами создать аналогию самого процесса, в котором воспоминания, ассимилируясь в сознании, становятся частью пейзажа человеческого интеллекта. Наталья Колодзей

#50-60-е
Работы
Эскиз для осеннего портрета

Эскиз для осеннего портрета 1981. Бумага, карандаш. 31.5х22.5

Новости
Выставки

2017 Oleg Vassiliev:  Metro Series & Selected Works on Paper from the Kolodzei Art Foundatio. Harriman Institute, Columbia University. Нью-Йорк. США
2014-2015 
Oleg Vassiliev: Space and Light. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
2013 Oleg Vassiliev. Faggiоnato Fine Art. Лондон. Великобритания
2011-2012 Oleg Vassiliev:  Paintings and Drawings. The Museum of Russian Art. Миннеаполис. США
2008-2009 Oleg Vassiliev:  Recent Work. Faggionato Fine Arts. Лондон. Великобритания
2007 Oleg Vassiliev: Drawings. Forum Gallery. Нью-Йорк
2004 Память говорит. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2000 Recent Works. Galerie Andy Jllien. Цюрих. Швейцария
2000 The Past Isn’t Dead, It Isn’t Even Past. University Art Gallery. University of Massachusetts. Дортмунд. США
1999 Works 1987-1995. Blomquist. Осло. Норвегия
1999 On Black Paper. Wake Forest University Fine Arts Gallery. Огайо. США
1997 Олег Васильев. Культурный центр «Феникс». Москва
1996 Litografier til Tsjekhovs novelle «Husel med Arken».  Oljemalerier Galleri Cassandra. Дребак. Норвегия
1995 Windows of Memory. Sloane Gallery. Денвер. США
1995 Conceptual Posters by Oleg Vassiliev. Art Museum of the University of Kentucky. Лексингтон. США
1993 Recent Works. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк. США
1992 Erik Bulatov and Oleg Vassiliev. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк. США
1991 Erik Bulatov. Oleg Vassiliev. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк. США
1991 Oleg Vassiliev. Galeria Fernando Duran. Мадрид. Испания
1989 Erik Bulatov.Oleg Vassiliev. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк. США
1968 Олег Васильев. Кафе «Синяя птица». Москва

2021 The Ironic Curtain: Art from the Soviet Underground. Columbia Museum of Art. Колумбия. США
2020 
Ненавсегда 1968-1985. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2019-2020 ММОМА 99/19. Московский музей современного искусства. Москва
2019 Идеальная коллекция. Музей Art4. Москва
2019 Земля/Небо. Агентство Art.ru. Москва 
2019 Для себя и для них. Официальное и неофициальное искусство советских нонконформистов. Галерея «Виктория». Самара
2018 Figurative Diaspora. New York Academy of Art. Нью-Йорк
2017 Red Horizon. Contemporary Art and Photography in the USSR and Russia, 1960-2010. Columbus Museum of Art. Колумбия. США
2015 Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
2013 Concerning the Spiritual in Art, 1965-2011. The Museum of Russian Art. Миннеаполис. США
2013-2012 Breaking the Ice: Moscow Art 1960s-80s. Saatchi Gallery. Лондон. Великобритания
2010 Гласность:  Советское неофициальное искусство 1980-х. Haunch of Venison. Лондон. Великобритания
2010 Всегда другое искусство. Избранные произведения из коллекции Виктора Бондаренко. Государственный музей современного искусства РАХ. Москва
2009 Живопись кино. Государственный центр современного искусства. Москва
2007 Пятьдесят на пятьдесят. Живопись и графика из коллекции Михаила Алшибая и Марка Курцера. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
2005 Russia!  Solomon R. Guggenheim Museum. Нью-Йорк. США
2005 Коллаж в России XX Век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2004 Berlin-Moscow/Moscow-Berlin. Kunst 1950-2000. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Martin-Gropius-Bau. Берлин. Германия
2004 Renenbrance: Russian Post-Modern Nostalgia. Yeshiva University Museum.Нью-Йорк. США
2004 Global Village: The 1960s. The Montreal Museum of Fine Arts. Монреаль. США
2003 Finding Freedom: 40 Years of Soviet and Russian Art. Selections from the Kolodzei Collection of Russian and Eastern European Art. The Bergen Museum of Art and Science. Нью-Джерси. США
2002 Moskauer Avantgarde:  Grisha Bruskin, Erik Bulatov, Ilya Kabakov, Dmitri Prigov, Oleg Vassiliev. Andy Jilien Gallery. Цюрих. Швейцария
2002 Malevich. Cinema and Beyond. Centro Cultural de Belem. Лисбон. США. Государственный центр современного искусство. Москва
2001 Realities and Utopias. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
2001 Cold War/Hot Culture:  American and Russian Nonconformist Art. Barrick Museum. University of Las Vegas. Невада. США
2000 Seeing Isn’t Believing: Russian Art Since Glasnost. The Lamont Gallery. Phillips Exeter Academy. Экстер. США
1999 Forbidden Art: The Postwar Russian Avant-Garde. Miami University Art Museum. Огайо. США. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1999 It’s the Real Thing…Soviet and Post-Soviet Sots Art and American Pop Art. Frederick R. Weisman Art Museum. University of Minnesota. Миннеаполис. США
1998 The Russian Thaw. Tabakman Gallery. Нью-Йорк. США
1998 Selections from the Norton and Nancy Dodge Collection of Nonconformist Art of the Soviet Union. Museum of Fine Art. Флорида. США
1996 Art Russia. Radar. Рим. Италия
1995 Flug, Entfernung, Verschwinden. Konzeptuelle Kunst aus Moskau. Sadgalerie im Sophenhot. Kiel Haus am Waldesee. Берлин. Германия
1995 From Gulag to Glasnost: Nonconformist Art from the Soviet Union. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
1995 The Damaged Utopia. Kraftmessen. Мюнхен. Германия
1995 Russian Images 1966-1995. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк. США
1995 A Mosca…A Mosca. Museum Kunstverein. Карлсруэ. Германия
1994 Works on Paper. Kolodzei Collection of Contemporary Russian Art. Оклахома. США
1994 Нет! – и нонконформисты. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1994 Stalin’s Choice: Soviet Socialist Realism 1932-1956, P.S.1. Нью-Йорк. США
1993 Монументы: трансформация для будущего. Центральный дом художника. Москва
1993 Temporary Address for Contemporary Russian Art. Post Museum. Париж. Франция
1993 Old Symbols. New Icons in Russian Contemporary Art. Stuart Levy Gallery. Нью-Йорк. США
1993 Tre Kunstneres syn pa Tjekov. Norsk-Russick Center. Киркенес. Норвегия
1993 After Perestroika: Kitchenmaids or Stateswomen. Centre International d’Art Contemporain de Montreal. Монреаль. Канада
1992 Lianozovo-Moscow: Vsevelod Nekrasov’s Russian Art Collection. Bohum Museum. Бохум. Германия
1992 Три точки зрения. Центр современного искусства. Москва
1992 A Mosca…A Mosca,Villa Campolieto. Herculaneaum. Italy and Museum of Modern Art. Болонья. Италия
1991 Artistos Rusos Contemporaneos. Auditorio de Galicia. Сантьяго-де-Компостела. Испания
1991 Back to Square One. Berman-E.N. Gallery. Нью-Йорк. США
1991 Другое искусство: Москва 1956-1976. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1991 Soviet Contemporary Art: From Thaw to Perestroika. The Setagaya Art Museum. Токио. Япония
1990 Логика парадокса. Дворец молодежи. Москва
1990 Contemporary Soviet Art: Adaptation and Negation of Socialist Realism. Aldrich Museum of Contemporary Art. Коннектикут. США
1989   From the Revolution to Perestroika. Soviet Art of the Ludwig Collection. Kunstmuseum Luzern. Люцерн. Швейцария
1989 Фото в живописи. Первая галерея. Москва
1989 Behind the Ironic Curtain. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк. США
1988 Ich Lebe. Ich Sene. Kunstmuseum. Берн
1988 Нет проблем. Выставочный зал на Беговой улице. Москва
1987 Direct from Moscow. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк
1987 Художник и время. Выставочный зал на Каширском шоссе. Москва
1982 Фотография и живопись. Центр эстетики. Москва
1982 New Tendencies of Soviet Unofficial Art 1956-1981. Villedien Culture Center. Эланкур. Франция
1981 25 Years of Soviet Unofficial Art 1956-1981. The C.A.S.E. Museum of Unofficial Soviet Art. Нью-Джерси. США
1977 La Nuova arte sovietica: una prospettiva non ufficiale. Венеция. Италия