1938—1991
Представитель неофициального советского искусства семидесятых-пятидесятых гг.. Участник культовых выставок на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство» и «Дом культуры» (1975), на Малой Грузинской, 28 (1977). В 1972 году в кафе «Синяя птица» состоялась первая и единственная персональная выставка художника в СССР. В 2003 году выставка Беленка прошла в штабе ООН в Нью-Йорке, США. С иронией называл свое творчество «паническим реализмом»: работы содержат мотивы космической катастрофы, где полу-абстрактные динамичные формы, выполнение ташиским мазком, «возвышаются» над крошечными вырезанными из газет и журналов фигурками людей, потерянными в нечеловеческом пространстве.
Работы Петра Беленка находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Брансуик. Нью-Джерси. США), Kolodzei Art Foundation (Нью-Джерси. США), Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Русском музее и других собраниях. ...
Произведения Петра Беленка похожи на пророчество. Будущее уже наступило и явлено зрителю в своей тревожной, манящей и пугающей реальности. Сила стихий властвует в мире. Люди — лишь песчинки в пришедшем в движение универсуме. Провидческий дар художника, быть может, не случаен. Он родился в украинском селе Корогод, расположенном в 15 километрах от города Чернобыль: после аварии на ЧАЭС в 1986 году оно попало в зону радиационного заражения. Свою творческую биографию Беленок начинал как скульптор в городе Ровно и имел все перспективы для успешной карьеры в рамках системы официального искусства. Но в неполные 30 лет он променял этот путь на жизнь художника-нонконформиста, перебравшись в конце 1960-х годов в Москву и обратившись к созданию «живописных видений будущего».
Собственный стиль Пётр Беленок называл «паническим реализмом», вкладывая в эту характеристику некоторую долю самоиронии (но лишь отчасти). В его новом, приводящем в трепет мире люди замирают от ужаса, убегают, падают с высот или устремляются вверх, подхваченные силами стихий. Показ работ в мастерской Беленок иногда сопровождал звучанием произведений своего любимого польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Сочетание провидческих визуальных образов и музыки, полной экспрессии, производило на зрителей ошеломляющий эффект.
В разное время современники художника трактовали работы по-разному: в 1960–1970-х видели связь с научной фантастикой и популярной тогда темой освоения космоса, ближе к 1980-м чаще отмечали в них соответствие напряженным настроениям тех лет, а затем и тревожное предчувствие чернобыльской катастрофы и распада СССР. Но эпохи уходят, а произведения искусства остаются, и сегодня мы видим в этих работах что-то иное, актуальное или вневременное. В работах Петра Беленка сюжет всегда остается открытым, загадочным. Художник помещает героев в бескрайние пространства, в которых поэтически и фантастически происходят абстрактные катастрофы. Доминирующий белый цвет подчеркивает ирреальность происходящего — это звенящее пустое пространство, вспышки или пыль от взрывов, следы стремительных падений.
Работа художника над композицией обычно шла в несколько этапов. В журналах — чаще всего спортивной направленности — Беленок находил фотоматериал для будущих работ. На оргалите или большом картоне намечалось место действия, куда с помощью коллажных вклеек помещались герои. Завершающим аккордом была живописная доработка поверхности тонкими касаниями кисти или, напротив, набрызгами и потеками краски.
Творчество Петра Беленка в конце 1960-х по 1970-е годы было выражением новой визуальной эстетики, связанной со стратегией фото- и гиперреализма. В этой сфере он был подлинным новатором. Работы Беленка репродуцировались в западных изданиях и в каталогах выставок, о нем писали как об оригинальном художнике, остро современном, с трагическим мироощущением. Замеченный на Западе, еще в 1970-х он несколько раз получал приглашения уехать для работы за границу — в Европу и США, но предпочел остаться. Vladey
Без названия 1976. Бумага фольгированная, акрил, нефть, бумага, коллаж. 60.5×48.5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2016 Предвидение. Музей AZ. Москва
2003 Petr Belenok: In Black and White Space. United Nations Secretariat Building.
Нью-Йорк. США
1972 Петр Беленок. Кафе «Синяя птица». Москва
2023 Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Натальи Опалевой. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2022 Человек и его ландшафты. ММОМА. Москва; Национальный художественный музей республики Саха. Якутск
2022 Механизм отчуждения. Программа «Коллекция. Точка обзора». ММОМА. Москва
2021 Дневники на кухне. Галерея «Велум». Москва
2021 Мягкая родина. RuArts Foundation. Москва
2020 Выбор Костаки. Музей AZ. Москва
2020 Ненавсегда 1986-1985. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2019 Свободный полет. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2018 Генеральная репетиция: V-A-C. Московский музей современного искусства. Москва
2018 New Flight to Solaris. Palazzo San Firenze. Флоренция. Италия
2016-2017 Нонконформизм как точка отсчета. Работы 1960-2000-х из коллекции Московского музея современного искусства. Ельцин Центр. Екатеринбург
2016 Dreamworlds and Catastrophes: Intersections of Art and Science in the Dodge Collection. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
2014-2015 Хирургия: рождение, любовь, встречи, интересы, желания. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2013 Concerning the Spiritual In Russian Art, 1965-2011. The Museum of Russian Art. Миннеаполис. США
2012 Без барьеров. Российское искусство 1985-2000. Государственный Русский музей. США
2012 Pittura astratta dal 1960. Collezione Aleksandr Reznikov/Абстрактная живопись 60-х из коллекции Александра Резникова. Ca’ Foscari Esposizioni. Венеция. Италия
2011-2012 Искусство есть искусство есть искусство / Art is Art is Art. Московский музей современного искусства. Москва
2010 Невыносимая свобода творчества. ВДНХ. Москва
2010 Гласность: Советское неофициальное искусство 1980-х гг. / Glasnost : Soviet non-conformist art from the 1980s. The Haunch Of Venison. Солсбери. Великобритания
2009 Анатолий Брусиловский. Пантеон русского андеграунда. Московский музей современного искусства. Москва
2008 Moscow – New York = Parallel Play. Chelsea Art Museum. Нью-Йорк. США
2006 Soviet Alternative Art (1956-1988) from the Costakis Collections. State Museum of Contemporary Art. Салоники. Греция
2003 Обретая свободу. 40 лет нонконформизма. Выставка живописи и графики из коллекции Натальи и Татьяны Колодзей. Центральный Дом Кино. Москва
2003 Георгий Костаки и его время. Московский Дом Национальностей. Москва
2000-2001 Die zweite russische Avantgarde. Nonkonformisten 1955-1988, Bilder und Fotodokumente aus der Sammlung Bar-Gera. Markisches Museum der Stadt Witten. Виттен. Германия
2000 L'Arte Vietata in U.R.S.S. 1955 — 1988. Non-conformisti dalla Collezione Bar-Gera. Palazzo Forti. Верона. Италия
2000 Левой, левой. Выставка русского авангарда 10-х и 60-х. Галерея «Новый Эрмитаж». Москва
1998 Найди 5 отличий. Red Art. Лондон. Великобритания
1996-1997 Нонконформисты. Второй русский авангард 1955-1988. Собрание
Бар-Гера / Nonkonformisten. Die zweite russische Avantgarde 1955-1988. Sammlung Bar-Gera. Städtisches Museum Leverkusen Schloß Morsbroich. Леверкузен; Kulturabteilung Bayer. Берлин. Германия; Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург; Государственная Третьяковская галерея. Москва
1995 Выставка коллекции Александра Глезера. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва
1993 Zweite Russische Avantgarde. Die Nonkonformisten. 1953-1983. Uas dem Sammlung Bar-Gera. Hamburg Messe. Гамбург. Германия
1992 Sammlung Talotschkin. Moskauer Avantgarde der 50er bis 80er Jahre. Kunststation Kleinsassen. Кассель. Германия
1990-1991 Другое искусство. Москва 1956-1976. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Живопись. Часть 1. Галерея «Беляево». Москва
1985 Выставка графики в Музее современного русского искусства в изгнании. C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1984 Русский экспрессионизм и сюрреализм. C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile. Нью-Джерси. США
1983 Русский пейзаж. Galerie Frau Melman. Дюссельдорф. Германия
1981 Nouvelles tendances de l’art russe non officiel 1970-1980. Centre culturel de
la Villedieu. Эланкур. Франция
1979 Москва — Париж. Musée de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1978 Rassegna sul dissenso culturale nell' Est europio. Scuola Cantonale
di Commercio. Беллинцона. Швейцария
1977 Unofficial Art from the Soviet Union. Institute of Contemporary Arts. Лондон. Великобритания
1977 La nuova arte Sovietica: Una prospettiva non ufficiale. La Biennale di Venezia. Palazzetto dello Sport all’Arsenale. Венеция. Италия
1976 L'art russe contemporaine. Palais des Congrès de Paris. Париж. Франция
1976 Групповая выставка произведений московских художников («дискуссионная»). ВЗ МОСХ на Беговой. Москва
1976 Открытие «Музея современного русского искусства в изгнании». Musée de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1975 Выставка произведений московских художников. ДК ВДНХ. Москва
1975 Выставка в павильоне «Пчеловодство» ВДНХ. Москва
1974 Progressive Stromungen in Moskau 1957–1970. Museum Bochum. Бохум. Германия
1970 Nuove correnti a Mosca. Museo Belle Arti. Лугано. Швейцария