Пётр Белый

1971

Пётр Белый – российский художник, родился в 1971 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Работает главным образом в области инсталляции (а также сайт-специфик) и объекта. Раннее творчество связано с графикой.  С 1999 г. — действительный Член Королевского Общества Граверов (Великобритания). В инсталляциях 2003-2008 гг. развивал концепцию так называемого «мемориального моделирования», где художник обращался к определенным моделям, в основном архитектурным («Щ854» (2005), «Опасная зона» (2006), «Библиотека Пиноккио» (2008) и другие).  
«<…> «мемориальное моделирование» Петра Белого направлено не в будущее, а в прошлое. В этом и заключается парадокс: моделирование обращено назад. Мемориальное моделирование пересматривает историю, деконструирует ее, смотрит на нее, уже зная обреченность ее надежд и неотвратимость разочарований. Моделирование, ассоциирующееся с идеей прогресса, обращено у Петра Белого в прошлое». (Олеся Туркина, Виктор Мазин, 2008 г.) В произведениях последующих лет автор продолжает тему эстетизации глобальной печали, деструкции, разрушения. Marina Gisich gallery

Работы Петра Белого находятся в Victoria & Albert Museum (Лондон. Великобритания), Ashmolean Museum (Оксфорд. Великобритания), Duncan Family Collection (Линкольн. США), The Margulies Collection (Майами. США), Государственном Русском музее, Музее современного искусства PERMM (Пермь) и других собраниях. 

«Особый внутренний план монументальной пропаганды, условно обозначающий наше поколение, появившееся на свет на закате советской эпохи, впитавшее в себя пластику этого крушения, сознательно или неосознанно поэтизирует деструкцию и упадок. В моем случае, вневременный, отстраненный взгляд, игра с материалом, смятая бумажка из металла, жидкость из ДСП фиксируют статус, а главное, форму предмета, придавая постоянное значение временному. Меня часто обвиняют в аполитичности, формализме (А. Ерофеев), отсутствии связи с проблемами современности. Обращенность в прошлое я рассматриваю как своего рода актуальность, не менее полезную в социальном смысле, чем политическое искусство прямого действия. Движение спиной вперед — все равно есть движение, и старомодная любовь к поиску красивой формы во всем, отделяющая форму от содержания, здесь - сознательная позиция. С одной стороны, скульптура, с другой — смятая бочка, символ глобализации, мусор; проехали и забыли, а бочка осталась». (Петр Белый, 2013)
Петр Белый также известен как куратор, основатель исследовательского некоммерческого проекта «ЛЮДА» (независимое арт-пространство, с 2008 г. представляющее актуальное искусство из регионов России и разных стран). Его кураторская практика сконцентрирована главным образом на архивах и исследовании независимого современного искусства в России и по всему миру, поиск новых, ранее неизвестных авторов, а также художественных сообществ.
Среди ярких кураторских проектов: выставка «Товарищество Новые Тупые» в Московском Музее Современного Искусства (2016), Kunsthalle Zurich (2019) — получила особую отметку журнала ARTFORUM,  каталог выставки был внесен в список лучших публикаций ARTFORUM 2016.
В 2014 году совместно с Александром Теребениным получил премию «Инновация» за двухчастный проект «Сигнал», реализованный в здании бывшего засекреченного конструкторского бюро «Сигнал» на проспекте КИМа в Петербурге, в рамках неофициальной параллельной программы биеннале Manifesta 10. Marina Gisich gallery

#Начало века
Работы
Из серии «Возвращение к живописи»

Из серии «Возвращение к живописи» 2021. Цемент, сталь, стекловолокно. 51×21×6

Выставки

2019 Короткое замыкание. Библиотека книжной графики. Санкт-Петербург
2019 Слой. Marina Gisich Gallery. Санкт-Петербург
2018 Неясный свет. Roxi Ciocca. Милан. Италия
2018 Русло. Galleria Pack. Милан. Италия
2018 My neighborhood. MiArt. Милан. Италия
2018 Точка на горизонте. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2017 Анатомия куба. Галерея Борей. Санкт-Петербург
2017 Царь горы. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург
2017 Практическая аксонометрия. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2017 Ненужный алфавит. Граунд Песчаная. Москва
2015 Мемориальное моделирование. Katzen Arts Center. American University. Вашингтон. США
2015 Зубья. Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина). Санкт-Петербург
2015 Сопротивление бесполезно. Музей cтрит-арта. Санкт-Петербург
2013 Свободное падение. Пространство «Четверть». Санкт-Петербург
2013 Красные бревна. Музей политической истории России. Санкт-Петербург
2013 Русло. Marina Gisich Gallery. Санкт-Петербург
2012 Башня надежды. Красный Треугольник. Санкт-Петербург
2012 Искусство не для всех. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2011 Прыгалка. XL gallery. Москва
2011 Формула весны. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2011 Комната отверженного. Галерея Модернариат. Санкт-Петербург; Культпроект. Москва
2011 Красный метеорит. 9-ая Международная Красноярская музейная биеннале. Красноярск
2011 A4. Рабочие материалы. Marina Gisich Gallery. Санкт-Петербург
2011 Территория света. ЦК «Красное Знамя». Альянс Франзес. Санкт-Петербург
2010 Тишина. Музей Современного Искусства PERMM. Пермь
2010 Лес. Frants Gallery Space. Нью-Йорк. США
2009 Тишина. Galleria Pack. Милан. Италия
2009 Untitled. Галерея C.A.G. Санкт-Петербург
2008 Bad news. Галерея Марата Гельмана. Москва
2008 Библиотека Пиноккио. Marina Gisich Gallery. Санкт-Петербург; Galleria Pack. Милан. Италия; Daneyal Mahmood Gallery. Нью-Йорк. США
2007 Ленпроект. Государственный Эрмитаж. Молодежный образовательный центр. Санкт-Петербургский филиал Государственного Центра Современного Искусства. Санкт-Петербург
2007 Минута молчания. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2007 Мемориальное макетирование. Marina Gisich Gallery. Санкт-Петербург
2007 Опасная зона. Daneyal Mahmood Gallery. Нью-Йорк. США
2007 Ненужный алфавит. Anna Frants Gallery Space. Нью-Йорк. США
2006 Климатическая зона. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2006 Круг 2. Marina Gisich Gallery. Санкт-Петербург
2006 Ненужный алфавит. Галерея Белка&Стрелка. Санкт-Петербург
2005 Приватизация трубы. New Realms Gallery. Лондон. Великобритания
2005 Щ-854. Галерея Марата Гельмана. Москва
2004 Метафорическая слайд-башня. Pinacoteca Udine City Museum. Удине. Италия
2004 Идеологический муравейник. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2003 Сон Тритона. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Санкт-Петербург
2003 Сны Вахтёрши. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2003 Голова художника. Marina Gisich Gallery. Санкт-Петербург