Холст, масло
90×240см
Масштабное полотно «Начинается весна» строится на пересечении диагоналей лучей солнечного света и уходящих в перспективе сидений электрички; контраст задает динамику статичному сюжету, подчеркивает внимание к светотени. Льющийся из окон теплый свет озаряет затемненное пространство электрички, разбавляет гомогенность и механический, строгий ритм пространства (ряд сидений) пульсирующим орнаментом, несет в себе символ оптимистического «проблеска» и возрождения.
Однородное пространство поезда дублирует «сконструированный» художником реализм (за счет мимикрии под фотографию) также самой спецификой места - знакомое, бытовое пространство «встречи» советских граждан. Незнакомые друг с другом, они случайным образом оказываются объединены единым назначением: люди разных профессий, возрастов и интересов становятся невольным «коллективом» публичного пространства электрички, пока они вместе не достигнут конечной станции. Этот поезд неустанно и упорно продолжает свой путь, и зритель не знает его направления: большинство пассажиров смотрят в сторону конечной остановки или против? Может пассажиры отвернулись против движения; их лица не озарены мягким, несущим надежду солнечным светом, их суровый взгляд не устремлен на встречу будущему. Оптимизм «перестройки», обещающий новое начало, не убеждает смиренно ждущих конечную станцию. Может они отвернулись от зрителя, но не от движения поезда; и лишь два персонажа смотрят против обещанной цели, и только их лица освещены весенними лучами.
Старушка, продающая саженцы 1990. Холст, масло. 200×127
Concerns из цикла «Подмосковная электричка» 1988. Холст, масло. 103.5×149
Начинается весна 1986г. Холст, масло. 90×240
Астры 1986. Холст, масло. 36×25
Зима 1986. Холлт, масло. 75×50
Засохшие цветы в вазе 1986. Холлт, масло. 65×48
Нарциссы 1985. Оргалит, масло. 55×35