1973
Крымский художник. Творчество принято называть «семейно-человеческим реализмом». Работает с устоявшимися визуальными кодами советской эпохи: трансформирует портреты с обложек журналов, с помощью живописных средств буквально «выворачивает» героев наизнанку. Участник 55-ой Венецианской биеннале (2013). Vladey ...
Крымский художник Сергей Зарва живет практически «на выселках» художественной жизни: найти его можно в доме под Керчью, вдали от столичных центров кипения галерейной тусовки и бесконечных мероприятий, где он живет и творит в тишине и уединении. Зарва вырос в СССР, затем страна, где он жил, называлась Украиной, теперь это часть России. При этом Крым, по мнению художника, так и остался полностью советским, островом, застрявшим в прошлом: меняются государства, разрыв между ура-патриотами и несогласными ширится, но герои и быт остаются те же. С 1990-х годов, когда Зарва окончил Одесское художественное училище имени Грекова и начинал как художник, его творчество принято называть «семейно-человеческим реализмом». Зарва преимущественно работает с устоявшимися визуальными кодами советской эпохи, но в его творчестве нет критики идеологии, а скорее ирония над бытовыми клишированными образами «граждан», типажи которых встречаются до сих пор. В качестве основы для своих произведений Сергей Зарва использует домашние-застольные и салонные-постановочные архивные фотографии 1970–1980-х годов, а также советские плакаты и журналы по типу «Огонек» от 1950-х годов. В одних отображены транслируемые государством «идеалы» жизни, в других — как есть у людей, как говорится «чем богаты, тем и рады». Произведения Зарвы подкупают именно этой простотой статичных, позирующих фигур.
В 2000–2010-х годах идиллическую среду «нормальности» советских журналов «Огонек», «Крестьянка» и современных журналов Vogue, «Футбол» — Зарва разрушает своим вторжением, буквально «выворачивающим» героев наизнанку. При этом сохраняется узнаваемость обложек, а значит, Зарва не заимствует образы — а преображает по-своему «документальную» реальность прошлого.
В живописи Сергея Зарвы лейтмотивом проходит советская эпоха, но начиная с 2000-х эпизодически появляется и современность. Причем, несмотря на то, что в этих работах Зарва чаще всего отходит от какой-либо реалистичной сюжетной привязки, они метко отражают свое время. Особенно можно выделить многометровые, состоящие из голов полотна «безудержного веселья» «Дискотека» (2005), «Время отдыха» (2006), а также касающуюся политической повестки картину «Случай на Чонгаре».
В картинах Зарва сохраняет композицию снимка, основных действующих лиц, а колорит разрабатывает сам, поскольку используемые фото все черно-белые. При этом мало кто догадается, что за технику использует художник. Это акварельные краски, замешанные на бычьей желчи, покрытые лаком: метод, сформированный художником еще в юности, почти случайно, как обычно это бывает, — по бедности. Vladey
Из серии «Футбол» 2016. Смешанная техника. 41×27
Из серии «Огонёк» 2016. Смешанная техника. 32×24
2019 Склеп Князя Таврического. Галерея «Овчаренко». Москва
2013 Библиотека Оптимизма. Галерея «Риджина». Москва
2010 Три новых проекта («Огонёк», «Семейный альбом», «Доска почёта»). Галерея Коллекция. Киев. Украина
2008 Жестяной огонёк. Галерея Норма. Одесса. Украина
2005 Дискотека. Галерея «Риджина». Москва
2006 Владимир Кожухарь и Сергей Зарва. Галерея «Риджина». Москва
1999 Семейный альбом. Галерея Тирс. Одесса. Украина
2020 Ovcharenko. 30 лет. Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху вниз. Галерея «Овчаренко». Москва
2018 MONUMENTAL. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2016 Tutti Frutti. Галерея «Риджина». Москва
2015 BALAGAN!!! MOMENTUM. Берлин. Германия
2013 55-ая Венецианская биеннале. Il Palazzo Enciclopedico. Венеция. Италия
2013 Команда, без которой мне не жить. Галерея «Риджина». Москва
2013 Одесская школа. Мистецький Арсенал. Киев. Украина
2011 Лімфодренаж. Малая галерея Художественного Арсенала. Киев. Украина
2011 Ostalgia. New Museum. Нью-Йорк. США
2011 Космическая одиссея 2011. Мистецький Арсенал. Киев. Украина
2010 Новая неискренность. KyivFineArt. Киев. Украина
2008 Декоративный реализм (совместно с Катей Соловьевой). Bereznitsky Gallery Berlin. Берлин. Германия
2008 TOP-10 (2). Kiev Fine Art Gallery. Киев. Украина
2007 Арт-рейдеры: Первый опыт. Староконный рынок. Одесса. Украина
2007 Мухи и котлеты по-киевски. Староконный рынок. Одесса. Украина
2007 Верю! Винзавод. Москва
2006 ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО’06. С. Файбисович, И. Чуйков, В. Кожухарь, ПОРОЛОН, J. Meese, П. Пепперштейн, М. Мамсиков, М. Серебрякова. АРТ-Москва. Галерея «Риджина». Центральный Дом Художника. Москва
2006 ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО’06 – Вперед, Украина, вперед! В. Кожухарь, М. Мамсиков, И. Чичкан, Ж. Кадырова, А. Гнилицкий, В. Цаголов, М. Шубина. Галерея «Риджина». Москва
2006 АктуаLove. Одесский художественный музей. Одесса. Украина
2005 АРТ-Москва. И. Чуйков, О. Голосий, J. Meese, ПОРОЛОН, М. Мамсиков, Н. Стручкова, В. Алимпиев, П. Пепперштейн, С. Могутин. Галерея «Риджина». Центральный Дом Художника. Москва
2005 Коньюнктивит. Ra Gallery. Киев. Украина
2004 АРТ-Москва. BLACK SQUARE. Центральный Дом Художника. Москва
2002 Живопись и первых рук. ЦВЗ «Манеж». Москва
2001 PLAY[Огонёк]BOY. Совместно с Лаврентием Бруни. Галерея «Риджина». Москва
2000 У края. О. Голосий, В. Кожухарь, А. Панасенко. Галерея «Риджина». Москва