Свен Гундлах

1959–2020

Свен Гундлах — Коллекция фото: александр пигарев

Российский поэт, художник и музыкант. Был одним из основателей арт-группы «Мухоморы» (1978-1984), ярко контрастирующей московскому концептуализму благодаря экспрессивной и провокационной манере художников; также - со-основатель рок-группы «Среднерусская возвышенность». Наследовал московскому концептуализму в его стратегии работы с языком как средства познания, описания реальности, однако дополнил этот лаконичный «стиль» концептуалистов дадаистскими ироничными и дерзкими элементами.

Работы Свена Гундлаха находятся в Ludwig Museum (Кельн. Германия), Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Брансуи. Нью-Джерси. США), Государственной Третьяковской галерее и других собраниях.

Свен Гундлах родился в 1959 году в Москве. Учился в Московском полиграфическом институте на отделении книжной графики (1976–1977), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультете истории и теории искусства (1980–1984). Один из основателей концептуальной группы «Мухомор» (1978–1984), участниками которой были также Константин Звездочетов, Владимир Мироненко, Сергей Мироненко, Алексей Каменский. В 1970–1980-х группа внедрила драйв в «суровый» московский концептуализм: их называли неофутуристами, постдадаистами, новой волной. «Мухоморы» во многом продолжили его «дело» — деконструкцию фантомов массового советского сознания, но только в более игровой, юмористической манере. Они устраивали перформансы, писали картины, сочиняли стихи, пародируя различные жанры и виды искусства.

В 1985 году Свен Гундлах создал почти с тем же составом участников «рок»-группу «Среднерусская возвышенность»: мелодии были заимствованы из западных хитов и классических произведений, на этом контрасте гротескно выступали тексты — они являли собой издевку над всеми возможными идеологическими советскими стандартами, словесными клише, и группа имела большую популярность в те годы.

Персональное творчество Свена Гундлаха сохраняло тот же дух искусства, что и в этих группах. Сам метод его работы вполне описывает то определение, которое он дал московскому концептуализму: «Это работа с языком, в первую очередь, как со средством описания воспринимаемой действительности. Если поставить между бытием и личностью язык, то это главное интерпретационное поле, которое существует само по себе. Проблемы, происходящие в этом поле, и вообще взаимоотношения реальности, языка и личности — они как раз и составляют основу метода концептуализма». Когда СССР рухнул, Свен Гундлах ушел из искусства, занялся рекламным бизнесом, консалтингом, основал свои вполне успешные компании. В середине 2000-х ненадолго вернулся с новым проектом. Vladey

#70-80-е
Работы
Отрава

Отрава 1990. Холст, масло. 198×145

Выставки

2022 Я точно знаю, что я был прав. Е.К. АртБюро. Москва
2005 Свен Гундлах, Кристина Гундлах. Утроба мечты. Е.К. АртБюро. Москва
1993 Свен Гундлах. Kunst als Verschworung. KEGallery. Кельн. Германия
1992 Traume des geistarbeiters. Фридрихсхафен. Германия
1991 Жидомасонство. Пересветов переулок. Москва
1991 Музей МАНИ. 40 московских художников во Франкфурте‑на‑Майне/ MANI Museum. 40 Moskauer Künstler in Frankfurter Karmeliterkloster. Karmeliterkloster. Франкфурт-на-Майне
1990 Neue Arbeiten. KEGallery. Кельн. Германия

2022 Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX — начала XXI века из собрания Третьяковской галереи. Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу. Москва
2019-2020 Les non‑conformistes. Histoire d'une collection russe. Montpellier Contemporain. Монпелье. Франция
2016 Thinking Pictures: Moscow Conceptual Art in the Dodge Collection. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Брансуи. Нью-Джерси. США
2011 Чемодан. Выставка произведений из коллекции Олега Петренко. Е.К. АртБюро. Москва
2010 Гласность: Советское неофициальное искусство 1980‑х гг./ Glasnost : Soviet non‑conformist art from the 1980s. The Haunch Of Venison. Солсбери. Англия
2009 Шелкография по‑русски. Краткая история русско‑советской нон‑конформистской шелкографии в картинках. Свердловский областной краеведческий музей им О. Е. Клера. Екатеринбург
2007 Выставка личной коллекции Артемия Троицкого «Every picture tells a story». Д-137. Санкт-Петербург
2007 Соц‑арт. Политическое искусство в России и Китае. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2006 Знаки и реальности. Галерея «Виктория». Самара
2005 Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960–2000‑х. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2004 Beyond Memory: Soviet Nonconformist Photography and Photo‑Related Works of Art.  Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Брансуи. Нью-Джерси. США
1999 Музей современного искусства. Российское искусство 1980–1990‑х годов. Центральный дом художника. Москва
1997 Русское искусство в 15-ти судьбах. 1956–1991. Mucsarnok. Будапешт. Венгрия
1996 Клуб Авангардистов. Работы разных лет (1986–1996). Пересветов переулок. Москва
1995 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957–1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino‑Museums, Moskau. Staatliches Lindenau‑Museum. Альтенбург; Documenta‑Halle. Кассель. Wilhelm‑Hack‑Museum. Людвигсхафен. Германия
1990 В сторону объекта. Выставочный зал «На Каширке». Москва
1990 Made in Formani. Anna Weiss City Gallery. Мельбурн. Австрия
1990 Каталог. Дворец молодежи. Москва
1989 Czerwone i Biale. Red & White. Амстердам. Нидерланды
1989 Muveszet helyett muveszet: 7 Kepzomuvesz Moszkvabol/ Art Instead of Art: Seven Artists from Moscow. Mucsarnok. Будапешт. Венгрия
1989 Советский авангард 1920‑х — 1980‑х. Дворец искусств. Москва
1989 ИсKUNSTво. Москва — Берлин/ Berlin — Moskau. ВДНХ. Москва
1989 Jenseits des Streites. Neue sowjetische Kunst. KEGallery. Кельн. Германия
1989 Momentaufnahme — Junge Kunst aus Moskau. Stadtmuseum Munster. Мюнстер. Германия
1989 Дорогое искусство. Московский дворец молодёжи. Москва
1988 Aufbruch der Bilder. Кронберг. Германия
1988 ИсKUNSTво. Москва — Берлин/ Berlin — Moskau. Kunstlerwerkstatt im Bahnhof Westend. Берлин. Германия
1988 Групповая выставка «Клуба авангардистов». Сандуновские бани. Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987. Живопись. Часть 2. Галерея «Беляево». Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987. Графика. Культурный центр «На Петровских линиях». Москва
1987 Творческая атмосфера и художественный процесс. 1‑я выставка «Клуба авангардистов». Пересветов переулок. Москва
1986 Искусство против коммерции, или Битца за искусство. Битцевский парк. Москва
1984 Одесса — Москва (Одесский вариант). Галерея APTART. Москва