1994
Работает акварелью, акварельными карандашами, тушью. Тане характерна скрупулезная детализация, «симбиоз» элементов. Создаёт сложные композиции с вымышленными персонажами, подобно средневековым бестиариям. Часто включает в работы надписи и ребусы. Её творчество основано на личных чувствах и переживаниях: она создаёт миры на грани вымысла и реальности, где сказочные, персонажи имеют прообразы в реальной жизни. ...
Таня Пёникер начала выставляться очень рано, в свои 17 лет буквально ворвавшись в художественное сообщество с персональным проектом на площадке «СТАРТ» Центра современного искусства «Винзавод». Первый проект «Бессловесное признание» открыл широкой аудитории практически «дневниковую» графику художницы, учившейся тогда в одиннадцатом классе. Отправной точкой авторского высказывания Пёникер стала личная мифология, основанная на простых и понятных человеческих переживаниях и страхах. Самобытная графика юной художницы, однако, очень быстро прогрессировала технически: Таня всегда была прилежной и усидчивой ученицей, не боялась пробовать новое и активно развивала мастерство каллиграфии, тщательно и детализированно прорисовывая самые мелкие детали. После окончания Института проблем современного искусства (ИПСИ) в 2013 году в ее работах проступила рефлексия графики как медиума, а смысловая нагрузка работ обрела большую многослойность: композиция стала более продуманной и вписанной в определенные логические схемы, отсылающие и к средневековой книжной миниатюре, и к канонической живописной иконографии эпохи Возрождения.
На данном этапе художница сосредоточена преимущественно на графике, созданной с фанатичной скрупулезностью. Пёникер вплетает в поверхность рисунка не только краски, но и собственную кровь, а также значимые для себя артефакты: ногти, зубы и драгоценные камни. Работы Пёникер сохраняют неразрывную связь с автором даже после того, как они, спустя месяцы кропотливой работы, покидают ее мастерскую. Авторский стиль Тани Пёникер базируется не только на неповторимом художественном почерке, но и на непередаваемом сочетании социального и личного, простого и сложного, плотского и духовного.
Сложная повествовательная модель, экспрессивная образность, вселенные, в которых истории героев отражают не только актуальные медийные повестки, ставшие мемами, но и глубоко личные переживания художницы, — все это позволяет вписать работы Пёникер в дискурс новой постироничной искренности. Это искусство воскрешает и воспевает чувствительность и чувственность человека, не имеющего защитного панциря в циничном постмодернистском мире, а потому создает свой собственный микрокосм, где серьезность очень сложно отличить от сарказма. Vladey
Май/никогда 2015. Бумага, смешанная техника. 60×84
Мне свети наше солнышко Смешанная техника. 7,8×7,8
По моей жизни прошелся огромный краб Смешанная техника. 9×8,5×1,5
Галерея Jart, Москва
2021 Семь. Галерея JART. Москва
2021 Новый букварь. Гоголь-центр. Москва
2017 XII. Vladey. Москва
2017 Гриб. Гроб. Краб. Галерея «Пальто». Москва
2011 Бессловесное признание. Площадка молодого искусства СТАРТ. ЦСИ «Винзавод». Москва
2021 Уроборос. Галерея Jart. Москва
2019 Вера в глубоком кризисе. Галерея «Виктория». Самара
2019 Одна семья. ГУМ-RED-LINE. Москва
2018 Против всех. Vladey. Москва
2018 Страшная сказка на ночь. Граунд Песчаная. Москва
2016 Монстрация. С Новым 17-м! Vladey. Москва
2016 Футбол-Хоккей. ЦСИ «Винзавод». Москва
2014 Котики в Манеже. ВЗ «Новый Манеж». Москва
2013 Лекарства для девушки. Выставка студентов ИПСИ. Москва
2013 30 дней ожидания. Выставка студентов ИПСИ. Центр дизайна Artplay. Москва
2012 Перезагрузка. Галерея Red October. Москва
2012 Так что же делает нас такими особенными, такими привлекательными? Агентство ART.Ru. Москва
2009 Совместная площадка с Б.П. Шангиным. Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева. Саратов