Юлдус Бахтиозина

1986

Юлдус Бахтиозина — Коллекция

Художница молодого поколения из Санкт-Петербурга, работающая преимущественно с фотографией. Использует аналоговую камеру, самостоятельно до мелочей прорабатывая образ и характер моделей, костюмы, макияж, локацию съемки и используемые объекты. Раскрывает тему современного эскапизма, сочетая фольклорные мотивы, сюрреалистические элементы и инструментарий фэшн-фотографии. Работала также в качестве кинорежиссера, сценариста, постановщика и дизайнера костюмов для театральной постановки. 

Работы Юлдус Бахтиозиной находятся в Музее Фаберже (Санкт-Петербург), Ruya Foundation for Contemporary Culture (Ирак).

Юлдус Бахтиозина родилась в 1986 году в Ленинграде. В 2007 году поступила в Университет искусств Лондона; в дальнейшем также училась в Central Saint Martins College по специальности фотография. «Скачком вперед» художница видит для себя именно переезд в Лондон: «…я переехала в 2007 году. Для нашей страны этот период нельзя назвать временем свободы самовыражения — а в Лондоне она была. В этом смысле переезд стал для меня скачком вперед. Но я давно вернулась в Россию и в работе вдохновляюсь именно нашей культурой — сказками, народными символами, природой.» (Юлдус Бахтиозина для The Blueprint).

В 2014 году стала первым русским спикером на конференции TED: выступление художницы было посвящено ее проекту «Отчаянные романтики», проходившем в галерее Anna Nova в 2013 году. Проект был посвящен теме любви и ее роли в повседневной жизни каждого человека. Визуальным вдохновением для «Отчаянных романтиков» стали произведения викторианской эпохи, в частности — английских художников Братства Пререфаэлитов, основанном в 1848 году (Данте Габриэль Россетти, Уильям Хант, Джон Миллес др.). 

Братство в своих работах создало новый тип женской красоты: спокойный и меланхоличный, подчеркнуто «женственный», основанный на «предвозрожденческой» средневековой эстетике. Особое место занимали образы трагической любви из произведений всемирной литературы; авторы обращались к историям Тристана и Изольды, Прозерпины, Офелии, Марианы из пьесы Шекспира. 

Сохраняя подчеркнутую декоративность прерафаэлитов  и глубину изображения благодаря среднеформатной пленке, Юлдус Бахтиозина создала монолог о  современной жизни, где красота познается только в сравнении, а  мечты «молодых русских романтиков» оказываются утопичными, навязанными массовой культурой. Бахтиозина поставила под сомнение гендерные представления о красоте, об отношениях и любви в российском обществе, став одной из первых, кто акцентировал внимание на субъективности понятия красоты как таковой. 

В 2014 году Бахтиозина вошла в список 100 женщин года, которые меняют мир к лучшему, по версии канала BBC. В рамках этого события она приняла участие в дебатах на BBC и телевизионной программе 100 women. В 2016 году была отмечена Vogue Italy как лучший фэшн-фотограф. В 2017 году вышла в финал венецианской Laguna Art Prize и создала масштабную трехэкранную инсталляцию «Цирк 17», посвященную столетию русской революции; работа экспонировалась в Мультимедиа Арт музее и галерее Anna Nova. 

В этом же году прошла персональная выставка художницы «Сотворенная жизнь» в галерее Anna Nova, посвященная теме эскапизма: «Он нам нужен. Это как последняя форма магии, которая существует, но не может быть измерена. Она имеет силу преобразовывать, чтобы вдохновлять, узнавать, мотивировать и обучать, если вы совершаете свое бегство через форму искусства. В некотором смысле это исчезновение и есть Сотворенная жизнь, которая помогает существовать в нашей реальности, и это большая сила, которая толкает, мотивирует и вдохновляет жить и выражать себя без вычислений…» (Юлдус Бахтиозина).

В 2018 году выступила в качестве дизайнера костюмов для театральной постановки «Aisha and Abhaya», совместный проект Rambert Theatre и The Royal Ballet  в сотрудничестве с BBC Films. 

В 2019 году Юлдус Бахтиозина сняла короткометражный фильм под названием «Дочь рыбака»  — отчасти автобиографичный фильм-сказка: «Это история девушки, которая попадает в мир царевен, и те выявляют степень ее «царевности» через ряд испытаний. В этом мире она сталкивается с бюрократией, очередями, разочарованиями. Получилась грустная история, которая подается с иронией, с легким социальным подтекстом.» (Юлдус Бахтиозина для The Blueprint). Анастасия Тимофеенко

#Начало века
Новости
Групповая выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва

Выставки

2019 Missing Future. SEEN. Антверпен. Бельгия
2017 Цирк17. Мультимедиа Арт музей. Москва 
2017 Цирк17. Anna Nova Gallery. Санкт-Петербург
2017 Сотворенная жизнь. Anna Nova Gallery. Санкт-Петербург
2015 Russ Land. Anna Nova Gallery. Санкт-Петербург
2013 Отчаянные романтики. Anna Nova Gallery. Санкт-Петербург
2013 Vorurteile. Gaze Gallery. Берлин. Германия
2012 Miss Other World. MiraMiru. Санкт-Петербург
2011 Victims of fashion. Kendra Gallery. Бали. Индонезия
2011 Touch Down. ЦТИ «Фабрика». Москва
2010 Ask me about Jesus. Salon Gallery. Лондон. Великобритания
2009 Be Happy and Healthy. Lower Street Gallery. Лондон. Великобритания

2020 Русская сказка. От Васнецова до сих пор. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва 
2019 Missing future. Art-space SEEN. Антверпен. Бельгия
2019 Жизнь после жизни. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2017 Выставка финалистов премии Laguna Art Prize. Nappe Arsenale Nord. Венеция. Италия
2017 The Artist/ The Knight. Kasteel van Gaasbeek. Брюссель. Бельгия
2016 Photo Vogue Festival. Base Milano. Милан. Италия
2015 45 frames. Leica Gallery. Милан. Италия
2011 EdgyONE. Alekano Gallery. Лондон. Великобритания
2011 Best of Russia. ЦСИ «Винзавод». Москва
2010 Я люблю Пикассо.Музей современного искусства «Эрарта». Санкт-Петербург
2009 Russian Art Fair. Picadilly Hotel. Лондон. Великобритания