1961
Живописец, график, автор объектов и инсталляций. Работает с образами «мифических империй», совмещая греческую, римскую архитектуру и скульптуру, готику, барокко и сталинский ампир. В 90-х начал писать на гофрокартоне, что сформировало его узнаваемую манеру (размытые мазки, подтёки краски), затем начал также писать на холсте. Полотна кажутся воспоминаниями или видениями из будущего. Vladey
Работы Валерия Кошлякова находятся в State Museum for Art and Design (Нюрберг. Германия), Museum of Contemporary Art of Rome (Рим. Италия), Nasher Museum of Art at Duke University (Северная Каролина. США), Kolodzei Art Foundation (Хайленд-парк. США), Centre Pompidou (Париж. Франция), Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других собраниях. ...
В любой заметке о Кошлякове обязательно упоминается, что он — один из самых успешных и дорогостоящих ныне российских художников. Это, безусловно, так, но куда важнее, что он из них — главный романтик. Сформировавшись в радикальной среде московского современного искусства начала 1990-х, он столь же радикально отличался от своих друзей-художников, с которыми делил мастерские и сквоты.
Началось все еще в Ростове-на-Дону, а точнее, в городе Сальске, где Кошляков посещал художественную студию, а дедушка с отцом обклеивали стены квартиры поверх обоев репродукциями мировой классической живописи из журнала «Огонек» («Где еще мог в провинции человек увидеть Рембрандта!»). Учась в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова (1979–1985, с перерывом на армию), Кошляков знакомится с Авдеем Тер-Оганьяном, который в тот момент уже начинает творческие поиски на просторах современного искусства. Кошляков же поначалу поражает своих новых друзей наивностью и прямолинейной идейностью в живописи. После учебы в 1986–1989 годах он работал художником в Ростовском театре музыкальной комедии, и этот опыт создания в том числе и монументальных произведений сыграл большую роль в позднейшем творчестве художника. Собственно там, в театральном подвале, Кошляков нашел штабель фотографий уже всеми забытых актеров 1960-х, которые некогда висели в фойе. И неожиданно для всех создал совершенно постмодернистскую серию «Украшение красивого» (1989), просто раскрасив фоны фотографий в яркие цвета, но тем самым полностью изменив их художественное предназначение. Проект очень понравился участникам организованного Тер-Оганьяном товарищества «Искусство или смерть», объединившего молодых художников из Ростова и Таганрога, выпускников все того же художественного училища, — туда входил и Кошляков.
В конце 1989 года Авдей Тер-Оганьян и Валерий Кошляков отправились в столицу: работали в сквотах и мастерских, сначала на Раушской набережной, затем в знаменитом сквоте-галерее в Трехпрудном переулке, а позже — на Бауманской. В Москве Кошляков вновь устоял от соблазна свернуть «в модное», «концептуалистское». По словам художника, это полностью отрицало всю историческую живописную практику, которой он занимался. Но он нашел способ осмыслить великое наследие прошлого через современность, через реальность настоящего момента: «Я нашел свой материал на помойке и обратил его в образы великих культур. Здесь не было совершенно никакой иронии, я писал серьезную живопись, как фрески. Картон полностью отвечал этой идее». Так Кошляков выработал свой стиль, в котором, в общем, работает до сих пор. И по нынешний день он создает живопись и масштабные инсталляции преимущественно из тех же «бедных» материалов, что и 30 лет назад.
Произведения Валерия Кошлякова напоминают пустынные миражи, написанные разбавленной темперой или акрилом пастельных цветов на поверхностях картона, крафта, холста или полностью созданные из одного монтажного скотча, — они создают впечатление чего-то необъяснимо нереального, забытого, утраченного. Из картона, коробок и скотча он сооружает величественные руины огромного размера. Его по-прежнему очаровывает величие классики — архитектуры и скульптуры античности, Возрождения, готики. Все это напоминает немного стертую фреску или затуманенный от времени дагерротип. Кошляков — художник необыкновенно легкой руки: его размашистые мазки точны и изящны, он как будто впитал и переосмыслил весь опыт так любимого им классического искусства. Летом 2018 года у него параллельно открылись сразу две выставки: одна — в Третьяковской галерее под названием «Романский пленник… или такелажные работы», где были показаны ранние произведения из запасников музея, другая — в разрушающемся замке XIX века Франконвиль под Парижем, — серия «Новые фрески для старого замка». По всем помещениям замка была рассредоточена, как всегда у Кошлякова, масштабная экспозиция с изображениями архитектурных сюжетов и вереницей портретов, жанра, который всегда занимал серьезное место в творчестве художника.
Бородинский мост 1997. Смешанная техника, холст. 69.7×89.5
Архитектура 1995. Холст, гуашь, смешанная техника, коллаж. 148.6×198
Археологическая реконструкция 1995. Холст, смешанная техника. 50×70
Palazzo Leoni Montanari, Венеция, Италия
2021-2022 Architectures célestes. Palazzo Leoni Montanari. Венеция. Италия
2017 Valery Koshlyakov. We have never stopped building utopia. Ca' Foscari University of Venice. Венеция. Италия
2016 Валерий Кошляков. Элизии. Музей русского импрессионизма. Москва
2012 Visage et portrait. Galerie Charlotte Moser. Женева. Швейцария
2011 Atlantis. Галерея Марата Гельмана. Москва
2010 Недосягаемые. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2010 Counterpoint. Musée du Louvre. Париж. Франция
2010 Artistes russes. Un art superlative. Abbaye Saint André. Мемак. Франция
2010 Футурология. Русские утопии. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2009 Товарищество «Искусство или смерть». Московский музей современного искусства. Москва
2009 Недосягаемое. Галерея Марата Гельман. Москва
2006 Valery Koshlyakov. Ludwig Galerie - Schloss Oberhausen. Оберхаузен. Германия
2006 Саркофаг. Центр творческих индустрий «Фабрика». Москва
2006 Valery Koshlyakov. The golden age. Galerie Krinzinger. Вена. Австрия
2005 Реликвии. Сделано в СССР. Галерея Марата Гельмана. Москва
2005 Одежда пространства. Иконусы. Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург
2005 Валерий Кошляков. Nuvola. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2003 Ретроспектива Валерия Кошлякова. Галерея Д. Семёнова. Санкт-Петербург
2003 Элитное занятие. Галерея «Риджина». Москва
2002 Valery Koshlyakov. Bischoff Gallery. Берлин. Германия
2002 Valery Koshlyakov. Elten & Elten. Цюрих. Германия
2002 Pack Band Glas Palast. Aedes Extension Pavillion. Берлин. Германия
2001 Валерий Кошляков. Иконосы: выбор масштаба. Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва
2000 С Юга. К Северу. На Восток. Ивановский художественный музей. Иваново
2000 Изба. Галерея Марата Гельмана. Москва
2000 Freezing pole. Russian Art of the 90s. Ecole des Beaux-arts. Париж. Франция
1999 Sketch Book. M. Polsky Gallery. Чикаго. США
1998 Heroic Cities. M. Polsky Gallery. Чикаго. США
1998 Храм искусства. Галерея Марата Гельмана. Москва
1997 Permanent residence. Russian Cultural Center. Женева. Швейцария
1997 Traveler’s Album. Bischoff Gallery. Берлин. Германия
1997 Valery Koshlyakov. San Jose State University. Калифорния. США
1996 Polygimnia. Штутгарт. Германия
1996 Полигимния. Галерея Марата Гельмана. Москва
1996 Valery Koshlyakov. Galerie Schulz. Берлин. Германия
1995 Fuocoso. Галерея Марата Гельмана. Москва
1994 Темные аллеи. Якут-галерея. Москва
1994 Перспективная архитектура. Архитектурная галерея. Москва
1994 Живопись и скульптура. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1993 Актеры приезжают в город. Москва
1992 Парфенон. Дворец молодежи. Москва
1992 Скульптура и живопись. Пересветов переулок. Москва
1991 Ночь в Венеции. Галерея Марата Гельмана. Москва
1991 Под небом Италии. Дворец Сакала. Таллин. Дворец молодежи. Москва
2020 ЧА ЩА. Выставка в лесах. Галерея Jart, Курорт Пирогово. Московская обл.
2018 Апология заблуждений. Московский музей современного искусства. Москва
2016 Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
2016 Современные русские художники – участники Венецианской биеннале.
ЦВЗ «Новый Манеж». Санкт-Петербург
2016 Элизии. Музей русского импрессионизма. Москва
2015 Рабочий и колхозница. Личное дело. Выставочный центр «Рабочий и колхозница». Москва
2015 90-е. Ельцин-Центр. Екатеринбург
2014 Красота неприглядности. Галерея «На Каширке». Москва
2014 Актуальный рисунок. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2014 Offrant. Réfectoire des Cordeliers. Париж. Франция
2013 Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2013 Promemoria. Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова. Москва
2013 Интервенция формы. Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова. Москва
2013 Russia XXI. Contemporary Russian sculpture. Beelden aan Zee. Гаага. Нидерланды
2013 Lost in Translation. Ca' Foscari University of Venice. Венеция. Италия
2012 Homeless Paradisе. Galleria Civica dе аrte Moderna e Contemporanea. Турин. Италия
2012 Без барьеров. Российское искусство 1985-2000. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2012 Тень времени. Государственный музей-заповедник «Царицыно». Москва
2010 Contrepoint. L’art contemporain russe. Musee de Louvre. Париж. Франция
2010 Русские утопии. Часть 1. Посвящения: на руинах великих утопий. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2009 Русское бедное. Красный Октябрь. Москва
2009 Против исключения. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2009 Будущее зависит от тебя. Новые правила. Московский музей современного искусства. Москва
2009 Искусство про искусство. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2007 Барокко. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Learning from Moscow: Positionen aktueller Kunst aus Moskau. Städtische Galerie Dresden. Дрезден. Германия
2007 Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2007 Дневник художника. Центральный дом художника. Москва
2007 Верю / I believe. Центр современного искусства «Винзавод». Москва
2005 Портрет лица. Центр современного искусства М’АРС. Москва
2005 Russia! Solomon R. Guggenheim Museum. Нью-Йорк. США
2004 7 grehov. Ljubljana — Moskva. Arteast razstava. Moderna Galerija. Любляна. Словения
2004 Москва-Берлин/Берлин-Москва. 1950-2000. Современный взгляд. Государственный Исторический музей. Москва
2003 Новая иконография. Галерея Марата Гельмана. Москва
2003 Orel Art presenta. Orel Art Galerie. Париж. Франция
2002 Живопись из первых рук. ЦВЗ «Манеж». Москва
2002 Евро. Музей и общественный центр им. А. Сахарова. Москва
2002 Современная русская живопись. ВЗ «Малый манеж». Москва
2001 Южнорусская волна. Государственный Русский музей. Санкт–Петербург
2000 Ностальгия. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2000 Бедное русское. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2000 Изба. Галерея Марата Гельмана. Москва
2000 A Mosca... a Mosca... Galleria Comunale d'Arte Moderna. Болонья. Италия
1998 Эксплуатация фотография. ЦВЗ «Манеж». Москва
1997 Московский форум художественный инициатив. ВЗ «Малый манеж». Москва
1997 Водка. Галерея Марата Гельмана. Москва
1997 История в лицах. Нижний Новгород; Самара; Пермь; Новосибирск; Екатеринбург
1996 Architecture of a Landscape: an Exhibition of Contemporary Russian Art. Limerick City Gallery of Art. Лимерик. Ирландия
1996 Зона. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1995 Мультипликация. Галерея «На Каширке». Москва
1995 Искусство умирать. Якут-галерея. ВЗ «Манеж». Москва
1994 Групповая выставка. Вашингтон. США
1993 Exchange. Москва
1992 Московский романтизм. Центральный дом художника. Москва
1992 Натюрморт. Галерея Велта. Москва
1991 Эстетические опыты. Кусково. Москва
1990 Великие чародеи живописи. Пересветов переулок. Москва
1990 Культурный отдых. Галерея «На Каширке». Москва
1989 Италия имеет форму сапога. Ростов-на-Дону
1988 Жупел. Ростов-на-Дону