1915-1987
Советский художник, представитель неофициального искусства. Создатель домашней «академии», в которой учил живописи и творческой свободе. Известен туманными или заснеженными пейзажами, работой с обнаженной натурой и натюрмортами, выполненными в узнаваемой технике растушевки. Участник Венецианской биеннале (1977).Vladey
Работы Василия Ситникова находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Джерси. США), Московском музее современного искусства, Музее AZ (Москва), Новом музее Аслана Чехоева (Санкт-Петербург) и других собраниях. ...
Василий Яковлевич Ситников — уникальный персонаж московского андеграундного искусства. Сама личность едва не затмевает его творчества. Он был ярким, смелым, эпатажным и немного безумным. По образованию Ситников был судомехаником, но в 1930-е годы сменил множество работ, от откатчика вагонеток на строительстве метро до художника-мультипликатора на Мосфильме. А свое бессмертное прозвище Васька-Фонарщик получил благодаря тому, что показывал диапозитивы на лекциях в Суриковском институте. Про него ходили разные легенды, например, будто во время войны, оказавшись в Казанской психтюрьме, он выжил только благодаря тому, что догадался ловить и есть лягушек. А попал он туда, потому что стал собирать фашистские листовки ради «обороток» для рисования. И что после этого своего заточения он был «психом со справкой» и по этой причине позволял себе весьма странные выходки.
В конце 1950-х Ситников примкнул к кругу неофициального искусства. И хотя художественного образования так и не получил, был невероятно эрудирован в этом вопросе, и, вообще, одержим искусством. Он был весьма работоспособен, но его произведения разлетелись по миру, и теперь обрести их непросто.
Уже в 1956 году Ситников создал свою собственную надомную школу рисования. Из-под его крыла вышло немало талантливых художников. Как и все остальное в его жизни, методика преподавания была у Василия Яковлевича яркой, экспрессивной и действенной. Говорил, что «может и осла научить писать картины». Утверждал, что основная работа художника происходит, когда он сидит и смотрит на свою картину, а не когда, собственно, пишет или рисует то, что увидел. Он называл это «приучать свой глаз „мечтать“». И при всей невероятной требовательности умел очень тонко вытянуть из творческого человека то, что тот, возможно сам в себе еще и не осознавал, но при этом не делал его похожим на себя.Vladey
Обнаженная 1986. Холст, масло, смешанная техника. 76×56
2015 Василий Ситников. 100 лет. Галерея «Наши художники». Москва
2009 Василий Ситников и его школа. Галерея «Наши художники». Москва
1985 Vladimir Sitnikov. Podval Gallery. Нью-Йорк. США
2023 Единицы времени. Собрание Сергея Александрова. Московский музей современного искусства. Москва
2022 Механизм отчуждения. Московский музей современного искусства. Москва
2022 Сказки оттепели. Галерея «Наши художники». Москва
2021 Все наоборот. Московский музей современного искусства. Москва
2018-2019 Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве. Музей искусства Санкт‑Петербурга XX—XXI веков. Санкт-Петербург
2014 Back in The USSR. Mimi Ferzt Gallery. Нью-Йорк. США
2012 Скажи-ка, дядя… Крокин галерея. Москва
2011 Искусство есть искусство есть искусство. Московский музей современного искусства. Москва
2009 Анатолий Брусиловский. Пантеон русского авангарда. Московский музей современного искусства. Москва
2003 Вечер, посвященный годовщине «Бульдозерной выставки». Клуб на Брестской. Москва
1999 Послевоенный русский авангард из собрания Юрия Трайсмана. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1998 Find 5 Differences. Red Art Gallery. Лондон. Великобритания
1997 Nonkonformisten. Die zweite russische Avantgarde 1955-1988. Sammlung
Bar-Gera. Kulturabteilung Bayer. Берлин. Германия
1995 Коллекция Александра Глезера. Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина. Москва