1967
Возможность существования в современном высокотехнологичном мире традиционных техник искусства и уместность самого явления художника в ситуации глобального информационного перенасыщения — вопросы, которые лейтмотивом проходят через творчество Виталия Пушницкого. Сегодня искусство перестает быть событием, притягивающим внимание людей, в той мере, как это было раньше. На его место пришли фотография, потоковое кино, компьютерные игры, массмедиа — мы постоянно потребляем и обрабатываем большие объемы информации. Пушницкий старается поместить технологии в контекст сложных вопросов, которые обычно задает классическое искусство. Но при этом ищет формы сосуществования, при которых искусство и технологии не вступали бы в конфликт, а дополняли друг друга. Vladey
Работы Виталия Пушницкого находятся в Kolding Art Institute (Колдинг. Дания), ArtLink (Нью-Йорк. США), Aldrich Museum of Art (Нью-Йорк. США), Kolodzei Art Foundation (Хайленд-парк. США), Kala Art Institute (Беркли. США), Wooyang Museum of Contemporary Art (Кенджу. Южная Корея), Московском музее современного искусства, Музее АRT4 (Москва), Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина (Москва), Фонде культуры «Екатерина» (Москва), Государственном Русском музее и других. ...
Свои живописные проекты Виталий Пушницкий комбинирует, например, с дополнительной реальностью, где через специальные гаджеты оживают или развиваются статичные сюжеты картин, как в нескольких работах из серии «Ожидание. Студия». Или добавляет лампы, как в серии тондо «Затмение». Помимо физического внедрения сторонних элементов, художник трансформирует живопись с помощью формальных средств: произведения, имеющие в основе сюжеты и образы, за счет различных техник обретают некоторую долю абстракции — где-то что-то размыто, где-то закрашено, зашлифовано или как будто не дописано, где-то смещена привычная композиция. Взятые автором ракурсы легко могли бы оказаться в чьих-то социальных сетях, где каждый стремится найти оригинальный угол зрения или необычный сюжет. Скульптурные объекты Пушницкого, например, из серии «Структуры» (2009–2015), внешне отсылают к искусственно созданным формам, наподобие фракталов из цифровой графики и объектов, напечатанных 3D-принтером. При этом сами они сделаны из деревянных досок, а в гармонических композициях чувствуется академическое образование художника.
Виталий Пушницкий мыслит сериями и надолго увлекается одной темой или образом. Продолжительные проекты формируют более расширенное высказывание автора, это поле для вдумчивого эксперимента. Одним из ярких примеров является проект «Ожидание. Студия», над которым художник работает с 2015 года. Изначально был ряд живописных произведений, фиксирующих интерьеры студий, потом это переросло в серию трибьютов художникам прошлого. И затем проект обзавелся приставкой «Ожидание» и соответствующей смысловой нагрузкой. Студия, как место действия, остающееся за кадром для аудитории, потребляющей искусство, стала отправной точкой художественных размышлений автора. Начав писать интерьеры мастерских в формате тондо, Пушницкий помещал на холст их отдельные фрагменты, но в процессе работы над проектом он расширил живопись до больших холстов, где перед зрителем предстают просторные помещения. В студиях обобщенно схвачен образ и атмосфера, они часто пустотны, будто брошены, но в них всегда видны следы жизни: холсты, мольберты, краски, книги вперемешку с нехитрой мебелью в виде диванов, столов и стульев. Мастерской становится любое место: обычные квартиры, индустриальные пространства с большими окнами, даже густой лес — Пушницкий показывает, что искусство всегда находило территорию для своего существования. Но почти нигде мы не увидим самих творцов, будто одни художники оставили свои «посты», а другие еще не пришли. Vladey
GAP. Brink-2 2021. Холст, масло. 100×50
Cерия «Библейский рисунок» 2020. Бумага, масло. 62×42
Ситжес 2019. Бумага, масло.
Студия. Ожидание №15 2018. Холст, масло. 200×300
Река 2018. Холст, масло. 50×40
Tribute #4 2017. Холст, масло. 30×24
Tribute Рене Магриту 2017. Холст, масло. 50×40
Tribute #1 2017. Холст, масло. 60×50
Ожидание #3 2016. Холст, масло. 100×69
Bodo #3 Вечер 2015-2019. Холст, масло. 33×24
Атлас 2015. Холст, масло, бумага. 135×135
Луна-2 2014. Бумага, графит, прорезание. 140×140
Луна-1 2014. Бумага, графит, прорезание. 140
«Объект 61» из серии «Бритва Оккама» 2012. Смешанная техника. 25×25
Структура вращения 2009. Дерево. 160×230
Структура неба #2 1998-2021. Холст, масло. 61×38