Владимир Козин

1953

Представитель петербуржской арт-сцены, участник художественного объедиения «Товарищество Новых Тупых». Создатель альтернативной художественной институции «Музей Мышеловка Современного искусства». Совместно с Вадимом Флягиным основал галерею PARAZIT. Открыл самую маленькую галерею Санкт-Петербурга «10х15». Работает в разных техниках - от перформанса до фотографии -, рефлексируя над остросоциальными вопросами повседневности. 

Работы Владимира Козина находятся в Staatsbibliothek zu Berlin (Берлин. Германия), Sächsische Landesbibliothek (Дрезден. Германия), The British Library (Лондон. Великобритания), Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Нонконформистского искусства (Санкт-Петербург), Новом музее Аслана Чехоева (Санкт-Петербург), Музее современного искусства PERMM (Пермь) и других собраниях. 

Владимир Козин окончил отделение архитектурно-декоративной пластики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. М. Мухиной (сейчас Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). С 1996 по 2001 год был участником легендарного объединения «Товарищество Новые Тупые», которое во многом определило стратегию его творчества. Участники группы использовали для создания своих работ найденные «бедные» материалы: мусор, посуду, мебель, одежду, содержимое своих карманов, а также город и собственную жизнь. Это были перформансы и акции, инсталляции и выставки. 1990-е стали той питательной средой, в которой «Новые Тупые» могли делать, что хотели и где хотели, — их больше не ограничивали суровые советские реалии, а постсоветский социальный и культурный раздрай стал источником художественной саморефлексии.Деятельность «Товарищество Новые Тупые» органично воплощала и воплощает принципы творчества Владимира Козина: интерес к жизни и окружающей среде, ироничное бытописание, верность реди-мейду и коллажу в самых разных его проявлениях. Козин, как художник, работающий с объемами, скульптурой, архитектурно-декоративной пластикой, в качестве материала использует то, что ему предлагает жизнь: найденные объекты и сюжеты. Так, начиная с 1998 года Козин создает произведения с мышеловками и даже основал «Музей Мышеловка Современного искусства», который с 2002 года базируется на Пушкинской, 10. Бросовые, расходные материалы, которые узнаваемы, но в повседневности теряют свое привычное место и уходят из употребления, в искусстве Владимира Козина обретают новую жизнь. Эффектно найденный пластический ход в сочетании с приметами давней или недавней обыденности, будь то логотип газеты «Правда», бритва, мухобойка, чайник или блоха, получают мгновенный отклик в глазах зрителя.

В 2007 году Владимир Козин находит свой, ставший «фирменным» материал — черную резину, а именно автомобильные камеры. Первый такой опыт у него уже был давно: в серии «Видоискателей» 1996–1997 годов Козин создавал объекты с «окошками», прорезанными в резине, которые перекрывались то проволокой, то скотчем, то портретом, то найденными предметами, — эта серия была своеобразной иллюстрацией призыва «Новых Тупых» учиться видеть, несмотря ни на какие препятствия. Однако отправной точкой «резинового» этапа своего творчества Козин называет выставку «Приключения “Черного квадрата” К. Малевича» 2007 года в Русском музее, где для художника стала очевидна связь черного супрематического цвета с цветом автомобильных камер, которые время от времени он использовал в своих работах. Первым проектом в этом ряду стал «Проволочный супрематизм» 2007 года — художник сделал серию объектов, отсылающих к известным произведениям Казимира Малевича: «Черному квадрату», «Черному кресту» и «Черному кругу». Кроме плоскостных резиново-проволочных реконструкций этих знаменитых полотен, Козин еще сделал с ними очки для пристального вглядывания в главное авангардное течение, а также сандалии и украшения, которые тоже можно было примерить. 

Доступность, черный цвет и его игра, фактура, возникающая благодаря округлости автомобильных камер (резина помнит форму колеса, сопротивляется, поэтому произведения обретают непредсказуемую пластичность), — все это стало определяющими факторами для художника, который хотел приобщиться к негласной игре «любимый материал автора». 

Помимо собственно материала, характерным свойством проектов Владимира Козина можно считать постмодернистическое цитирование произведений классиков. Этим Козин как бы с полным самоиронии чувством возмущения задается вопросом: «Чем я хуже?» У художника даже есть одноименный фотопроект 2006–2007 годов, в котором он в юмористической форме инсценировал шедевры своих знаменитых предшественников: от Сандро Боттичелли и Ильи Репина до Рене Магритта и Микеланджело Пистолетто. 

Владимир Козин использует окружающую среду и современную жизнь в качестве материала и источника своих работ, но найденные образы и ситуации он начиняет ядреной порцией остроумия. Его работы часто носят остросоциальный характер, ведь в политических и экономических перипетиях нашей страны, когда абсурд становится нормой жизни, невозможно сохранять трезвость взгляда без спасительного юмора. Vladey

#90-е
Работы
Год собаки

Год собаки 2018. Фанера, металл, масло. 39×32

В будущее возьмут всех

В будущее возьмут всех 2016-2017. Фанера, брус, инструменты. 70×240×70

Высокое и низкое. Гитара Пикассо с мухобойкой и мышеловкой

Высокое и низкое. Гитара Пикассо с мухобойкой и мышеловкой 2010. Автомобильная резина, проволока, скрутка. 170×110×20

Выставки

2023 Граждане, будьте бдительны, следите за сохранностью своих духовных ценностей. Marina Gisich gallery. Москва
2021 Скрипка для Ралдугина. Арт-лига. Санкт-Петербург
2019 Почувствуй себя птицей. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2017
Моя маленькая Лениниана. Музей-квартира Аллилуевых. Санкт-Петербург
2016 Это только текст. Совм. с Ростиславом Лебедевым. Новый музей Аслана Чехоева. Санкт-Петербург
2015 Скорбное Славянское Барокко. Dukley Art Center. Котор. Черногория
2013 Мой Бедный Фаберже. Галерея «Культурный Альянс». Москва
2013 Дожить до пенсии. Галерея «Борей». Санкт-Петербург
2013 Приглашение к обеду. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2011 Omnibus sui tempus или всему свое время. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2011 Всему свое время. Государственный центр современного искусства. Москва
2010 Вечные ценности. Галерея «Квадрат». Санкт-Петербург
2010 Дался тебе этот Херст. Государственный центр современного искусства. Санкт-Петербург
2009 Имя Россия. Галерея «Люда». Санкт-Петербург
2009 Владимир Козин. Чем я хуже? Галерея Марата Гельмана. Москва
2008 Резинки. Галерея Анны Франц. Санкт-Петербург
2008 Еще не умерла Украина. Галерея «10х15». Санкт-Петербург
2007 Частная практика. Галерея «Палкин». Санкт-Петербург
2006 Владимир Козин, Виктория Илюшкина. Советский век. Реконструкция. Галерея «Квадрат». Санкт-Петербург
2005 Новый Эрмитаж. Галерея «Белка & Стрелка». Санкт-Петербург
2005 Владимир Козин. Частная практика домашнего музеефицирования. Галерея «Борей». Санкт-Петербург
2004 То да се. Тосненский историко-краеведческий музей. Ленинградская обл.
2001 Музей В. П. Козина. Галерея «Фото Image». Санкт-Петербург

2023 Объединение Parazit. Цемента II. Музей нонконформистского искусства. Санкт-Петербург
2023 К резине! Сопротивление материала. ЦСИ им. С. Курехина. Санкт-Петербург
2021-2022 Mixed Media. Дом Гоголя. Москва
2021 Явные движения. ДК Громов. Санкт-Петербург
2021 «И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством». Образы Ленина из коллекции Игоря Суханова. Музей Art4. Москва
2021 Открытая коллекция. Произведения искусства из коллекции PERMM. Тюменский музейный комплекс им. Словцова. Тюмень
2021
Оммаж Персонажу. Из коллекции ЦСИ им. Курехина. ЦСИ им. Курехина. Санкт-Петербург
2020
Выставка номинантов премии «Инновация». ЦСИ «Арсенал». Нижний Новгород
2019
Товарищество Новые тупые. Kunsthalle. Цюрих. Швейцария
2019 Красота плюс минус. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2019 Товарищество Новые тупые. Mischin gallery. Нью-Йорк. США
2018-2019
Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве. Музей истории Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Санкт-Петербург
2018 Книга скульптора. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2018
Карл Маркс навсегда? Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2018 А и Б сидели на трубе. Государственный центр современного искусства. Москва
2018 Открытая коллекция. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2018 ЖКХ. Совместный проект галереи ИМХО и Дома грузчика. Лаборатория современного искусства «Дом грузчика». Пермь
2017 На маяк: форма и политика света. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2016 Ситуация искусства в музее PERMM. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2016 Товарищество «Новые тупые». Московский музей современного искусства. Москва
2016 Цирк. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2016 Жилье. Коммуналка. Хозяйство. Галерея ИМХО. Саратов
2015 Азбука ума. Посвящение Велимир Хлебникову. Галерея «Культпроект». Москва
2015 Знаки эпохи или в поисках идентичноси. Специальный проект VI Московской биеннале современного искусства. Москва
2015 Новые поступления 1998-2014. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2015 Нищета. Галерея «Паразит». Санкт-Петербург
2015 Желтая Submarine. Центральный дом художника. Москва
2015 Кастаньеды. ВЗ «Галерея на Шаболовке». Москва
2014 Другая столица: современное искусство Санкт-Петербурга сегодня. Музей Москвы. Москва
2014 Чемодан. Библиотека книжной графики. Санкт-Петербург
2014 Бумажная скульптура. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2014 Post Pop Art. Saatchi Gallery. Лондон. Великобритания
2014 ZOO-ZOO. Государственный Дарвиновский музей. Москва
2014 Черная зависть. Параллельная программа Manifesta 10. Галерея «Борей». Санкт-Петербург
2014 Квартирное искусство, как домашнее сопротивление. В рамках параллельной программы Manifesta 10. Санкт-Петербург
2013 Бумажная скульптура. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2013 Рожденные летать и ползать. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2013 PROнежность. RuArts Gallery. Москва
2013 Сопромат. Центр дизайна Artplay. Москва
2013 Navicula Artis 1992-2012. Галерея «Культпроект». Москва
2012 Кресты. Проект Арт Клуба Д-137 в следственном изоляторе №1 «Кресты». Санкт-Петербург
2011 Искусство против географии. Культурный альянс. Центр современного искусства «Винзавод». Москва
2011 Materia Prima / Russkoe Bednoe. Padiglione d’Arte Contemporanea. Милан. Италия
2011 Музей «Книга художника». Музей современного искусства «Эрарта». Санкт-Петербург
2011 Врата и двери. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2010 Небо. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2010 Китайский павильон. Галерея «Борей». Санкт-Петербург
2009 Ночь в музее. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2009 «Русское бедное» в городе Чайковский. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2009 Это Люда. Лофт-проект «Этажи». Санкт-Петербург
2009 Искусство про искусство. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2009 Арт-Доминирование. Однодневная выставка. Сеть магазинов «Искрасофт». Санкт-Петербург
2009 Вторичная переработка. Recycling. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
2009 Ленин от А до Я. Государственный музей политической истории России. Санкт-Петербург
2008 Parazit на Русском бедном. Галерея «Борей». Санкт-Петербург
2008 Власть воды. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2007 Архитектура Ad Marginem. Государственный русский музей. Санкт-Петербург
2007 Приключения черного квадрата. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2007 Дневник художника. Центральный дом художника. Москва
2005 Коллаж в России. XX век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2005 Портрет лица. Центр современного искусства М’APC. Москва
2005 Питерские. Центральный дом художника. Москва
2005 Чудотворец был высокого роста. К 100-летию со дня рождения Д. Хармса. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2004 Искусство в массы. От А до Я - И. Галерея «Паразит». Санкт-Петербург
2004 Дума о Родине. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург
2003 Хармсиздат представляет. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2002 Вечное счастье, вечная жизнь. Галерея Марата Гельмана. Москва
2001 Hand Made / Ручная работа. Музей нонконформисткого искусства. Санкт-Петербург