Владимир Куприянов

1903—1991

Владимир Куприянов – один из пионеров независимой художественной сцены 1980-1990х годов, его индивидуальный художественный подход сложился в кругу Д. Пригова, А. Монастырского, Р. Лебедева и других. Владимир Куприянов выработал совершенно новый подход к фотографии и ее репрезентации. Отказываясь от идеи фотографии как аналога картинной плоскости, он создавал инсталляции и объекты, в которых использовал различные художественные эффекты: отражение, засвечивание, деление на части, кадрирование, наложение нескольких слоев, имитирующих мультиэкспозицю и т.д. Для Владимира Куприянова пленка являлась носителем памяти и культурной эстетики, поэтому в своих произведениях он часто использовал найденные анонимные кадры из семейных архивов и авторские снимки фотографов конца XIX – начала XX веков. pop/off/art

Работы Владимира Куприянова находятся в Landeskulturzentrum Salzau (Киль. Германия), Stedelijk Museum (Амстердам. Нидерланды), Museum of Modern Art (Любляна. Словения), Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Брансуик. Нью-Джерси. США), San Francisco Museum of Modern Art (Сан-Франциско. США), Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт музее (Москва), Государственном Русском музее. 

Владимир Куприянов, чьи выставки проходили с конца 1980-х годов в России, США и странах Европы, чьи произведения становились заглавными в групповых выставках современного российской искусства, обрел круг ценителей и коллекционеров в Германии и в Америке. Из многих синхронных направлений современного искусства второй половины ХХ века те, что объединили публику двух стран, — минималистские, артистично отмеренные в своем жесте высказывания концептуального искусства двух Йозефов, Кошута и Бойса. Парадокс иллюзорной простоты их высказывания на поверку, в реальном выставочном зале, превращается в острое переживание точно срежиссированной многомерной новой реальности, выстроенной художником. Это не картина, в которую можно войти — попав на выставку концептуалистов, зритель оказывается внутри произведения. Прежний опыт — стоять перед картиной (произведением) и смотреть внутрь рамы, оставаясь зрителем из зала, глядящим на сцену — в этой традиции бывает искусно подменен (не важно, инсталляцией ли, перформансом): нечто, созданное художником и помещенное в зал, не будучи монументальным по размерам, самим присутствием своим меняет пространство, которое и становится новым произведением, охватывая зрителя со всех сторон. Пережившие такой опыт искушенные зрители и в Куприянове ценили магический эффект, который дарили его произведения.

Вероятно, для тех, кто не представляет себе московскую, российскую арт-сцену 1980-х — начала 1990-х, важно сказать, что Куприянов был из числа немногих пионеров, использовавших новые материалы (не только новые для традиционного искусства, но придуманные в ХХ веке, в эпоху технологического развития цивилизации). Куприянов стал одним из первых работать с целлюлозными и полиэфирными пластиками, акриловым полимером, комбинировать стекло и дерево, полистирол (известный как пенокартон) и бумагу в своих произведениях. Перед ним не стояла задача изобрести новое сочетание материалов в искусстве, но сам выбор материалов был продиктован идеями, образами, которые предстояло воплотить. Его творчество — это борьба с веществом и гравитацией, основанная на знании сопромата и геометрии. Это создание формы, парадоксальной в своей простоте; формы, отменяющей тяжесть и плотность; формы, становящейся зыбкой и призрачной. Формы, которая развоплощает вещество.

Да, именно так. Владимир Куприянов, театральный режиссер по образованию, художник по жизни, работавший с фотокамерой с первых своих шагов в современном искусстве, уже к концу 1980-х становится на путь развоплощения фотографии до состояния тени, эха, в котором ему удается сохранить мощь первоначального образа и, в преломлении отражений в пространстве, еще более усилить ее воздействие, уведя образ из сферы переживания «здесь и сейчас» в эмпиреи вневременного (что вне искусства возможно ощутить, блуждая среди отражений зеркал в поисках мистического).

Одна из важнейших, может быть, ведущая тема в творчестве Владимира Куприянова — тема света. Если оптическая иллюзия никогда не становилась для него самоцелью, но была лишь средством воздействия на публику, то свет, столпом идущий из алтарного окна в соборе, падающий квадратами из окон на живопись в музейных стенах, блуждающий рябью отблесков в объемах архитектуры пакгаузов и заводов, скользящий, как вода времени, по найденным фотографиям… Это завораживало его. Казалось, наблюдая за светом, он мог отключаться от звуковой среды, от повседневности вокруг себя, переживая опыт соприкосновения с нетварным. Свет есть жест творения, но не создания вещественных сущностей. Его Владимир мучительно искал и мастерски воплощал в своих выставочных объектах. Наслаждаясь простотой их формы, трудно поверить, сколько расчетов и моделей в масштабе создавалось для каждой из поразительных в своем минимализме работ художника. <…>

Работу с визуальным Куприянов начинал с фотографии. Он пробовал себя в документальной (жанровой, используя терминологию 1980-х) фотографии, экспериментировал с концептуальными сериями, работал в дискурсе «искусства движения», пробовал ракурсы и широкоугольные объективы. В 1980-х его портретные серии в метро вступают в диалог с сериями Сергея Леонтьева и Андрея Чежина — впрочем, их вещи были отсняты чуть позже, в начале 1990-х. Спустившись в 1980-е в метро, Куприянов одним из первых заново открыл эти «сталинские дворцы миражей», как с легкой руки Гройса&Co их называли в просвещенных кругах в тот период. Но поиски Владимира сосредоточены не только на архитектуре — он буквально ощупывает множество тем, которые метро обильно вываливает перед оком объектива. Он проходит этап «концептуального» (в кавычках, поскольку оно было ироническим) разглядывания частей тела; поработав с телесностью и фрагментами как заместителем целого (в сериях «Летняя прогулка», «Ткани»), он оставил это коллекционирование Ольге Чернышовой, Дмитрию Гутову, Игорю Мухину. А сам пошел дальше. Перебирание тем в творчестве раннего Куприянова сродни освоению языка концептуальной визуализации. Освоено — следующее — сдан успешно экзамен — вперед, дальше. 

В начале 1990-х Куприянов создает цикл многосоставных панно, где фотография проходит через разъятие, и в разобщении фрагментов, обретении ими самости получает новые смыслы. Так рождаются его наиболее известные проекты «Не отвержи мене…», «Поминки». О связи этих произведений с романтической традицией позднесоветского искусства еще предстоит говорить и писать. Важно то, что, пройдя сквозь игольное ушко актуальности, Куприянов предъявляет почвеннические сюжеты и примеряет на современное искусство концепты древнерусской культуры — от символики до форм коммуникации. Ирина Чмырева

#90-е
Работы
Не отвержи мене отъ лица Твоего

Не отвержи мене отъ лица Твоего Печать на холсте. 183×437.5

Выставки
2021 Тень времени. Галерея pop/off/art. Москва
2009 Peeling Layers off Time. Gallery Barbarian Art. Цюрих. Швейцария
2008 Cast me not away from your presence. Gallery Impronte contemporary art. Милан. Италия
2006 Фасады Волги. ЦСИ «Арсенал». Нижний Новгород
2005 Glaube, Liebe, Hoffnung. Galerie & Edition J.J. Heckenhauer. Берлин. Германия
2005 Среднерусская античности. Страшный суд. Работы 1995-2005 гг. Фотопроект. ЦСИ «Арс-Форум». Ярославль; Русская галерея. Таллин
2004 Среднерусская античность. Страшный суд. Фотопроект. Галерея WAM. Москва
2004 Вера. Надежда. Любовь. Галерея VP. Москва
2003 Romantischer Zyklus. Empire Art. Майнц. Германия
2003 О восьмидесятых. 1981-1989. Московский дом фотографии. Москва
2002 Описи. Московский дом фотографии. Москва
2000 Лица. Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург
2000 Владимир Куприянов. Вена. 10 октября 1945 года. Архитектурно-строительный центр «Дом на Брестской». Москва
2000 Main Berg. ARCO 2000. Feria Internacional de Arte Contemporaneo. Мадрид. Испания
2000 Face. Queen Elizabeth II Conference Centre. Лондон. Великобритания
2000 24.07.1954, 15.09.1959, 15.04.61, 6.09.1964. Галерея «Риджина». Москва
2000 Exposotion personnelle. Galerie Carre Noir. Париж. Франция
1999 Россия – Сибирь – Губкинский. Музей освоения Севера, Губкинский, Западная Сибирь
1999 Les Infants. Галерея «Новая коллекция». Москва
1999 Провинция. Государственный центр современного искусства. Москва
1999 Персональный проект. Арт-Манеж 1999. ЦВЗ «Манеж». Москва
1998 Возвращение Времени. Дом архитектора. Нижний Новгород
1998 Среднерусский пейзаж. Музей освоения Севера. Губкинский. Западная Сибирь
1998 Территория. Palais Jalta. Франкфурт-на-Майне. Германия
1997 Власть – территория – искусство. Галерея «Сегодня». Москва
1996 ПредИстория. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1995 Эрмитаж. Галерея 21. Санкт-Петербург
1995 Photoarbeiten 1981-1995. Haus am Waldsee. Берлин. Германия
1995 Miniaturen. Galerue Inge Herrbert. Берлин. Германия
1994 О призрачном. Галерея «Школа». Москва
1992 Родионовы. Галерея «Школа». Москва
1991 Mittelrussische Landschaft. Forum Stadtpark. Грац. Австрия
1990 Mittelrussische Landschaft. Inter Art Agentur for Kunst. Берлин. Германия
1983 Персональная выставка в редакции «Строительной газеты». Москва
2017 Red Horizon. Contemporary Art and Photography in the USSR and Russia, 1960-2010. Колумбия
2016 19/92. Сначала. Московский музей современного искусства. Москва
2015 Грамматика свободы / пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+ Музея современного искусства в Любляне. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2014 Реконструкция. Часть II. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2012 ICONS. Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств. Краснодар; Музей современного искусства PERMM. Пермь
2009 1989-2009: Меняющийся мир – запечатленное время. Goethe-Institut. Берлин. Германия; Минск. Беларусь; Тбилиси. Грузия; Москва
2008 Красноармейская студия. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2007 Time of the Storytellers – Narrative and distant Gaze in Post-Soviet Art. Museum of Contemporary Art KIASMA. Хельсинки. Финляндия
2007 Progressive Nostalgia. Centro per l’arte contemporanea Luigi Pecci. Прато. Италия
2007 Returning of Memory. Kumu Art Museum. Таллин. Эстония
2007 On Geekdom. Benaki Museum. Афины. Греция
2007 Мыслящий реализм. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2006 Belief. Singapore Biennale 2006. Сингапур
2005 «Не БОЙСЯ». В рамках параллельной программы 1-й Московской биеннале современного искусства «Встретили меня стражи, обходящие город…». Москва
2005 Рефлексия. Государственный центр современного искусства. Москва
2005 Moscow Breakthrough. Academia Rossica. Лондон. Великобритания
2004 Москва-Berlin / Берлин-Moscau 1950-2000. Государственный исторический музей. Москва
2004 V Московская международная фотобиеннале. Москва
2003 Horizons of reality. MU HKA. Антверпен. Бельгия
2003 Neue Ansatze – Zeitgenossische Kunst aus Moskau. Дюссельдорф. Германия
2003 Москва-Berlin / Берлин-Moscau 1950-2000. Martin-Gropius-Bau. Берлин. Германия
2003 АRT Конституция. Московский музей современного искусства. Москва
2002 Moskvos Laikas. Siolaikinio Meno Centras. Вильнюс. Литва
2002 IV Московская международная фотобиеннале. Москва
2001 В пространстве традиции. Томский областной художественный музей. Томск; Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова. Красноярск; Кемеровский областной музей изобразительных искусств. Кемерово; Новосибирская областная картинная галерея. Новосибирск; Ульяновский областной художественный музей. Ульяновск; Волгоградский музейно-выставочный центр. Волгоград
2001 Manufactory. Мода и стиль в фотографии. ВЗ «Новый Манеж». Москва
2001 Communication between the arts. The 1st Valencia Biennale. Валенсия. Италия
2001 The Art of the Eastern Europe. Orangerie Congress. Инсбрук. Австрия
2000 Выставка современного искусства. Ивановский художественный музей. Иваново
2000 Сериалы. ЦВЗ «Манеж». Москва
2000 III Московская международная фотобиеннале. Москва
2000 2000+ ARTEST Collection. Museum of Modern Art. Любляна. Словения
2000 Грани. Кемеровский областной музей. Кемерово; Курганский областной музей. Курган; Новосибирская картинная галерея. Новосибирск2000 Instrumenta. Искусство пользы. ВЗ «Новый Манеж». Москва
1999 Рабочие в изобразительном искусстве и фотодокументах. ВЗ «На Солянке». Москва
1999 ВХУТЕМАС. Центр «Арс Форум». Ярославль
1999 Проекции из России. Улан-Батор. Монголия
1999 АСТ 99. Art-communication tour. Galerie der Universitat fur Gestallung. Линц. Австрия; ЦВЗ «Манеж». Москва
1999 Вдохновение легкости. Художественный центр «На Неглинной». Москва
1999 Transformation. Mostra Internazionale d’arte contemporanea. Венеция. Италия
1999 Евразийская зона. Арт Манеж’ 99. ЦВЗ «Манеж». Москва
1999 R1 – вдохновение легкости. Московский центр искусств на Неглинной. Москва
1998 Фауна. ВЗ «Новый Манж». Москва; Galeria Sztuki Wspolczesnej Zacheta. Варшава. Полььша
1998 Новый ВХУТЕМАС. ЦВЗ «Манеж»; Центральный дом художника. Москва
1998 А.С.П. посвящается. ЦСИ «Арс Форум». Ярославль; Муниципальная художественная галерея. Кострома; Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей завоведник. Плес; Нижегородский художественный музей. Нижний Новгород; Нижнетагильский художественный музей. Нижний Тагил; Екатеринбургский областной музей изобразительных искусств. Екатеринбург; Государственный художественный музей им. Нестерова. Уфа; Самарский художестенных музей. Самара; Казанский музей изобразительных искусств. Казань
1998 II Московская международная фотобиеннале. ЦВЗ «Манеж». Москва
1998 Transformation. Mostra Internazionale d’arte Contemporanea. Teatro Miela. Триест. Италия
1998 Aufbrunch – Die Neue Russische Fotografie. Erholungshaus der Bayer AG. Леверкузен. Германия
1998 Фотография моды. Мода в фотографии. Россия. 1990-е. ЦВЗ «Манеж». Москва
1998 Поэзия и фотография. Музей фотографический коллекций. Галерея А-3. Москва
1998 Арт Манеж 1998. ЦВЗ «Манеж». Москва
1997 Москва 1980-1990. В рамках фото-фестиваля «История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов. ЦВЗ «Манеж». Москва
1997 Россия мнимая и настоящая. Выставка московских художников. Российский культурный центр. Будапешт. Венгрия
1997 Expoзиция. Открытый музей. Красноярская музейная биеннале. Красноярск
1997 Фоком 97. Выставка-фестиваль новой визуальной культуры. Центральный дом художника. Москва
1996 Способы разрешения исчезающих малых величин. Галерея XL. Москва
1996 Die Wiederkehr des Vergangenen Ende der Utopien? Ist. ARS BALTICA Triennale der Photokunst. Шлезвиг. Берлин
1996 Назад к фотографии. ВЗ «Малый Манеж». Москва
1996 Habitus. Galerie Fotohif. Зальцбург. Автрися
1996 Ин-версия. Современные технологии в искусстве. Всероссийская промышленно-художественная выставка. Нижний Новгород
1996 Восточная Европа: Spatia Nova. IV Петербургская биеннале. Санкт-Петербург
1996 Multilingual Landscapes. Soros Center for Contemporary Arts. Вильнюс. Литва
1996 Face a ‘historie 1933-1996. Сentre Georges Pompidou. Париж. Франция
1995 ARS’ 95. Museet for Nutidskonst. Хельсинки. Финляндия
1995 Where is Abel, thy Brother? Galeria Sztuki Wspolczesnej Zacheta. Варшава. Польша
1995 FotoRaume. Landeskulturzentrum Salzau. Киль. Германия
1995 Beyond the borders. Kwangju Biennale. Кванчжу. Корея
1995 Interregnum. Russische Kunst zur Zeit. Kunsthalle. Нюрнберг. Германия
1995 Photo-reclamation: New Art from Moscow and Saint Petersburg. The Photographers’ gallery. Лондон. Великобритания
1995 Zeitgenossische Fotokunst aus Moskau. Academie der Kunste. Берлин. Германия
1995 Mesiac Fotografie. Month of Photography. Братислава. Словения
1994 Гамбургский проект. Центр современного искусства. Москва
1994 Photo-reclamation. New Art from the former Soviet Union. John Hansard Gallery. Саутшемптон. США
1994 Europe’ 94. Junge europaische Kunst in Munchen. Kongress-zentrum MCC. Мюнхен. Германия
1994 Искусство современной фотографии. Россия, Украина, Белоруссия. Центральный дом художеника. Москва
1994 Новые территории искусства. Красноярский культурно-исторический музейный комплекс. Красноярск
1994 Fur F.N.Nietzche in der bildenden Kunst der letzten 30 Jahre. Stiftung Waimarer Klassik. Schloss Belvedere. Веймар. Германия
1993 Krieg. Osterreichische Triennale zur Fotographie. Neue Galerie am Landesmuseum Joanneum / Forum Stadtpark. Грац. Австрия
1992 Rauma Biennale Balticum ’92. Kunstmuseum. Раума. Финляндия
1992 Internationale Foto-Triennale. Эсслинген. Германия
1992 III International Istanbul Biennial. Стамбул. Турция
1992 Litsa. Contemporary Portrait Photography from Russia, Byelorussia and Ukraine. Foundation «CIRC». Амстердам. Нидерданды
1991 Heimat. Galerie Wewerka & Weiss. Берлин. Германия
1991 Photo Manifesto. Fine arts Gallery & Avram Family Gallery. Long Island University. Соутгемптон. США
1990 Логика парадокса. Дворец молодежи. Москва
1990 Contemporary Photography from USSR. Walker, Ursitti and McGuiness Gal. Нью-Йорк. США
1990 Op-positions: Commitment and Cultural Identity in Contemporary Photography. II International Biennale of Photography. Center for photography. Роттердам. Нидерланды
1990 The Missing Picture. Kupreyanov, Mikhailov, Piganov, Serebryakova, Shulgin. Massachusetts Institute of Technology. Visual Art Center. Кембридж. США
1989 Фотомост. Клуб авангардистов. ВЗ «Пересветов переулок». Москва
1989 I Internationale Phototriennale. Villa Merkel. Эсслинген. Германия
1989 150 лет фотографии. ЦВЗ «Манеж». Москва
1988 Zeitgenossische Sovjetische Photographie. Photographie-Museum. Лозанна. Швейцария
1988 Книжная графика. Центральный дом художника. Москва
1988 Экспозиция сегодняшнего художественного сознания. Галерея М’АРС. Москва
1987 Фотоэкспозиция. Творческое объединение «Эрмитаж». ВЗ «Беляево». Москва
1986 Всесоюзная выставка книжной графики. Центральный дом художника. Москва
1985 Портрет. Дом художника на Кузнецком мосту. Москва
1984 Графика в городе. Центр технической эстетики. Москва
1981 Пять молодых фотографов. Молодежный клуб «Радуга». Москва