1980
Художник из Самары. Организатор группы «Лаборатория». Создает видеоарт, объект и живопись. Ставит эксперименты, создавая произведения «на грани»: они могут читаться и как абстракции, и как фигуратив. Исследует восприятие искусства зрителем. Номинант премии Кандинского (2007, 2008, 2016), лауреат премии «Инновация» (2018). Vladey
Работы Владимира Логутова находятся в The Museum of FRAC Bretagne (Брест. Франция), Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Фонде «Сфера» (Москва), Stella Art Foundation (Москва), Красноярском музейном центре и частных собраниях. ...
Владимир Логутов обратил на себя внимание как художник видео-арта и во второй половине 2000-х довольно быстро получил известность. Его волновали вопросы психогеографии — направления французской социальной психологии и философии 1950–1960-х годов, развивавшегося художественно-политическим движением «Ситуационистский интернационал» и его лидером Ги Дебором, изучающего психологическое воздействие городской среды. С друзьями-художниками Логутов создал группу «Лаборатория», которая занималась в Самаре различными культурными проектами, в том числе устраивало «дрейфы»: способ исследования города по новым правилам, включающий специально разработанные маршруты, фиксацию ощущений, сбор данных, — все это должно было противостоять урбанистической агрессии. Эти размышления отразились в видеоработах Логутова.
Затем к видео прибавились объекты и инсталляции, а потом еще и опыт куратора. Однако начинал Владимир Логутов как живописец и график, получив классическое художественное образование: в 1996–2001 годах учился на факультете живописи в Художественном училище, в 2002–2006 годах — на факультете изобразительного искусства Самарского социально-педагогического университета. Поэтому неудивительно, что спустя некоторое время он опять обратился к традиционным медиа. Помимо живописи и графики, в 2010-х Логутов занимается скульптурой: здесь главной для него является линия, он работает с формой и динамикой графических структур, воплощая их в монументальных материалах, таких, как сталь. По итогам нового витка творчества его вновь ожидает успех — персональный выставочный проект «Следующий уровень», прошедший в 2017 году в Центре современного искусства «Винзавод», получил премию «Инновация». Выставка была совокупностью совсем новых произведений и проектов прошлых лет, среди которых проект «Встречи», показанный в 2015 году в галерее «Риджина». Картина, ее бытование и восприятие зрителем были в ней главной темой.
Картина у Логутова — это весьма широкое понятие: он называет картинами свои видео, потому что они всегда намеренно бесконечны и не нарративны; изучает различные аспекты изобразительности — картина в его проектах предстает не только сама по себе, но и попадает внутрь других изображений и даже инсталляций, которые по сути оказываются небольшими экспозициями. То есть самым важным для Логутова является то, что картина именно изображается. Другой важный вопрос, как эта картина воспринимается зрителем. Художник нередко ставит эксперимент, создавая произведения «на грани»: они могут читаться и как абстракции, и как фигуратив. Так, один из важных мотивов — пустой центр в прямоугольном обрамлении различных цветов — может интерпретироваться и как абстракция, и как вполне конкретный пустой экран или незаполненный холст.
Зритель важен для всякого художника, но Логутов уделяет ему в своем творчестве особое место. В ранних видео он заставлял смотрящего застрять перед экраном на какое-то время, сосредоточиться, сфокусировать свое внимание на мелочах за счет просчитанного внедрения в относительно монотонную картинку едва заметных деталей. А в первой живописной серии под названием «Тени» (2007) он сделал зрителей непосредственными участниками события, изображая их тени, отброшенные на картины. На выставках холсты обретали еще одни, уже реальные тени посетителей, смотрящих на них. Получался эффект двойного присутствия, а точнее, его следов. Исследование взаимоотношения зрителя и картины продолжилось затем в проектах «Встречи» (с 2013) и «Следующий уровень» (2017) и длится поныне.
В проекте «Встречи» (2015), в котором Логутов продолжает анализировать взаимодействия произведения искусства со зрителем, одна из работ называется «Не картина на выставке, а выставка на картине». Изображены на ней две концептуальные картины, на которых всего только и имеется, что эти самые слова, а перед полотнами стоит девушка и внимательно в них всматривается. В этом и заключается главная идея проекта. Где в конечном итоге встретятся сами картина и зритель — или же их изображения? Vladey
Из серии «Руины индустриального» 2021. Сталь, бетон. 220×70×70
2021 Открытая мастерская. Фонд «Сфера». Москва
2018 Следующий уровень. Aperto Raum. Берлин. Германия
2017 Следующий уровень. ЦСИ «Винзавод». Москва
2016 Встречи. Музей современного искусства PERMM. Пермь; ЦСИ «Арсенал». Нижний Новгород
2015 Встречи. Галерея «Овчаренко». Москва
2013 Риуны индустриального. Галерея «Овчаренко». Москва
2013 Формальный отношения. Диалог: Эрик Булатов - Владимир Логутов. Галерея международного университета. Москва
2011 Внимание. Красноярский музейный центр. Красноярск
2011 Встречи. Центр искусств «Арт-проганда». Самара
2010 Внимание. Галерея «Х.Л.А.М.». Воронеж
2009 Boom. Галерея «Риджина». Москве
2009 Ностальгия по живописи. Галерея «Виктория». Самара
2009 Вертикали. Галерея Марата Гельмана. Москва
2008 Взаимопроникновение видимого и реального. Galerie Stanislav Burgen. Париж. Франция
2007 Дополнительный элемент. Stella Art Foundation. Москва
2006 Ожидание. Фонд «Современный город». Москва
2006 Парк. Галерея 2018 Следующий уровень. Aperto Raum. Берлин. Германия
2006 Episode, Twilight. IkonGallery. Бирмингем. Великобритания «Рефлекс». Москва
2006 Episode, Twilight. IkonGallery. Бирмингем. Великобритания
2022 Волга: маршрут перестроен. ЦСИ «Смена». Самара
2021 Новое открытие Севера. 1-ая Коми биеннале. Сыктывкар.
2021 Сырое и приголовленное. Этнографический музей. Санкт-Петербург
2020 2-ая триеннале современного российского искусства. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2020 Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2020 ЗНРСО. Галерея «Виктория». Самара
2020 Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху снизу. Галерея «Овчаренко». Москва
2019 После нас. Специальный проект 5-ой индустриальной биеннале современного искусства. ГЦСИ. Екатеринбург
2019 Среднерусский дзен. Momentum. Берлин. Германия
2019 Нежные касания цифровых тел. Галерея «Виктория». Самара
2019 Старые добрые 20-е. Заключительный авангард. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Москва
2018 Искусства 2000-х. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2017 По направление к источнику. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2016 Возможность быть другим. Государственный центр современного искусства. Москва
2016 Новое пространства. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Москва
2015 Ура! Скульптура! ЦСИ «Винзавод». Москва
2014 Contemporary Art from Russia. Cultural Communication Center. Клайпеда. Литва
2014 Наверху. Музей Москвы. Москва
2014 Молоко без бутылки. ЦСИ «Арсенал». Нижний Новгород
2014 Время мечтать. 4-я молодежная московская биеннале. Музей Москвы. Москва
2013 Трудности перевода. В рамках 53-й Венецианской биеннале. University Ca’Foscari. Венеция. Италия
2013 Heavy metal. ЦСИ «Винзавод». Москва
2013 Невесомость. Музей «Рабочий и колхозница». Москва
2013 Искусство сегодня. Гаага. Нидерланды
2012 Шоссе энтузиастов. 13-я архитектурная биеннале в Венеции. Casa dei Tre Oci. Венеция. Италия
2012 Невидимое. 4-е триеннале в Гуанчжоу. Музей искусств Гуанчжоу. Китай
2012 Потерянные в трансформациях. Городская галерея г.Киль. Киль. Германия
2012 Текучесть. Фестиваль фильмов во Владивостоке. Владивосток
2012 Video art in Russian. Gallery Nina Lumer. Милан. Италия
2012 Сатурналия. Институт «Открытое общество». Тбилиси. Грузия
2011 Modernikon. Contemporary art from Russia. Casadei Tre Oci. Venice Biennale. Венеция. Италия
2011 Философы и рабочие. Московская школа управления «Сколково». Сколково. Московская обл.
2011 Почему я люблю ее. Самарский художественный музей. Самара
2010 Modernikon. Contemporary art from Russia. Fondazione Sandretto re Rebaudengo. Турин. Италия
2010 L’oeil arpenteur. Galerie Art & Essai. Рен. Франция
2010 Визави. Государственный центр современного искусства. Москва
2010 Россия сегодня: Видеоискусство из новой России. Gallery Nina Lumer. Милан. Италия
2010 Techno Russia. Russian video art. Центральный дом художника. Москва
2010 Russian art. Espace Croix-Baragnon. Тулуза. Франция
2010 Русские художники: искусство: искусство в превосходной степени. ЦСИ г. Меутас. Франция
2010 Объекты в зеркале ближе чем они кажутся: видеоарт в России. Прага. Чехия
2009 Завоеванный город. Галерея «Риджина». Москва
2009 Get Connected. Kunstlerhaus Wien. Вена. Австрия
2009 Видение. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2009 История российского видеоарта. Том 2 (1995-2005). Московский музей современного искусства. Москва
2009 VIS. Vienna independent shorts. Вена. Австрия
2009 Трансфер. Галерея «Марс». Москва
2009 Видеоформат. Государственный центр современного искусства. Москва
2009 Россия 21. Современное русское искусства. Pinchuk Art Centre. Киев. Украина
2008 Я люблю тебя, Вена. Звезды российского видеоарта. Аэропорт Вены. Вена. Австрия
2008 Clinch / Cross / Cut. Team 404 & John Armleder. Нью-Джерси. США
2008 Радикальная повседневность. Gallery Burgasse 21. Вена. Австрия
2008 Digital Media 1.0. LaNau. Валенсия. Испания
2007 Урбанический формализм. В рамках 2-й московской биеннале современного искусства. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Mayflies. Site gallery. Шеффилд. Англия
2006 Свобода - несвобода. 20 лет спустя. Gallery Chameleon. Уолсолл. Великобритания
2006 Урбаническая психология. Amnesia Arts gallery. Потенца. Италия
2004 Мемория. Московский музей современного искусства. Москва
2004 Еда: между Европой и Азией. 3-я международная ширяевская биеннале. Ширяево. Самара