Владимир Немухин

1925—2016

Владимир Немухин — Коллекция фото: пальмин игорь

Участник Лианозовской группы. Начинал с экспериментов в фигуративности, кубизме, лирической абстракции. С 1965 мотив игральной карты организует пространство живописи, графики, ассамбляжа: абстракции становятся пасьянсами на ломберных столах, появляется портрет «карточного персонажа» (валет, джокер) и метафизические сцены. Создавал минималистскую скульптуру. Vladey

Работы Владимира Немухина находятся в Museum Ludwig (Кельн. Германия), The Stedelijk Museum (Амстердам. Голландия), Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Джерси. Нью-Брансуик. США), Kolodzei Art Foundation (Хайленд-парк. США), The Museum of Modern Art (Нью-Йорк. США), The Metropolitan Museum of Art (Нью-Йорк. США), Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Русском музее и других собраниях.

Владимир Немухин родился в 1925 году в Москве. С художественной атмосферой, царящей в древней российской столице, прочнейшим образом связано его творчество. В биографии Владимира Немухина, как и в биографии почти каждого художника, можно выделить три вполне стереотипных фактора, повлиявших на его искусство. Первый — сам типичный для русского поэта и художника, — разумеется любовь к сельскому пейзажу, к естественному миру природы, воспитанная с детства. Комплекс деревенского быта, органически вошедший в его жизнь в связи с ежегодным пребыванием летом в Приулках на Оке, в доме, наследуемом родителями. Здесь в период обучения он пишет этюды в духе Левитана <…> и часами просиживает с удочкой на берегу или в лодке. <…> Второй фактор … — это знакомство и почти десятилетнее дружески-приватное обучение у Петра Соколова, которое не только заменило Немухина академию, но и в необходимый момент дало возможность мгновенного восприятия нонфигуративной эстетики, до сих пор так и остающейся за порогом официального искусства. И наконец, третий, прозвучавший как призыв к эстетическому бунту в среде сверстников — единомышленников Владимира Немухина. Это первая непосредственная встреча «жаждущих утоления» с абстрактным экспрессионизмом в 1957 году на выставке Международного фестиваля молодежи в Москве. Это свежее и неожиданное знакомство с новыми или скорее забытыми формами искусства пробудило те слои творческой энергии Владимира Немухина, которые уже целое десятилетие томились в нем подспудно, не выявляя себя. Поэтому уже в 1957 году Немухин создает сразу серию сельский и городских абстрактных пейзажей, всегда подчиненных какой-то единой тональности, на которых сквозь сетку вибрирующих цветовых пятен проглядывают слабые очертания предметного мира. С этого момента в жизни Владимира Немухина начинается усиленная осознанная работа по пониманию и постижению абстрактного. В пластическое мышление художника входит музыкальной мир Василия Кандинского с его понимаем «духовного» с его законом главного эстетического принципа «внутренне необходимости». Тогда Владимир Немухин создает многочисленные серии композиции по колористической и ритмической организации цветовых и линейных пятен в пространстве. Он «обучается» в разной технике: масле, темпере, акварели, карандаше («обучение» — термин самого художника). Принцип построения композиции 1960-1965 годов чисто музыкальный, поэтому многие из них указывают на прямую соотнесённость с музыкальными формами. Типичной для этого периода работкой является «Ноктюрн» (холст, масло. 1961-1962). Ряд произведений этого времени имеют вертикально-крестообразную основу построения, через которую сегодня угадывается символика доминирующего, глубоко иррационального жеста художника. Рассматривая по фотографиям холсты того времени, мгновенно замечаешь, как на первый план вырывается активная проработка центровых вертикалей, усеченных коротким горизонтальным лучом, а в мятежной глубине цветовых и линейных переплетений ощущение свечение крестов. В период «обучения» у Кандинского художник создал восемь двухметровых холстов, которые в его малогабаритном помещении смотрелись как фрески Джексона Поллока. Рождение же своего «я» художника Владимир Немухин скромно связывает с 1965 годом, когда в его творчестве возникает новая тема, которую он осознает как свою собственную. Этой темой окажутся игральные карты.

Символика карты многозначна. В мифологии латышей карта — богиня судьбы. Видимо, отсюда она и перекочевала в мифологию других европейских и славянских народов. С одной стороны, рок, судьба, грозное предзнаменование, светская игра и азартная страсть — весь этот комплекс смыслов определит мотивы русской классической литературы, вошедшие в произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя. С другой стороны, в начале ХХ века орнаментальная, колористическая, игровая эстетика карт ляжет в основу композиций Ольги Розановой и некоторым образом в дальнейшем укажет направление поисков группы художников, именовавшей себя «Бубновый валет». Но в отличите от бубнововалетнцев, видимо, чуравшихся самой магии карт, Владимир Немухин рискнет включить в свою эстетику одновременно и фатальный, и орнаментальный пласты их жизни. В 1965->985 годах он создаст целую серию вариантов карточных комбинаций в масляной, акварельной и коллажной технике. Многим работам Немухина свойственна золотисто-коричневая тональность, в которой словно затонули черные и красные магические знаки карт. В их фатальной орнаментике улавливается абстрактная повторяемость бесконечности, в то время как почти конкретная материальность каждой отдельной карты обнаруживает осязательную предметность. Гармония и тишина «Пасьянсов» и «Карточных домиков» Владимира Немухина создаются ритмикой единообразного повторения формы карты, слабо мерцающей в погруженном пространстве. 

Однако эта почти медитативная пасьянсовая фресковость и ковровая орнаментальность взрываются художником. И здесь начинает совершаться работа как бы совсем иного рода. Владимир Немухин гармонизирует незавершенности. Игра сознания подвергается испытанию фатальности. То ли роковая символика карт, то ли сама мятущаяся натура художника, хранящая в себе исключительный дар экспрессивного жеста, время от времени заторможенного, будет периодически требовать бунта.

В ковровоорнаментальную плоскость карточных пасьянсов Владимир Немухин включит обломки предметов и видоизменит поверхность, на которой располагался тот или иной карточный натюрморт. Эти поверхности разнообразны: от геометрищованного ломберного орнамента-маркетри до дощатых фактур с надписью «Не кантовать». <…> Так карточный натюрморт обернется портретом. Карты, тем или иным образом брошенные, вместе с краской и экспрессивными линиями, направленными жестом мастихина, породят целую серию портретов под названием «Валет бубновый». <…> 

Серия «Валет бубновых», возникшая в период 1967-1970 годов, замет перейдет у Владимира Немухина в серию более респектабельных «Джокеров». Таким образом, продолжая варьировать мотив карты, художник использует его и по сей день. От работы «Десятка пик» (1964) или более поздней «Семерки бубен» через фресковость карточных пасьянсов он действительно придет к новому пониманию гармонии. Гармонизирую заведомо конфликтные фактуры, линии, орнаменты, пятна, энергию жестов, он часто пускается в рискованное проигрывание музыкальной партии с неизвестным исходом. <…> 

В многоголосом хоре гармонично разложенных и экспрессивно раскинутых карт за каждым, испытывающим таким образом свою судьбу, встает фигура глубоко одинокого художника. Его живописные работы 1980-х годов часто абсолютно белые. Они лишены экспрессии. Линии, ритмические порезы, пятна, зеркально повторяющие форму карты, сама карта размещены художником в пространстве картины, отождествленном с поверхностью ломберного стола почти с математической точностью. Работы поражают совершенством сделанного, шокируя поклонников экспрессивного жеста Немухина. 

Просматривая в некой ретроспекции все творчество художника, согласно той извечной формуле, по которой концы и начала всегда сходятся, улавливаешь конструктивное сходство его ранних набросков и поздних работ. Сходство дает толчок открытию: в Немухина всегда был жив дух конструктивного начала, но оно периодически пряталось в тени, уступая место свободной импровизации. Галина Маневич

#50-60-е
Работы
Игра в петуха

Игра в петуха 1970. Бумага, гуашь. 62х51

Незаконченный пасьянс

Незаконченный пасьянс 1968. Холст, масло, смешанная техника. 99.5х85.7

Джокер

Джокер 1965. Бумага, уголь, пастель. 79х59

Композиция

Композиция 1965. Картон, масло, смешанная техника. 70х90

Выставки

2019 Владимир Немухин. Метафора игры. Галерея «Долгоруковская 29». Москва
2016 Vladimir Nemukhin Retrospective. Kunsthalle Jesuitenkirche. Ашаффенбург. Германия
2015 Владимир Немухин. Грани формализма. Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция. Московский музей современного искусства. Москва
2010 Владимир Немухин. Скульптура. Галерея «Романовъ». Москва
2004 Vladimir Nemukhin. Gallery Piotra Nowickiego. Варшава. Польша
2003 Vladimir Nemukhin. Gallery Editions Simoncini. Люксембург
2003 Владимир Немухин. Немецко-русский дом. Калининград. Россия
2003 Владимир Немухин. Дом-музей Германа Брахерта. Светлогорск. Россия
1999 Vladimir Nemukhin. Galerie Sandmann. Берлин. Германия
1999 Vladimir Nemukhin. Gallery Mimi Ferzt. Нью-Йорк. США
1998 Vladimir Nemukhin. Galerie Sandmann. Берлин. Германия
1998 Vladimir Nemukhin. Российский дом науки и культуры. Берлин. Германия
1996 Vladimir Nemukhin. Galerie Clara Maria Sels. Дюссельдорф. Германия
1994 Vladimir Nemukhin. Galerie Clara Maria Sels. Дюссельдорф. Германия
1994 Vladimir Nemukhin. Gallery Editions Simoncini. Люксембург
1994 Vladimir Nemukhin. Gallery Casino Knokke. Кнокке-Хейст. Бельгия
1993 Vladimir Nemukhin. Galerie Group 2. Брюссель. Бельгия
1993 Vladimir Nemukhin. Galerie В. Haasner. Висбаден. Германия
1992 Vladimir Nemukhin. Galerie Le Monde de l'Art. Париж. Франция
1992 Vladimir Nemukhin. Gallery Editions Simoncini. Люксембург
1991 Vladimir Nemukhin. Galerie Siegert. Базель. Швейцария
1990 Vladimir Nemukhin. Galerie Nawrocki. Кельн. Германия
1990 Vladimir Nemukhin. Galerie Clara Maria Sels. Дюссельдорф. Германия
1989 Vladimir Nemukhin. Galerie lsle Lommel. Леверкузен. Германия
1989 Vladimir Nemukhin. Gallery Coldman-Crafr. Чикаго. США
1984 Владимир Немухин. Дом культуры Института атомной энергии имени И.В. Курчатова. Москва

2021 Игра в крестики-нолики, или опыт создания коллекции за один год. Ярославский художественный музей. Ярославь
2019 
Свободный полет. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2016-2017 Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2011 К вывозу из СССР разрешено ... Московский нонконформизм из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, и частных коллекций. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2011 Му privacy. Из коллекции Евгения Семенова. Государственный центр современного искусства. Москва
2010 Summa Summarum. Государственный центр современного искусства. Москва 
2010 Gallery Selections. Ober Gallery. Кент. США 
2010 Всегда другое искусство. Избранные произведения из коллекции Виктора Бондаренко (куратор Сергей Попов). Государственный музей современного искусства РАХ. Москва
2010 RUSSIE! memoria/mistificazione/immagihario. Arte russa del '900 dalle collezioni Morgante е Sandretti. Са' Foscari Esposizioni. Венеция. Италия 
2009 Selections from the Claude and Nina Gruen Collection of Contemporary Russian Art. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
2009 Papiers Russes. Galerie Blue Square. Париж. Франция
2009 Коллекция и архив Вадима Захарова. Государственный центр современного искусства. Москва
2009 Традиции нонконформизма. Московский музей современного искусства. Москва
2008 Невидимое. Галерея «Проун». Москва
2008 Russian Art of the 20th century from Private «Традиция нонконформизма». Из частного собрания Иосифа Бадалова. Московский музей современного искусства. Москва
2008 Взгляд из прошлого. Центральный дом художника. Москва. 
2008 Moscow - New York = Parallel Play. From the Kolodzei Art Foundation Collection of Russian and Eastern European Art. Chelsea Art Museum. Нью-Йорк. США
2008 Aspei-transmental - восток/запад. Музей Анны Ахматовой. Санкт-Петербург 
2008 Russian Avant-Garde. Roots of the Otten Collection. Otten Kunstraum. Хоэнемс. Австрия
2008 Druha ruska avantgarda. Nonkonformisti zo zbierky Bar-Gera. Slovenska Narodna Galeria. Братислава. Словакия
2007 Пятьдесят на пятьдесят. Живопись и графика из коллекций М. Алшибая и М.Курцера. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва 
2007 Россия - родина слонов. Галерея pop/off/art. Москва 
2007 Нонконформисты на Красной площади. Государственный исторический музей. Москва
2007 Москва - Нью-Йорк. Сеанс одновременной игры. Государственный центр современного искусства. Москва.
2007 16 Collages Russes. Galerie Blue Square. Париж. Франция 
2006 Russische Souvenirs. Bilder und Bucher aus Moskau und Sankt Petersburg. Zentrum fur interdisziplinare Forschung. Билефельд. Германия
2006 Время перемен. Искусство 1960-1985 гг. в Советском Союзе. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2006 Now. Ober Gallery. Кент. США
2006 Vom Tauwetter zur Perestrojka. Galerie Sandmann. Берлин. Германия
2006 Gegen Kandinsky. Museum Villa Stuck. Мюнхен. Германия
2005 Avantgarde im Untergrund. Russische Nonkonformisten aus der Sammlung Bar-Gera. Kunstmuseum. Берн. Швейцария 
2005 New Acquisitions from the Claude and Nina Gruen Collection of Contemporary Russian Art. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers Univeristy. Нью-Джерси. США 
2005 RUSSIA! Solomon R. Guggenheim Museum. Нью-Йорк. США
2005 Perestroika + 20: Selections from the Kolodzei Collection of Russian and Eastern European Art. Harriman lnstitute. Columbia University. Нью-Йорк. США 
2004 Non-Konformisten aus Moskau. Ludwig Museum. Кобленц. Германия
2003 Московская абстракция. Вторая половина ХХ века. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2003 Zuflucht Kunst. Moskauer Maler der 50er bis 80er Jahre. Galerie Sandmann. Берлин. Германия
2003 From Leningrad to St. Petersburg: Selections from the Kolodzei Art Collection. Chelsea Art Museum. Нью-Йорк. США 
2001 Направление: Восток. На пути к Гималаям. В рамках акции Восток. Север. Запад. Юг. ВЗ «Новый Манеж». Москва
2001 Нонконформисты 1955-1988. Второй русский авангард. Хроника. Картины и фотодокументы из собрания Бар-Гера. Самарский областной художественный музей. Самара. Московский музей современного искусства. Москва
2001 4 + 4: Two Generations of Russian Avant-Garde. Из коллекции Колодзей. Mimi Ferzt Gallery. Нью-Йорк. США
2001 Абстракция в России. ХХ век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург 
2000 Nonkonformisten 1955-1988. Die zweite russische Avantgarde. Chronik. Bilder und Fotodokumente aus der Sammlung Bar-Gera. Markisches Museum der Stadt Witten. Виттен. Германия
1999 Kunst in Untergrund. Nonkonformist Kunstler aus Sovjet Union. The Albertina Museum. Вена. Австрия
1999 Послевоенный русский авангард из собрания Юрия Трайсмана. США. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Государственная Третьяковская галерея. Москва. Miami University Art Museum. Оксфорд. США  
1999 Игра и страсть в русском изобразительно искусстве. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург 
1998 Лианозовская группа. Истоки и судьбы. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1998 Второй авангард. Графика. Галерея «дом Нащокина». Москва 
1997 Мир коллекционера. Взгляд современника. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва 
1997 Нонконформисты. Второй русский авангард 1955-1988. Albers Museum Quadrat. Боттроп. Германия
1996 Нонконформисты. Второй русский авангард. 1955-1988. Из коллекции Бар-Гера. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Stadelisches Kunstinstitut. Франкфурт-на-Майне. Museum Morsbroich. Леверкузен. Германия
1995 From Gulag to Glasnost. Nonconformist Art from the Soviet Union. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
1995 Русские художники на Западе. Галерея Валентина Рябова. Москва
1994 Fluchtpunkt Moskaw. Ludwig Forum für lnternationale Kunst. Аахен. Германия
1994 Art Multiple. Galerie Bargera. Дюссельдорф. Германия
1993 Koln – Moskau. Lutz Teutloff Modern Art. Кeльн. Германия
1993 Нонконформисты - второй русский авангард. 1955-1988. Из коллекции Якоба и Кенды Бар-Гера. Art Hamburg. Гамбург. Германия
1992 Lianosowo. Museum Bochum. Бохум. Германия
1991 Современное советское искусство: от оттепели до перестройки. Коллекция современного искусства музея-заповедника «Царицыно». The Setagaya Art Museum. Токио. Япония
1990 ln the USSR and Beyond. The Stedelijk Museum. Амстердам. Нидерланды 
1990 Другое искусство. Москва. 1956-76. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1990 Three from Russia. Goldman's Art Gallery. Базель. Швейцария 
1990 Jakowlev, Jankilewskij, Nemuchin, Schteinberg. Galerie Clara Maria Sels. Дюссельдорф. Германия 
1990 Kunstlerbegegnung Ost-West. Galerie Meil3ner. Гамбург. Германия
1988 Zeitgenossische Malerei aus der Sowjetunion. Bilder und Arbeiten auf Papier. Galerie der Frie'drich-Ebert-Stiftung. Бонн. Германия
1988 Живу - вижу. Московское искусство 1980-х. Kunstmuseum. Берн. Швейцария
1988 Meine Zeit - Mein Raubtier. Kunstpalast. Дюссельдорф. Германия 
1989 Wiederstandsasthetik. Die Nichtoffizielle russische Kunst. Eine Bilanz: 1958-1988. Osteuropaisches Ku lturzentrum. Кельн. Германия
1989 Moskauer Nonkonformisten der 60er Jahre - heute. Galerie Alex Lachmann. Кeльн. Германия
1987 Funf russische Maler der Gegenwart. Galerie Die Westermuhle. Мюнхен. Германия 
1986 Soviet Art. The New Museum of Contemporary Art. Нью-Йорк. США 
1986 Contemporary Russian Art. Gettysburg College. Геттисберг. США
1986 Direct from Moscow. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк. США 
1985 Uberwundene Schranken. Gesellschaft zur Forderung der unabhangigen Kultur aus der UdSSR. Дахау. Германия
1985 Sept peintres russes. Galerie Marie-Therese. Париж. Франция 
1985 Восемь русских художников. Profile Gallery. Нью-Йорк. США 
1985 Дробицкий, 3верев, Калинин, Краснопевцев, Немухин, Плавинский, Харитонов, Штейнрг, Яковлев, Янкилевский. Выставочный зал на Малой Грузинской. Москва
1984 Unoffizielle russische Kunst. Meerbuscher Kultursommer. Меербуш. Германия
1984 L'Art graphique. Galerie Marie-Therese. Париж. Франция 
1984 Russians at present. Centre Culturel de la Villedieu. Вильдье. Франция
1984 11 у а dix ans. Musee d'Art Russe Contemporain. Монжерон. Франция
1983 Portrait, nature mort et paysage russe. Musee Russe en Exile. Монжерон. Франция 
1983 Unterdruckte Kunst aus Moskau. Мюнхен. Германия  
1983 Unofficial Art from the Soviet Union. Jewish Community Center. Скрантон. США 
1982 The Lianozov Gruppe. Museum of Soviet Unofficial Art. C.A.S.E. Museum of Soviet Unofficial Art. Cremona Foundation. Джерси-Сити. США
1982 Peintres contemporains d'U.R.S.S. Gorky Galeries. Париж. Франция 
1982 The Russian Still-Life and Portrait. Museum of Soviet Unofficial Art. Джерси-Сити. США 
1981 25 ans de l'art non-officiel. 1956-1981. Musee Russe en Exile. Монжерон. Франция. 
1980 Nonkonformists. Contemporary Commentary from the Soviet Union. Art Gallery University of Maryland. Мэриленд. США 
1980 Esposizione d'arte russa non-uffiziale. Salone Fieristico. Римини. Италия
1979 20 Jahre unabhangige Kunst aus der Sowjetunion. Museum Bochum. Бохум. Германия
1979-1980 Quinze de Russe. Galerie Virus. Лозанна. Швейцария  
1979 Moscou – Paris. Musee Russe en Exile. Монжерон. Франция
1978 New Art from the Soviet Union: The Known and Unknown. The Herbert F. Johnson Museum of Art. Итака. США 
1978 Aspetti е documentazione degli artisti non conformisti dell'Union Sovietica. MuseCivicdi Lodi. Salon е dei Notai. Лоди. Италия 
1978 Dix de Russie. Galerie Hardy. Париж. Франция
1978 10 russische Dissidenten. Ernst-Lemmer-lnstitute. Шарлоттенбург. Германия
1978 Contemporary Art from the U.S.S.R. Larakus Assembly Center. Питсбург. США 
1978 New Агt from the Soviet Union. The Arts Club of Washington. Kiplinger Editors Building. Вашингтон. США 
1977 Unofficial Art from the Soviet Union. lnstitute of Contemporary Art. Лондон. Великобритания
1977 Septembre de Moscou еп Suisse. Galerie Krause. Цюрих. Швейцария
1977 Les peintres non officiels de l'Union Sovietique. M.I.C. Galerie de la Pie. Сен-Мор. Франция 
1977 Art et matiere. Avec la participation des artistes russes contemporains. Orangerie du Luxembourg. Париж. Франция 
1977 Russian and Soviet Painting. An Exhibition from the Museums of the USSR. The Fine Arts Museums of San Francisco. Сан­-Франциско; The Metropolitan Museum of Art. Нью-Йорк. США 
1976 Bilder der in Russland nicht erwunschten nonkonformistischen Maler. Stadt Galerie Die Fahre. Заульгау. Германия
1976 Trentieme Salon des Realites Nouvelles. Parc Floral Vincennes. Париж. Франция
1976 La Peinture russe contemporain. Palais des Congres. Париж. Франция
1975 Russischer Februar'75 in Wien. Вена. Австрия
1975 Nonkonformistische russische Maler. Брауншвейг. Германия
1975 Nonkonformistische russische Maler. Sieben aus Moskau. Christian Brandstatter & Cie. Вена. Австрия 
1974 Progressive Stromungen in Moskau.1957-1970. Museum Bochum. Бохум. Германия
1974 Huit peintres de Moscou. Musee de peinture et de sculpture. Гренобль. Франция
1974 Kunstnere fra Moskva. Vallekilde Hojskole. Орхус. Дания
1974 Выставка произведений московских художников. Квартира А. Глезера. Москва
1971 10 kunstnere fra Moskva. Kobenhavns Kommunes Kulturfond I Samarbeide med Billedkunst­nernes Forbund Nikolaj. Копенгаген. Дания
1970 Alexej Smirnov und russische Avantgarde aus Moskau. Kontskigalerie Fourmiere Villa Egli-Keller. Цюрих. Швейцария.
1969 Nuova Scuola di Mosca. Galleria Pananti. Флоренция. Италия. 
1969 Выставка произведений Л. Кропивницкого, В. Немухина, Д. Плавинского, О. Рабина, Б. Свешникова. Институт мировой экономики и международных отношений. Москва
1969 Neue Schule von Moskau. Galerie lnterieur. Франкфурт-на-Майне; Galerie Behr. Штутгарт. Германия
1967 Выставка живописи и графики из собрания А. Глезера. Тбилиси. Грузия 
1967 Quindici giovani pittori moscoviti. Galleria 11 Segno. Рим. Италия. 
1967 А Survey of Russian Painting from Fifteenth Century the Present. The Gallery of Modern Art. Нью-Йорк. США
1967 Zwanzigstes Jahrhundert in der Russischen Кunst. The Gallery of Modern Art. Нью-Йорк. США
1965 The Fielding Collection of Russian Art. Arleigh Gallery. Сан-Франциско. США. 
1960 В. Немухин, А. Зверев, Д. Плавинский, А. Харитонов, О. Рабин, Л. Кропивницкий, В. Вейсберг, О. Целков, В. Яковлев, Д. Краснопевцев и др. Выставка в квартире Г. Костаки. Москва