Владимир Вейсберг

1924—1985

Владимир Вейсберг — Коллекция фото: игорь пальмин

Живописец неофициального советского искусства 60-80-х. Исследовал монохроматизм, возможности нюансов цвета, его психологию. Разрабатывая оттенки одного тона или гаммы, пытался свести цвет к изображению «белого на белом», добивался «невидимой живописи». Картины «белого» периода связаны с «метафизическим натюрмортом». Vladey

Работы Владимира Вейсберга находятся в Staatliche Kunstsammlungen Dresden (Дрезден. Германия), The Israel Museum (Иерусалим. Израиль), Tel Aviv Museum of Art (Тель-Ави. Израиль), Jane Voorhees Zimmerly Art Museum at Rutgers University (Нью-Брансуик. Нью-Джерси. США), Museum of Fine Arts (Берн. Швейцария), Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства (Москва), Музее ART4 (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) и других собраниях.

В московском искусстве 1950-1960-х годов Владимир Вейсберг был одной из самых заметных фигур. В юности художник посещал студию известного представителя художественного объединения «Бубновый валет» Ильи Машкова, в 1950-е годы прошел через этап увлечения импрессионизмом и постимпрессионизмом. Харизматичный педагог, Владимир Вейсберг, сумел объединить вокруг себя талантливых учеников, которые в дальнейшем развили его метод построения пространства с помощью сопряжения цветовых структур.

В конце ХIХ века «Оптика», как раздел физики, разделилась на два основных направления: раздел физики, рассматривающий явления, связанные с распространением

электромагнитных волн, и раздел, изучающий особенности восприятия зрения. Вопросы восприятия зрения волновали многих художников русского авангарда, в том числе Казимира Малевича и Михаила Матюшина, которые исследовали закономерности «изменяемости цветовых сочетаний» в Институте художественной культуры в Ленинграде в 1923-1926 годах. Владимир Вейсберг вместе с художником и физиком Борисом Отаровым также изучали колористическое восприятие в живописи. С рассказом о своих изысканиях Владимир Вейсберг выступил в 1962 году на конференции, организованной Академией наук.

Исследования возможностей цветового спектра должны были помочь Вейсбергу в решении проблемы изображения «Белого на белом» — натюрморт с таким названием был написан художником в 1961 году и определил его творческий метод. Но произведения Владимира Вейсберга не монохромны. При создании работ он использовал весь набор земляных (охра желтая, сиена жженая, умбра жженая) и спектральных красок, выстраивая изображение на тонких, едва уловимых цветовых и световых градациях. Художник работал над каждой картиной по многу сеансов, дорабатывая ее не частями, а всю целиком.

В серии натюрмортов начала 1960-х годов Вейсберг исследует пластическую природу «органических» форм. В работах «Фудзияма» 1963 года и «Две салфетки» 1964-го материальность предмета еще не преодолена художником, тогда как условность живописи натюрморта «Две ракушки» 1965 года уже во многом напоминает работы более позднего, «классического» периода художника. Вейсберг помещает ракушки на «белой» поверхности стола, добавляя в «органическую» композицию геометрическую фигуру-прямоугольник. Простые геометрические формы — куб, шар, цилиндр — Владимир Вейсберг часто использует в натюрмортах. В 1970-1980-е годы натюрморт, наряду с портретом, становится его основным жанром. В этот, «метафизический», период творчества Вейсберга его метод получает развитие — цвет, постепенно утрачивая материальность, растворяется до живописного пятна, исчезая в метафизике «белого» пространства.

#50-60-е
Работы
Композиция с семью предметами

Композиция с семью предметами 1979. Холст, масло. 45×57

Колонны

Колонны 1978. Холст, масло. 46×46

Кубы и две колонны

Кубы и две колонны 1977. Холст, масло. 55×55

Выставки

2022 Рисунки Вейсберга. Фонд In Artubus. Москва
2020 Венера и геометрия. Живопись Владимира Вейсберга. Галерея «Виктория». Самара
2019 Владимир Вейсберг. Ничего, кроме гармонии. Фонд In Artibus. Москва
2014–2015 Владимир Вейсберг. Влюблённый в классическое искусство. Фонд In Artibus. Москва
2006 Владимир Вейсберг. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
2002 Открытие зала Владимира Вейсберга в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
1998 Vladimir Weisberg. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
1997 Владимир Вейсберг. Галерея «Ангеликос». Москва
1994 Владимир Вейсберг. Государственная Третьяковская галерея. Москва; Государственный музей городской скульптуры. Санкт-Петербург
1994 Vladimir Weisberg. Gallery Red Art. Лондон. Великобритания
1988 Владимир Вейсберг. Выставочный зал Московского союза художников. Москва
1984 Vladimir Weisberg. Gorky Gallery. Париж. Франция
1979 Vladimir Weisberg. Tel Aviv Museum of Art. Тель-Авив. Израиль
1977 Vladimir Weisberg. Kupferstich-Kabinett. Дрезден. Германия
1975 Vladimir Weisberg. The Israel Museum. Иерусалим. Израиль

2022 В семье единой. Павлодарской областной художественный музей. Павлодар. Казахстан
2020 Ненавсегда 1968-1985. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2019 Идеальная коллекция. Музей ART4. Москва
2019 Под одним небом. Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород
2017 Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
2011 Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства в русском искусстве XIX-XXI веков. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2009 Традиция нонконформизма. Живопись, графика, скульптура и фарфор из коллекции Иосифа Бадалова. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Пятьдесят на пятьдесят. Живопись и графика из коллекций Михаила Алшибая и Марка Курцера. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
2003 Георгий Костаки и его время. Московский дом национальностей. Москва
2001 Акварель и время. Москва
2000 L'Arte Vietata in U.R.S.S. 1955 — 1988. Non-conformisti dalla Collezione Bar-Gera. Palazzo Forti. Верона. Италия
1999 Послевоенный русский авангард. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1998 Find 5 differences. Galley Red Art. Лондон. Великобритания
1997 Nonkonformisten. Die zweite russische Avantgarde 1955-1988. Sammlung Bar-Gera. Kulturabteilung Bayer. Берлин. Германия
1995 Выставка коллекции Александра Глезера. Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина. Москва
1995 From Gulag to Glasnost: Nonconformist Art from the Soviet Union. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Джерси. США
1993 Zweite Russische Avantgarde. Die Nonkonformisten. 1953-1983. Aus dem Sammlung Bar-Gera. Hamburg Messe. Гамбург. Германия
1991 Contemporary Soviet Art. The Setagaya Art Museum. Сэтагая. Япония
1990 Другое искусство. Москва 1956-1976. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
1989 Московское неофициальное искусство. Коллекция Леонида Талочкина. Самарский областной художественный музей. Самара
1988 Художественные произведения XVI-XX веков из собрания Гарига Басмаджяна. Государственная Третьяковская галерея. Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Живопись. Часть 2. Галерея «Беляево». Москва
1987 Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Живопись. Часть 1. Галерея «Беляево». Москва
1986 Научно-технический прогресс и изобразительное искусство. Центральный дом художника. Москва
1981 Nouvelles tendencies de l’Art Russe Non Officiel 1970-1980. Centre Culturel de la Villedieu. Эланкур. Франция
1981 New Tendencies of Unofficial Russian Art 1970-1980. Museum of Contemporary Russian Art. Нью-Джерси. США
1979 Biennale of Unofficial Russian Art. Association du Centre des Arts et Loisirs du Vesinet. Монжерон. Франция
1979 Moscou – Paris. Musee de l'art russe contemporain en exil. Монжерон. Франция
1979 Zwanzig Jahre unabhängige Kunst in der Sowjetunion. Museum Bochum. Бохум. Германия
1977 Unofficial Art from the Soviet Union. Institute of Contemporary Arts. Лондон. Великобритания
1976 L'art russe contemporaine. Palais des Congres de Paris. Париж. Франция
1975 Nonkonformistische Russische Maler. Kunstverein Freiburg. Фрайбург. Германия
1974 Huit Peintres Moscovites Contemporains. Musee de Grenoble. Гренобль. Франция
1966 Выставка семи. Московский союз художников. Москва
1958 4-я выставка произведений молодых художников Москвы. Центральный дом художника. Москва