Юрий Альберт

1959

Юрий Альберт — Коллекция

Представитель второго поколения московского концептуализма 1970-1980-х годов. Работает с живописью, графикой, фотографией, создаёт объекты и инсталляции. Его произведения ироничны и не претендуют на первичность: он часто использует цитирование, как один из фирменных приёмов. В своем творчестве размышляет об определении художника сегодня, о восприятии произведений публикой и о значении искусства в целом. Vladey

Работы Юрия Альберта находятся в Ludwig Museum (Будапешт. Венгрия), Ludwig Forum fur Internationale Kunst (Аахен. Германия), Duke University Museum of Art (Дарем, США), Jane Voorhees Zimmerly Art Museum at Rutgers University (Нью-Брансуик. Нью-Джерси. США), Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других собраниях. 

Юрий Альберт родился в 1959 году в Москве.  С 1974 по 1977 года брал уроки в мастерской Александра Меламида у его супруги Екатерины Арнольд для поступления в художественный вуз: Екатерина обучала Юрия Альберта писать натюрморты и гипсовые головы. Именно там впервые Альберт увидел работы основателей соц-арта Комара и Меламида. С 1977 по 1980 года учился на художественно-графическом факультете Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина.

В 1983 году стал членом Московского горкома художников-графиков на Малой Грузинской, 28 — независимого профсоюза художников, графиков и фотографов. Там же проходили выставочные проекты художников неофициального круга; в зале Горкома экспонировались работы таких авторов как: Дмитрий Плавинский, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Франциско Инфанте и другие. 

В начале 1980-х благодаря художнику-концептуалисту Никите Алексееву оформляется новое художественное движение — апт-арт. Изначально термин «АПТАРТ»  обозначал квартиру самого Алексеева, выступавшую как выставочное пространство для многих «подпольных» художников; одноименное название носила и первая выставка, проведенная там Алексеевым. В дальнейшем «апт-арт» приобрел более широкое значение, став целым направлением в рамках московского концептуализма: дословно «квартирное искусство» («apt.» — квартира,) обозначало особый тип художественного произведения, экспонирование которого предполагается в рамках небольшого пространства квартирной выставки. Нередко само произведение искусства заранее создается в адаптации к такому пространству. Участниками нового движения и выставок в квартире Никиты Алексеева стали Юрий Альберт, Константин Звездочетов, Сергей Мироненко, Андрей Монастырский, Андрей Филиппов, группы «Мухомор» и «ТОТАРТ» и другие. Художники не стремились заниматься «чистой» живописью и формотворчеством: саркастичные произведения являлись своеобразным «калейдоскопом» нутра позднесоветской жизни, интерактивно раскрывающими о политических и социальных реалии. «Экспозиционное пространство создавало своего рода инвайромент, когда зритель оказывался в почти полностью искусственной среде, где [все] можно было трогать, перелистывать, дергать и т. д» (Свен Гундлах). Юрий Альберт принимал активное участие в деятельности художников круга Алексеева в 1982-1984 годах: так, в 1983 году он участвовал в акциях «АПТАРТ в натуре» (29 мая 1983 год) и «АПТАРТ за забором» (25 сентября 1983 года). Первая была первой за очень долгое время выставкой на пленэре, где работы и среда работали преднамеренным образом: «Искусство должно было органично сочетаться с экспозиционными условиями, то есть работы задумывались такими, чтобы всем было ясно — их место — здесь, на этой поляне.» (Никита Алексеев). 

В этом же году Юрий Альберт создает работу «Я не Вадим Захаров» из серии «Я не…». Данная серия в первооснове отсылает к работе Рене Магритта «Это не трубка», где текстовое содержание противоречит с изображением, опровергая последнее. Отрицание «это не» сменяется на «не я», иронично обнажая зависимость художников от сравнения своего творчества с западными авторами, от утверждения собственной «инаковости», также — сожаление от непричастности к «аллее звезд» современного искусства. «В серии «Я не…» Юрий Альберт демонстрирует более персонифицированный, чем у Магритта, подход к проблеме апофатической идентификации. Отрицание «я не» прочитывается как cogito: «я не тот, за кого вы меня принимаете, следовательно, я есть я» (Виктор Агамов-Тупицын). 

В 1987 году был создан «Клуб авангардистов» (КЛАВА), членом-основателем которого стал Юрий Альберт. Членами КЛАВА автоматически стали фактически все представители искусства концептуального круга; базой объединения стал выставочный зал Пролетарского района в Пересветовом переулке Москвы. В состав «Клуба авангардистов» входили: Иосиф Бакштейн в качестве исполнительного директора и куратора, Борис Матросов в качестве председателя, Никита Алексеев, Сергей Ануфриев, Свен Гундлах, Елена Елагина, Вадим Захаров, Георгий Кизевальтер, Игорь Макаревич, Андрей Монастырский, Ирина Нахова, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн и Андрей Филиппов и другие. 

В конце 1980-х годов Юрий Альберт начинает работать над серией «Элитарно-демократическое искусство», где художник затрагивает тему «понимания / непонимания» искусства. Для художника вопрос того, как зритель «считывает» и воспринимает произведение искусства оказывается одним из ключевых. Работы серии (таких как «Живопись для слепых…» или «Искусство для глухонемых…») вписываются в ряд «умозрительной живописи» концептуалистского круга; зритель должен проделать работу для понимания «текста», вычленения нарратива в абстрактном, становясь со-участником произведения искусства. 

В 1990 году  Юрий Альберт переехал в Кельн, Германия, участвуя в групповых проектах как в России, так и зарубежом. В 2007 году Альберт стал финалистом премии Кандинского в номинации «Проект года» с проектом «Мой рост 21 марта 2007 года»: художник отметил свой рост на дверном косяке в зале Иванова в Государственной Третьяковской галерее. В сравнении с важнейшим художником русского классического искусства Юрий Альберт «поставил» себя ниже мастера, буквально намекая, что он еще не дорос до уровня создателя «Явления Христа народу». 

В 2008 году Юрием Альбертом было создано творческое объединение «Купидон», в состав которого также входили Виктор Скерсис и Андрей Филиппов. Первым проектом группы стала умозрительно-изобразительная инсталляция «Витя и зайцы. Фрама, Прагма и Энигма» (2008) в центре творческих индустрий «Фабрика». О самом проекте художники заявили на пригласительном билете: «… Что такое творчество? Зачем тыкать зеркало в лицо искусства? Как метаматематический бред вспенивает логику смысловых искажений? В чем различие между пост- и метаконцептуализмом? Зачем все это нужно зрителям? И при чем тут зайцы? Вот такие вопросы встанут перед вами на этой выставке».

В 2013 году прошла масштабная ретроспективная выставка художника «Что этим хотел сказать художник?» в Московском музее современного искусства под кураторством искусствоведа Екатерины Деготь, представившая работы Альберта от 1970-х годов по время проведения выставки. Проект был удостоен Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства». 

Творчество Юрия Альберта относится ко второй волне московского концептуализма, возникшей в начале 1980-х годов во время перестройки. В качестве основы для своих произведений Альберт нередко обращается к уже готовым художественным высказываниям ключевых представителей западного и отечественного искусства, переинтерпретируя их в рамках собственной авторской парадигмы. Важным аспектом для Юрия Альберта оказывается текст и, соответственно, визуальный аспект художественного произведения в соотношении с его формальными признаками. В классическом виде текст выступает как вторничное дополнение, комментарии к визуальному образу; Юрий Альберт же ставит литературный нарратив наравне с пластическим языком, наследуя западным концептуалистам первого поколения (например, Джозеф Кошут, группа «Art and language»). Сам автор позиционирует свое творчество как практические эксперименты в области критики, теории и истории искусства; сами критические и теоретические труды начинают выступать в качестве художественных произведений. 

Акцент на текст, на «рассказ» формирует другую важную особенность творчества Юрия Альберта — подчеркнутая темпоральность художественного действия, доминирующая над пространством. Произведение искусства становится ценным не только как факт самого художественного производства, но и как длительный процесс времени его создания. В этой темпоральности художник задается вопросом «что есть искусство», экспериментальным путем отвечая на него порой ироничными и юмористическими высказываниями. Момент восприятия творчества как процесса в своей претензии на глобальность, масштабность сближает Юрия Альберта с основателями направления соц-арта Комаром и Меламидом; если Соков, Лебедев или Косолапов строили свое творчество на присвоении языков массовой культуры, то дует Комара и Меламида впервые заявили о создании длительного и многогранного проекта. Анастасия Тимофеенко

#70-80-е
Работы
Цифры в темноте — Ноль

Цифры в темноте — Ноль 1997. Холст, масло. 18х24

Цифры в темноте — Восемь

Цифры в темноте — Восемь 1997. Холст, масло. 18х24

Регата в Венеции (Шрифт Брайля)

Регата в Венеции (Шрифт Брайля) 1995. Дерево, масло. 30x60

Новости
Выставки

2018-2019 Yuri Albert. Elitär-demokratische Kunst. Kunstmuseum Liechtenstein. Вадуц. Лихтенштейн
2018 Yuri Albert. Werke und Tage. Stiftung Arina Kowner. Швейцария
2015 Юрий Альберт. Мне так много надо сказать вам своим искусством. Stella Art Foundation. Москва
2014 Юрий Альберт. Fragen der Kunst: Moskauer Abstimmung. Zentrum fur Kunstpublikationen Weserburg. Бремен. Германия
2013 Юрий Альберт. Ретроспектива. Московский музей современного искусства. Москва
2011-2012 Юрий Альберт, Константин Звездочетов, Андрей Филиппов. Книжники. State Museum of Contemporary Art. Салоники. Греция
2011 Юрий Альберт. Автопортреты с завязанными глазами. Paperworks Gallery. Москва
2011 Метафорей. Совм. с В. Скерсисом, А. Филипповым. Stella Art Foundation. Москва
2009 Юрий Альберт. Moscow Poll. Paperworks gallery. Москва
2008 Творческое объединение «Купидон». Умозрительно-изобразительная инсталляция «Витя и зайцы». «Фрагма, Прагма и Энигма». Центр творческих индустрий «Фабрика». Москва
2008 Рассказы об искусстве. Нижегородский художественный музей. Нижний Новгород
2008 Юрий Альберт. Живопись, скульптура, графика. Stella Art Foundation. Москва
2007 Юрий Альберт. Выставка. Фонд поддержки визуальных искусств «Эра». Москва
2004 Юрий Альберт. Живопись. Галерея Гельмана. Москва
1999 Selbstportrait mit geschlossenen Augen. Нидерландский дом. Мюнстер. Германия
1998 Spectators. Overcoat gallery. Москва
1997 Le chef d’oervre inconnu, Hohenthal und Bergen Galerie. Мюнхен. Германия
1996 Автопортрет с закрытыми глазами. Центр современного искусства. Москва
1995 Jury Albert. Mami, schau ein Kunstler! Galerie Hohenthal und Bergen. Берлин. Германия
1994 Юрий Альберт и Владислав Ефимов. Галерея 1.0. Москва
1993 Triple Trying. Совм. с А. Филипповым и В. Приговым. Институт современного искусства. Москва
1992 Как я стал художником. Совм. с Д. Гутовым. Лаборатория ЦСИ. Москва
1992 Юрий Альберт. Мама, смотри – художник! L Галерея. Москва
1992 Картины, собранные Юрием Альбертом. Галерея 1.0. Москва
1990 Юрий Альберт. Neue Arbeiten. KEGallery. Кельн. Германия
1989 Moscow Days. Прага. Чехия
1988 Fragments of the Moscow Underground. Совм. с В. Захаровым. Хельсинки. Финляндия

2021 Энди Уорхол и русское искусство. Севкабель Порт. Санкт-Петербург
2020
Воспоминание об APTART. Московский музей современного искусства. Москва
2019-2020 Секретики: копание в советском андеграунде. 1966 – 1985. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2019 Между нулем и единицей. Александр Панкин и авангарды. Московский музей современного искусства. Москва
2019 Аллегорическая абстракция. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2018 Генеральная репетиция. Московский музей современного искусства. Москва
2017 Простые чувства. Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства. Нижний Новгород
2016 Thinking Pictures: Moscow Conceptual Art in the Dodge Collection. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Брансуик, Нью-Джерси. США
2016 Ситуация искусства в музее PERMM. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2015 90-е. Ельцин-центр. Екатеринбург
2015 Демотиваторы. Галерея ИМХО. Саратов
2015 Духовка и нетленка. Музей Москвы. Москва
2015 Грамматика свободы / пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+ Музея современного искусства в Любляне. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2014-2015 Музей с предсказаниями. Московский музей современного искусства. Москва
2014 Андеграунд. Земляное яблоко. МОСКООП. Москва
2014 Перформанс в России: картография истории. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2014 do it Москва. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2014 Актуальный рисунок. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2014 Наверху. Музей Москвы. Москва
2013 Юрий Альберт – Екатерина Деготь. Что этим хотел сказать художник? Московский музей современного искусства. Москва
2013 Стабильность. Призраки. Random Gallery. Москва
2013 Dreaming Russia. Works from the Gazprombank Collection. Albertina Museum. Тьер. Франция
2013 Реконструкция. Часть I. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2013 Невесомость. Выставочный центр «Рабочий и колхозница». Москва
2013 Трудности перевода. Ca’ Foscari University of Venice. Венеция. Италия
2012 Тираж ограничен. Открытая галерея. Москва
2012 Я был здесь! Открытая галерея. Москва
2011 Искусства есть искусство есть искусство. Московский музей современного искусства. Москва
2011 Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства в русском искусстве XIX-XXI веков. Государственная Третьяковская галерея на Крымского Валу. Москва
2011 Линия. Современное искусство из коллекции Михаила Алшибая к 75-летию Леонида Талочкина. Музейный центр РГГУ. Москва
2011 Расширенное Кино. Часть 2. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2010 Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-е – 80-е годы XX века. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2010 Contrepoint. L’art contemporain russe. Musee du Louvre. Париж. Франция
2010 Невыносимая свобода творчества. ВДНХ. Москва
2010 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Государственный центр современного искусства. Москва
2010 Glasnost: Soviet non-conformist art from the 1980s. The Haunch of Venison. Солсбери. Великобритания
2009 Против исключения. Центр современной культуры «Гараж». Москва
2009 Олег Кулик. Пространственная литургия №3. ЦУМ. Москв
2009 Творческое объединение «Купидон» (Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов. Show and Tell. Художник и его модель. Stella Art Foundation. Москва
2009 Коллекция и архив Вадима Захарова. Государственный центр современного искусства. Москва
2009 Кризис самоидентификации. Открытая галерея. Москва
2009 Русский леттризм. Работа художника со словом от концептуализма до актуального искусства. Центральный дом художника. Москва
2009 That Obscure Object of Art. Ca’ Rezzonico. Венеция. Италия
2009 Будущее зависит от тебя. Новые правила. Московский музей современного искусства. Москва
2008 Suspended. Georgien/ Russland – Begegnung auf einem anderen Terrain. Neues Kunstforum Köln. Кельн. Германия
2008 Dieses obscure Object der Kunst: Russische Gegenwartskunst 1975-2007 / That Obscure Object of Art: Contemporary Russian Art 1975-2007. Kunsthistorisches Museum. Вена. Австрия
2008 – 2009 Русское бедное. Музей современного искусства PERMM. Пермь
2008 Будущее зависит от тебя. Новые правила. Владивосток; Красноярск; Хабаровск; Новосибирск; Екатеринбург; Самара; Краснодар
2008 Die Totale Aufklärung. Moskauer Konzepkunst 1960-1990. Schirn Kunsthalle Frankfurt. Франкфурт-на-Майне. Германия
2008 +7(495)… Художники русского зарубежья из коллекции ГЦСИ. Государственный музей центр современного искусства. Москва
2007 Слово и изображение. Государственный центр современного искусства. Москва
2007 Мыслящий реализм. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2007 Горе от ума. VP Studio. Москва
2007 Дневник художника. Центральный дом художника. Москва
2007 Верю. Центр современного искусства «Винзавод». Москва
2007 История российского видеоарта – Том 1. Московский музей современного искусства. Москва
2006 Essence of Life – Essence of Art. Moderna Galeija. Любляна. Словения
2006 Новое в коллекции. Государственный центр современного искусства. Москва
2005 Коллаж в России. XX век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2005 Смысл жизни – смысл искусства. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2005 Художники начала века. Видеоарт. WAM. Москва
2005 Портрет лица. Центр современного искусства M’APC. Москва
2005 Angels of History. M HKA. Антверпен. Бельгия
2005 Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2005 Рефлексия. Государственный центр современного искусства. Москва
2005 Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000-х. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2005 7 grehov. Ljubljana – Moskva. Arteast razstava. Moderna Galerija. Любляна. Словения
2004 Мой Кабаков. Stella Art Foundation. Москва
2004 Einladung zur Hinrichtung. Galerie Schuppenhauer. Германия
2003-2004 Moskauer Moskauer Konzeptualismus. Sammlung Haralampi G. Oroschakoff und Sammlung-Verlag-Archiv Vadim Zakharov. Kupferstichkabinett. Берлин. Германия
2003 Кочевники искусства. Современные русские художники в Германии. Центральный дом художника. Москва
2003 Die Geschichte der russischen Kunst – Von der russischen Avantgarde bis zur Konzeptualisten. Berlin – Moskau / Moskau – Berlin. 1955 – 2000. Martin-Gropius-Bau. Берлин. Германия
2002 Евро. Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Москва
2001 Praprintium. Museum fur Literatur am Oberrhein. Карлсруе. Германия
2001 Warhol Connections (Энди Уорхол и русские художники). Галерея Гельмана. Москва
2001 Таинственный родственник. Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана. Москва
2000 – 2001 Das Rote Haus. Zeitgenossische russische Kunst aus der Sammlung Bierfreund. Stadtische Glerie Bietigheim-Bissengen. Битигхайм-Биссинген. Германия
2000 2000+ Arteast Collection. The Art of Eastern Europe in Dialogue with the West. From the 1960s to the present. MG+MSUM. Любляна. Словения
2000 Le fou dedouble. L’idiotie comme straregie contemporaine. Chateau d’Oiron. Париж. Франция
2000 Клуб авангардистов (КЛАВА). Родина или смерть. Музей нонконформистского искусства. Санкт-Петербург
1999 Praprintium. Seltene Bucher aus dem Moskauer Samizdat. Osterreichische Nationalbibliothek. Вена. Австрия
1999 – 2000 Безумный двойник. Выставка смешного искусства. Центральный дом художника. Москва
1999 Музей современного искусства. Центральный дом художника. Москва
1999 Русское искусство конца 1950-х, начала 1980-х годов (от абстракции до концептуализма). Центральный дом художника. Москва
1998-1999 Praprintium. Seltene Bucher aus dem Moskauer Samizdat. Neues Museum Weserburg. Бремен. Германия
1997 Mystical Correct. Galerie Hohenthal und Bergen. Берлин. Германия
1996 Flug, Entfernung, Verschwinden. Konzeptuelle. Moskauer Kunst. Teil 3. Stadtgalerie im Sophienhof. Киль. Германия
1996 Клуб Авангардистов. Работы разных лет (1986-1996). Пересветов переулок. Москва
1995 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957-1995. Sammlung des Staarlichen Zarizino-Museums. Moskau. Staatliches Lindenau-Museum. Альтенбург. Германия
1995 Flug, Entfernung, Verschwinden. Konzeptuelle Moskauer Kunst. Teil 2. Kunstlerwerkstatt Lothringer Strasse. Мюнхен. Германия
1995 Kraftemessen. Eine Ausstellung ost-ostlicher Positionen innerhalb der westlichen Welt. Teil 2. Privatisierungen. Kunstlerwerkstatt Lothringer Strasse. Мюнхен. Германия
1995 Zeichnungen der Moskauer Szene. Galerie Hohenthal & Litter. Мюнхен. Германия
1995 Kraftmaessen: eine Austellung ost-oestlicher Positionen innerhalb der westlichen Welt. Kunstlerwerkstatt Lothringer Strasse. Мюнхен. Германия
1995 Kunst imVerborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957-1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino-Museums, Moskau. Documenta-Halle. Кассель. Германия
1994 Репродукция Mon Amour. Центр современного искусства. Москва
1994 Художник вместо произведения. Центральный дом художника. Москва
1994 Искусство внутреннего пространства. Галерея 1.0. Москва
1994-1995 Fluchtpunkt Moskau. Werke der Sammlung Ludwig und Arbeiten fur Aachen. Ludwig Forum fur Internationale Kunst. Аахен. Германия