Молодой художник из Кызыла, Республика Тыва. В 2009 г. окончил Институт проблем современного искусства Иосифа Бакштейна. В этом же году получил премию Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года», став самым юным призером премии за всю ее историю; в 2019 г. также стал лауреатом премии Кандинского в номинации «Проект года». Масштабный трёхчастный проект Антуфьева «Когда искусство становится ландшафтом» проходил в рамках Manifesta 12 (Палермо, Италия), в филиале РАХ музее-мастерской С. Т. Коненкова и в Мультимедиа Арт музее. Работает преимущественно с объектами, скульптурой и инсталляцией. Вдохновляясь народным искусством, «примитивными» и эзотерическими мотивами, архивными материалами и осмысляя проблематику памяти, истории и ее репрезентации, создает собственные мифологию и пластический язык, «мимикрирующий» под архаическую форму.
Работы Евгения Антуфьева находятся в Tate Modern (Лондон. Великобритания), Collezione Maremoti (Реджио Эмилия. Италия), M HKA (Антверпен. Бельгия), Московском музее современного искусства, Мультимедиа Арт музее (Москва) и других собраниях. ...
Евгений Антуфьев родился в 1986 году в г.Кызыл (Республика Тыва). Один из ключевых российских художников своего поколения. Он закончил Институт Проблем Современного Искусства в 2009 году и тогда же, в возрасте 23 лет, получил премию Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года», став самым юным номинантом за всю историю премии.
Творчество Антуфьева — это, прежде всего, оригинальная работа с материалом. Интерес художника к археологическим и краеведческим исследованиям лег в основу многих его серий. Используя антропологический подход, Антуфьев создал свою собственную мифологию, в основе которой — шаманские обычаи Тывы, где вырос художник, элементы традиционных ремесел, мифологические персонажи народов мира, заново интерпретированные художником.
В своих работах Антуфьев исследует влияние на человеческую культуру различных материалов, таких как камень, кость, дерево, янтарь и бронза. Созданные Антуфьевым миры находятся на стыке природы и культуры, легенды и фактов, реального и вымышленного, а тонкое обращение с эстетикой китча добавляет произведениям художника заряд иронии. Основным вдохновением для работ из бронзы и меди художника служат золотые украшения из скифских курганов в Тыве и шаманские ножи и зеркала из меди. Не являясь точными копиями, специально упрощенные, работы обращаются к архаической наивной пластике древних народов и особенно скифов. В 2018 году в Палермо прошла выставка художника, где работы из бронзы соседствовали с работами этрусков и древних греков. Проект «Когда искусство становится частью ландшафта» получил свое продолжение в Москве на площадках Мультимедиа Арт музея и Творческой мастерской С.Т. Конёнкова и был удостоен премии Кандинского в номинации «Проект года».
Антуфьев много и часто выставляется: на сегодняшний день у него было уже более 25 персональных выставок. В 2016-м он стал единственным представителем России на Европейской биеннале современного искусства Manifesta 11. Художник принимал участие в важных международных и российских групповых выставках, среди которых «Метаморфоза. Искусство в Европе сегодня» в Фонде современного искусства Cartier (Париж, 2019), 1-ая Триеннале современного российского искусства (Музей «Гараж, 2017), выставка Ostalgia в New Museum (Нью-Йорк, 2011).
“Евгений Антуфьев — единственный российский художник своего поколения, который последовательно демонстрирует уникальную чуткость к архаике, специфическому типу мифологического сознания, проявления которого ему удается обнаружить в современном мире. Антуфьев возвращает вещному миру его давно утраченное сакральное содержание, он словно заново изобретает предметы, различные объекты, и в этот микроакт творения художник вовлекает всё многоообразие знакомых материалов и вещей: одежду, кристаллы, минералы, насекомых, мрамор, животных, дерево, бусины и пр. Антуфьев шьет, вышивает, вырезает, выпиливает, размалывает, собирает предметы, его действия подчиняются логике шаманского ритуала, мистерии. И в этот момент Антуфьеву открывается настоящая свобода, пространство, избавленное от Эвклида, в котором возникает единство физической и символической сущности вещей” (Екатерина Иноземцева).
Анастасия Тимофеенко
Без названия 2021. Бронза, малахит, эмаль. 89×36×39
Без названия 2018. Бронза. 42×36 (маска) 10×18×17 (ваза)
Без названия 2018. Бронза. 41×28×28
Emalin gallery. Лондон. Великобритания
2022 Evgeny Antufiev & Lyubov Nalogina. We are a long echo of each other. Emalin gallery. Лондон. Великобритания
2021 Dead Nations: Eternal version. The National Etruscan Museum. Рим. Италия
2019 Dead Nations: Golden Age Version. Chiesa di San Giuseppe delle Scalze. Неаполь. Италия
2018 Евгений Антуфьев - Дмитрий Краснопевцев. Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта. Часть III. Мультимедиа Арт Музей. Москва
2018 Когда искусство становится частью ландшафта. Часть II. Мемориальный музей-студия С.Т. Коненкова; Филиал российской академии художеств. Москва
2018 When art become part of the landscape. Part I. Museo archeologico regionale Antonio Salinas. Палермо. Италия
2017 Organic resistance: body and knife – crossing the border. Contemporary Gallery and Visual Art Centre MOSTYN. Мостин. Англия
2017 Immunity Forever. Museum of Contemporary Art M HKA. Антверпен. Бельгия
2017 Wild Card 6: The War and Peace Project. Immortality Forever: Leo Tolstoy Rooms. Музей Strauhof. Цюрих. Швейцария
2017 With a copper mask in one hand and a vase full of secrets in the other, my body will rest in a sarcophagus guarded by twelve specially trained monsters. Gallery Emalin. Лондон. Англия
2016 Eternal Garden. Z20 Sara Zanin Gallery. Рим. Италия
2016 Хрупкие вещи. Pechersky Gallery. Москва
2016 Eternal Garden. Manifesta 11. Water church. Цюрих. Швейцария
2015 Бессмертие навсегда. Московский Музей Современного Искусства. Москва
2015 Семь подземных королей или краткая история тени. Галерея «Риджина». Москва
2015 Fusion and Absorption. Z20 Sara Zanin Gallery. Рим. Италия
2014 Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор: слияние. Исследование материалов. Мультимедиа Арт Музей. Москва
2013 Twelve, Wood, Dolphin, Knife, Bowl, Mask, Crystal, Bones and Marble - Fusion. Exploring Materials. Collezione Maramotti. Реджо-нель-Эмилия. Италяи
2012 Исследование материала: поглощение. Галерея «Риджина». Москва
2011 Сияние. Совм. с Иваном Оюном. Gallery White. Москва
2010 Крылья ужаса. Галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
2009 Мифы моего детства. Галерея «Глобус». Санкт-Петербург
2008 Объекты защиты. Площадка «Старт». ЦСИ «Винзавод». Москва
2022 Все в сад! Фонд RuArts. Москва
2022 Вещи. Музей Art4. Москва
2021 Мертвые народы. Версия Рестлинг. Я моторы гондолы разбираю на части. ГЭС-2. Москва
2021 Triennial: Soft Water Hard Stone. New Museum of Contemporary Art. Нью-Йорк. США
2020 Русская сказка. От Васнецова до сих пор. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2019 Острова Блаженных. Дербенев-Центр. Иваново
2019 Rehang: Archives. Collezione Maramotti. Реджо-Эмилия. Италия
2019 5-ая Уральская Индустриальная Биеннале «Бессмертие». Екатеринбург
2019 Metamorphosis. Art in Europe Now. The Foundation Cartier. Париж. Франция
2018 Ballpoint pen poem. Рисунок и объект. Перелетный кабак. Москва
2018 Baltic Triennial 13: Give Up the Ghost. Contemporary Art Center. Вильнюс. Литва
2018 Mad House. Мультимедиа Арт Музей. Москва
2017 Достояние. Народность. Галерея «Виктория». Самара
2017 Карт-бланш. Опыты нечеловеческого гостеприимства. Московский музей современного искусства. Москва
2017 Триеннале современного российского искусства. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2017 Опыты нечеловеческого гостеприимства. Московский музей современного искусства. Москва
2016 Manifesta 11. Helmhaus Museum. Цюрих. Швейцария
2016 Все взгляды на меня. Параллельная программа 5-ой Московской биеннале молодого искусства. Pechersky Gallery. Москва
2016 CABARET KULTURA with V-A-C Live. Whitechapel Gallery. Лондон. Англия
2015 …ура! Скульптура! ЦСИ «Винзавод». Москва
2015 BALAGAN!!! Max Liebermann Haus; Kühlhaus am Gleisdreieck: MOMENTUM. Берлин. Германия
2014 Contemporary locus 8. Monastero del Carmine. Бергамо. Италия
2013 Navicula Artis 1992-2012. Культпроект. Москва
2012 Garden of Eden. Palais de Tokyo. Париж. Франция
2011 Ostalgia. New Museum. Нью-Йорк. США
2010 Время, вперед? Научно-технический комплекс «Союз». Москва
2009 Ручной труд. Часть I. Рукоделие. Галерея «Проун». Москва
2009 Пространство тишины. Фабрика «Красное знамя». Санкт-Петербург
2009 Дальше действовать будем мы! ТЦ «Петровский пассаж». Воронеж