Никита Алексеев

1953-2021

Никита Алексеев — Коллекция

Никита Алексеев родился в 1953 году в Москве. С 1964 по 1967 года учился в Московской средней художественной школе при МГХИ им. В. И. Сурикова. По окончании учился в Московском областном художественном училище Памяти 1905 года на отделении промышленной графики и рекламы до 1972 года. С конца 1960-х годов он состоял в кругу молодых московских поэтов вместе с Андреем Монастырским, Николаем Панитковым и Львом Рубинштейном, работая над собственными поэтическими произведениями, которые художник-поэт не раз оглашал на «подпольных» чтениях. Представитель московского концептуализма. В 1976-1983 годах был участником группы «Коллективные действия». Участвовал в «Диссидентской биеннале» в Венеции в 1977 году. Основатель движения «АПТАРТ» и одноимённой галереи, что располагалась в его однокомнатной московской квартире. С 1987 по 1993 года жил во Франции, после чего вернулся в Москву.

Работы Никиты Алексеева находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University(Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США), Kapferstichkabinett, Staatliche Museum (Берлин, Германия), The Nasher Museum of Art at Duke University (Дарем, Великобритания), Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Русском музее и других собраниях.

С 1973 по 1976 года учился в Московском полиграфическом институте на факультете художественно-технического оформления печатной продукции, не доучившись последний курс: интересы Алексеева перестали совпадать с академическими дисциплинами. Во время обучения он начинает интересоваться неофициальным, новым искусством художников «Сретенского бульвара», одними из важнейших представителей которого были Илья Кабаков и Иван Чуйков: автор исследует процессы формотворчества, выделяя текст как самоценный художественный элемент.

В 1973 году Алексеев создает серию «Поэзия вещей»: раскрашенные объекты из оргалита выступали как «подобие» реальных бытовых вещей, продолжая мотивы творчества Р. Магритта. Однако Алексеева интересовал не столько силуэт предмета, но полное его физическое воплощение, имитация ощущения «присутствия». Свое ранее творчество сам художник называл «абстракцией сюрреалистического толка», влияние на которое оказали не только искусство Магритта, но и Андрея Монастырского (к этому времени Монастырский приступил к созданию различных объектов).

В 1976 году Никита Алексеев стал участником группы «Коллективные действия» во главе с Андреем Монастырским – одной из ключевых групп московского концептуализма. Деятельность КД была отлична своими акциями и перформансами, «поездками за город» (термин А. Монастырского) — акционным жанром с исследованием процесса различных этапов пути к месту назначения. Помимо участия в коллективном творчестве группы, Алексеев проводит собственные акции: сценарная жесткость и упорядоченность акций КД сменялась на пространство для импровизации, спонтанности.

К началу 1980-х годов Никита Алексеев становится одним из ключевых представителей московского концептуализма. В качестве персонажа он появляется в инсталляции Ильи Кабакова «Нома, или московский концептуальный круг», посвященной «основателем» московского романтического концептуализма 1970-1980-х годов. В это же время Алексеев постепенно отходит от творческой деятельности КД в пользу разработки нового художественного языка на основе практик концептуализма. В 1982 году он основал галерею «Аптарт» в своей квартире: небольшая однушка впоследствии стала сосредоточением нового направления «подпольного» искусства. Отойдя от метафизики, философствования, строгости и структурности устоявшегося концептуалистского круга близ Ильи Кабакова и Андрея Монастырского, Никита Алексеев и его единомышленники создавали уже более спонтанное, витальное, порой агрессивное искусство.

Некоторое время Алексеев работал преимущественно с графикой (помимо объектов и живописи). Однако, пластический язык художника непрерывно трансформировался в поисках новых путей самовыражения: Никита Алексеев работал в живописи с рельефными поверхностями, используя различные фактурные материалы; придумал совместно с Гундлахом способ закрашивая больших поверхностей — «тусовку» (наложение широких и коротких мазов крест-накрест); с середины 1980-х начал использовать столовую клеенку вместо холста, что позвонило художнику создавать крупноформатные работы до 4 метро в длину.

В 1987 году Никита Алексеев эмигрирует во Францию, где помимо живописи на клеенках работает над «самиздатом». Излюбленными материалами художника постепенно становятся тушь, перо, цветной и графитный карандаши; автор создает графические листы, объекты в жанре «книга художника», альбомы-комиксы, исследуя взаимодействие изображения и текста.

В 1993 году Алексеев возвращается в Москву, где работает также в качестве куратора и автора статей об искусстве. В 2000 году начал создавать серию «Предсмертные рисунки»: каждый день автор работал над одним монохромным графическим листом, воспринимая его как последний. Алексеев создал более 1000 таких работ. В 2004 году художник получил грант Фонда Иосифа Бродского и Американской академии в Риме; в 2009 году был номинирован на государственную премию в области современного искусства «Инновация», а в 2010 – на премию Кандинского. Художник умер 26 марта 2021 года в Москве. Анастасия Тимофеенко

#70-80-е
Работы
Из серии Good artist is a dead blind artist

Из серии Good artist is a dead blind artist 2019. Бумага, акварель. 40×30

Из серии Magritte pour la cuisine

Из серии Magritte pour la cuisine 2015. Бумага, акварель. 23×30

Полотенца. Воспоминания о лете

Полотенца. Воспоминания о лете 2003. Бумага, масляная пастель. 100×70

Из серии «Предсмертные рисунки»

Из серии «Предсмертные рисунки» 2002. Бумага, карандаш. 47×31

Без названия

Без названия 1984. Оргалит, темпера. 100×100

Выставки

2021 Ближе к смыслу. Мультимедиа Арт музей. Москва
2018 Никита Алексеев. Короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки. Перелетный кабак. Москва
2017 Nikita Alexeev. A Night at Store. Chiba University. Чиба. Япония
2015 Nikita Alexeev. Landscapes in Three Languages / Пейзажи на трех языках / Paysages en trois langues. Galerie Iragui. Москва
2014 Никита Алексеев. Table-clothes, Vegetables, Putin’s Female Incarnations. Galerie Iragui. Москва
2014 Скупой русский пейзаж. Совм. с Борисом Матросовым. Gridchinhall. Дмитровское
2014 Das Ufer. Villa Corcordia. Бамберг. Германия
2013 Eurasian Songs. KUAD gallery. Стамбул. Турция
2011 Бумажные часовни. Gridchinhall. Дмитровское
2011 Никита Алексеев. Зимняя коллекция 2011. Фонд поддержки визуальных искусств «Эра». Москва
2011 Никита Алексеев. Pin-Ups. Galerie Irague. Москва
2011 Средиземноморские вопросы и ответы. Музей литературы Серебряного века. Москва
2010 Квазимир Мухлевич и другие. Совм. с Олегом Яковлевым. Галерея на Вспольном. Москва
2010 Много-мало-мало-много. Stella Art Foundation. Москва
2010 Impressions. GMG Gallery. Москва
2009 Виды Заречья. Государственный центр современного искусства. Москва
2009 Троичная живопись и стихи/ Вижу людей как деревья. ЦТИ «Фабрика». Москва
2008 Это есть. Этого нет. Это есть. Галерея GMG. Москва
2007 Ширмы. Московский музей архитектуры им. Щусева. Москва
2007 Серебро – золото, 33702 Путиных и другие истории. Paperworks gallery. Москва
2007 54 зимы. Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета. Москва
2005 Никита Алексеев, Игнат Данильцев. Двенадцать из Гольцхейма. Мультимедиа Арт Музей. Москва
2005 Бог да-да. Фотосинтез. Фаза 2. Галерея «ЕК Арт-бюро». Москва
2004 Монтаж / Final cut. Галерея «ЕК Арт-бюро». Москва
2004 Полотенца. Воспоминания о лете. XL Галерея. Москва
2003 Предсмертные рисунки. Всякое дыхание да славит Господа. Галерея «Улица О. Г. И.». Москва
2001 Дуга стабильности. Северо-Западный филиал Государственного центра современного искусства. Санкт-Петербург
2000 Никита Алексеев. Прямая речь. Акция. Москва
1996 Никита Алексеев. На 44 каналах. XL Галерея. Москва
1994 Две луны. XL галерея. Москва
1994 Никита Алексеев. Живопись, графика, скульптура. Якут. Москва
1992 Крестообразные песни. L-галерея. Москва
1989 Liebe und Tod. Galerie Roesinger. Кельн. Германия
1988 Alexeev. Klein. Schmitz. Sunder-Plassmann. Берлин. Германия
1984 Для души и тельца. Совм. с Константином Звездочетовым. Галерея APTART. Москва

2023 Краткая история отсутствия. ГЭС-2. Москва
2023 Collector's track. Noōdome x Ассоциация галерей. Москва
2022
Механизм отчуждения. Московский музей современного искусства. Москва
2022 Время азбуки. KGallery. Санкт-Петербург
2021-2022 Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2021-2022 Незабываемое. Избранные работы из коллекции Московского музея современного искусства. ЦСИ «Арсенал». Москва
2020 Воспоминание об APTART. Московский музей современного искусства. Образовательный центр. Москва
2019 Секретики: копание в советском андеграунде. 1966-1985. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2018 Ballpoint pen poem. Рисунок и объект. Перелетный кабак. Москва
2016 Thinking Pictures: Moscow Conceptual Art in the Dodge Collection. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Брансуик, Нью-Джерси. США
2015 МАХУ 1925-2915/Традиции и современность. ВДНХ. Москва
2015 Духовка и нетленка. Фрагменты из жизни. Музей Москвы. Москва
2015 Искусство быть рядом. Московский музей современного искусства. Москва
2015 Нотация. ЦТИ «Фабрика». Москва
2014 Андеграунд. Земляное яблоко. МОСКООП. Москва
2014 Перформанс в России: картография истории. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2014 do it Москва. Музей современного искусства «Гараж». Москва
2014 Скупой русский пейзаж. Gridchinhall. Дмитровское
2014 Актуальный рисунок. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2013-2014 Бесполезная красота. Центральный дом художника. Москва
2013 Dreaming Russia. Works from the Gazprombank Collection. Albertina Museum. Вена. Австрия
2013 Реконструкция. Часть I. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2013 Волки и овцы. Государственный литературный музей. Москва
2013 Книги на острие современного искусства. Российская Государственная библиотека искусств. Москва
2013 Lost in Translation. Ca’ Foscari University of Venice. Венеция. Италия
2012 Открытки от художников. VP Studio. Москва
2012 Московский концептуализм. Начало. Волго-Вятский филиал ГЦСИ. Нижний Новгород
2011 Искусство есть искусство есть искусство. Московский музей современного искусства. Москва
2011 Бумажное время. В рамках IV фестиваля современного искусства имени Дмитрия Пригова 2011. Государственный центр современного искусства. Москва
2011 Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства в русском искусстве XIX-XXI веков. Государственная Третьяковская галерея. Москва
2011 Пять папок МАНИ: опыт моделирования культурного пространства. Фонд культуры «Екатерина». Москва
2011 Линия. Современное искусство из коллекции Михаила Алшибая к 75-летию Леонида Талочкина. Музейный центр РГГУ. Москва
2011 Музей «Книга художника». Музей и галерея современного искусства Эрарта. Санкт-Петербург
2011 Чемодан. Выставка произведений из коллекции группы Перцы. Галерея «Е.К. АртБюро. Москва
2010 Из коллекции Германа Титова. Государственный центр современного искусства. Москва
2009 Олег Кулик. Пространственная литургия №3. ЦУМ. Москва
2009 Коллекция и архив Вадима Захарова. Государственный центр современного искусства. Москва
2009 Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве. Центральный дом художника. Москва
2009 Русский леттризм. Работа художника со словом от концептуализма до актуального искусства. Центральный дом художника. Москва
2009 The show must go on! Gallery Marina Concharenko. Москва
2008 Плененные Бахчисараем. Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник. Бахчисарай
2008 Будущее зависит от тебя. Новые правила. Передвижная выставка. Владивосток; Красноярск; Хабаровск; Новосибирск; Екатеринбург; Самара; Краснодар.
2007 Слово и изображение. Государственный центр современного искусства. Москва
2007 Приключения черного квадрата. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2007 Будущее зависит от тебя. Коллекция Пьера-Кристиана Броше. Московский музей современного искусства. Москва
2007 Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Москва
2007 Горе от ума. VP Studio. Москва
2007 Дневник художника. Центральный дом художника. Москва
2005 Искусство для Playboy. Центральный дом художника. Москва
2004 Beyond Memory: Soviet Nonconformist Photography and Photo-Related Works of Art. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Нью-Брансуик, Нью-Джерси. США
2004 Новые поступления. Государственный центр современного искусства. Москва
2003 Обретая свободу. 40 лет нонконформизма. Выставка живописи и графики из коллекции Натальи и Татьяны Колодзей. Центральный дом кино. Москва
2003 Новое начало. Современное искусство из Москвы. Kunsthalle Düsseldorf. Дюссельдорф. Германия
2001 Инспекция «Медицинская герменевтика» и русское искусство 1990-х годов. Центральных дом художника. Москва
2000 Сериалы. ЦВЗ «Манеж». Москва
2000 Le Pole du froid. Inspection Hermeneutique Medicale et l'art russe des annees 90. Ecole nationale superieure des beaux-arts. Париж. Франция
2000 «Звезда М.Г.». Психоделическая линия в российском искусстве 1990-х годов. Сибирская ярмарка
2000 Клуб авангардистов (КЛАВА). Родина или смерть. Музей нонконформистского искусства. Санкт-Петербург
1999 Praprintium. Seltene Bucher aus dem Moskauer Samizdat. Osterreichische Nationalbibliothek. Вена. Австрия
1999 Русское искусство конца 1950-х, начала 1980-х годов (от абстракции до концептуализма). Центральный дом художника. Москва
1999 Russland ohne zeitgenossisches Museum. Teil 2. Galerie ХL. Kulturabteilung Bayer. Берлин. Германия
1997 Mystical Correct. Calerie Hohenthal und Bergen. Берлин. Германия
1997 Марь Иванна – б…дь и дура. Red Art. Москва
1996 В гостях у сказки. Центр современного искусства. Москва
1996 Клуб Авангардистов. Работы разных лет (1986-1966). Пересветов переулок. Москва
1995 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957-1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino-Museums, Moskau. Staatliches Lindenau-Museum. Альтенбург. Германия
1995 Zeichnungen der Moskauer Szene. Galerie Hohenthal & Litter. Мюнхен. Германия
1995 Esotericum. XL Галерея. Москва
1995 Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957-1995. Sammlung des Staatlichen Zarizino-Museums, Moskau. Documenta-Halle. Кассель. Германия
1994 Победа и поражение. Obscuri Viri. Москва
1994 Тяжесть и нежность. L Галерея. Москва
1993 Adresse provisiore pour l’art contemporain russe. Musee de la Poste. Париж. Франция
1993 Живопись, графика, скульптура. Якут. Москва
1992-1993 НОМА или Московский концептуальный круг. Kunsthalle Hamburg. Гамбург. Германия
1991 Музей МАНИ: 40 московских художников во Франкфурте-на-Майне. Karmeliter Kloster. Вена. Австрия
1990 ИсKONSTво. Kultuthuset. Стокгольм. Швеция
1989 Советский аванград 1920-х – 1980-х. Дворец искусств. Минск
1989 Дорогое искусство. Московский дворец молодежи. Москва
1986 Искусство против коммерции, или Битца за искусство. Битцевский парк. Москва